ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ СНАБЖЕНИЕ И ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ СНАБЖЕНИЕ И ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Схема проводок по отражению операций по централизованным поставкам неподведомственным учреждениям и у заказчика, и грузополучателя несколько изменится. У заказчика суммы перечисленных авансов, зачет аванса и оплата счетов поставщика отражаются теми же проводками, что и в первом случае. У заказчика меняется корреспонденция счетов по отражению сумм отправленных ценностей согласно документам поставщиков. Указанные суммы отражаются по дебету счета 1 401 01 241 «Расходы на субсидии государственным организациям» и кредиту счетов 1 302 xx 730 как увеличение кредиторской задолженности по приобретению соответствующих нефинансовых активов.

Централизованное снабжение подведомственных заказчику бюджетных учреждений

Разъяснения по отражению операций по централизованным поставкам материальных ценностей у заказчика и у грузополучателя, приведенные в Письме Федерального казначейства N 42-7.1-01/2.2-397, в случае если заказчик является вышестоящим учреждением, не отличаются от правил учета, предусмотренных п. 245 Инструкции N 70н. Прокомментировать их можно следующим образом:

  • суммы перечисленных авансов отражаются по дебету аналитических счетов счета 1 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам» и кредиту аналитических счетов счета 1 304 05 000 «Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов»;
  • на суммы отправленных ценностей согласно документам поставщиков проводки делаются по дебету аналитических счетов счета 1 304 04 000 «Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств» и кредиту счетов 1 302 xx 730 как увеличение кредиторской задолженности по приобретению соответствующих нефинансовых активов;
  • зачет аванса отражается по дебету счетов 1 302 xx 830 как уменьшение кредиторской задолженности по приобретению соответствующих нефинансовых активов и кредиту счетов аналитического учета счета 1 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам»;
  • оплата заказчиком счетов поставщиков отражается по дебету счетов 1 302 xx 830 как уменьшение кредиторской задолженности по приобретению соответствующих нефинансовых активов и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 1 304 05 000 «Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов»;
  • у бюджетного учреждения — получателя материальных ценностей суммы поступивших основных средств, нематериальных активов, материалов отражаются по дебету аналитических счетов счета 1 106 00 000 как увеличение капитальных вложений в соответствующие нефинансовые активы и кредиту аналитических счетов счета 1 304 04 000 «Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств». Затем стоимость полученных активов подлежит отражению на счетах учета нефинансовых активов.

Общий центр обслуживания, или Аналог в бизнес-структурах

Коммерческие организации тоже стремятся централизовать бухгалтерию. Об этом говорит статистика, всё чаще в России появляются общие центры обслуживания (ОЦО) — отдельные сервисные организации, которые ведут бухгалтерию нескольких подразделений или филиалов одной крупной компании.

Модель взаимодействия со стороны напоминает аутсорсинг. Но это не совсем так, потому что часто главный офис компании полностью контролирует деятельность ОЦО. В случае с аутсорсингом такое невозможно.

Как и централизованная бухгалтерия, ОЦО решает две ключевые проблемы:

  • противоречия в действиях специалистов на местах, разные методологии ведения учёта, отчётности и других операций;
  • высокие финансовые расходы на деятельность разрозненных бухгалтерий в филиалах и подразделениях.

Благодаря ОЦО в холдингах повышаются качество и прозрачность учёта, формируются единые принципы работы. Становится меньше ошибок в документах и фактов искажения данных, выше контроль за хозяйственными операциями и движениями средств.

Выстроить максимально эффективное взаимодействие с централизованной бухгалтерией — одна из важнейших задач в бизнесе. Без цифровизации представить такую модель очень сложно. Именно поэтому компании охотно используют для этого специализированное ПО.

Варианты централизованного снабжения и документальное оформление

Согласно условиям договора поставки при централизованном снабжении материальные ценности могут поступать либо через склад заказчика, либо напрямую грузополучателю.

Помимо договора и сопроводительных документов поставщика, еще одним важным документом, применяемым для оформления взаимосвязанных расчетов между заказчиком и грузополучателем, является извещение (ф. 0504805). Такое извещение в обязательном порядке формируется в двух экземплярах.

Порядок и очередность оформления извещений при централизованном снабжении устанавливаются учетной политикой учреждения-заказчика:

1) в случае формирования заказчиком извещений об отправке поставщиком в адрес грузополучателя материальных ценностей последний при получении извещений осуществляет внутренний контроль за принятием к учету материальных ценностей (их поступлением) и уведомляет заказчика посредством направления ему второго экземпляра извещения о принятии к учету поступивших материальных ценностей. При неполучении материальных ценностей в период, достаточный для их транспортировки, грузополучатель уведомляет заказчика об этом также путем направления извещения;

2) в случае формирования грузополучателем извещений о получении по централизованному снабжению материальных ценностей от поставщика оба экземпляра извещения направляются заказчику. Заказчик при получении извещений заполняет их в своей части и возвращает в подтверждение сформированных взаимосвязанных показателей один экземпляр извещения грузополучателю.

Изложенные выше правила оформления извещений установлены Инструкцией № 162н. Хотя названная инструкция применяется учреждениями, являющимися участниками бюджетного процесса (в частности, казенными учреждениями), по мнению автора, указанные правила могут быть распространены и при оформлении взаимоотношений по централизованному снабжению бюджетных и автономных учреждений.

Процесс организации закупки

Шаг 1. Выявление потребности. Определите требования к закупаемым товарам исходя из ожидаемых характеристик конечного продукта.

Шаг 2. Анализ запасов. Актуализируйте данные о наличии товаров на складе, при нехватке запасов – выявляем количество, необходимое закупить.

Шаг 3. Поиск и выбор поставщика. Рассмотрите коммерческие предложения, выберите одного или нескольких поставщиков, заключите контракты, определите условия и периодичность поставок.

Важно! Выбор поставщика осуществляется с учетом политики компании. Концентрация на одном поставщике позволит получать бонусы и скидки, что выгодно для оптовиков. Но при этом существуют определенные риски срыва поставок и ограничения со стороны партнера.

Шаг 4. Подготовка, размещение и контроль заказа. Автоматизация операций процесса от подготовки заказа до его оплаты и получения сокращает сроки между поставками и позволяет оптимизировать работу отдела закупок. Постоянный контроль за соблюдением сроков и выполнении обязательств поставщика.

Шаг 5. Получение и осмотр товара. Бракованная продукция подлежит возврату и замене. Данные условия необходимо предусмотреть в договоре с поставщиком на этапе подписания договора. На данном этапе также важно правильно организовать на складе хранение сырья по номенклатуре товара, соблюдая технические возможности хранения с сохранением потребительских свойств.

Шаг 6. Документальное сопровождение. Подразумевает подписание входящей документации, оплата товара и возможная претензионная работа, если имеются споры с поставщиками по поводу сроков, количества и качества приобретенного сырья.

Каждый этап закупок предполагает вовлечение большого числа исполнителей и информационных потоков. Речь идет о внешних поставщиках и потребителях, планово-производственном отделе, отделе логистики и транспортировки, отделе контроля качества. Ошибка одного из исполнителей может привести к искажению информации о закупках и возможным финансовым потерям.

Учет операций по централизованной поставке у заказчика

Для осуществления полноценного процесса централизованного снабжения необходимо три участника:

  1. Поставщик материальных ценностей — сторона, с которой заключается государственный (муниципальный) контракт (договор).
  2. Заказчик — вторая сторона заключенного контракта (договора), обеспечивающая расчетную часть процесса.
  3. Грузополучатель — сторона, в адрес которой поступят материальные ценности.

Отражение порядка оформления операций по централизованному снабжению закреплено в Инструкции № 162н разд. 6 «Порядок учета операций по централизованному снабжению материальными ценностями».

Также проведение централизованных закупок и заключение контрактов с поставщиками регулируется Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Заключение контракта (договора) и денежные расчеты при централизованном снабжении казенных учреждений берет на себя сторона заказчик, которая выступает их главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств. Сторона-грузополучатель только принимает материальные ценности.

Все текущие взаиморасчеты между заказчиком и грузополучателем оформляются извещениями в двух экземплярах согласно первичным учетным документам. (п.154 Инструкции № 162н).

Первичный экземпляр извещения формируется заказчиком и уведомляет грузополучателя о том, что материальные ценности отправлены в его адрес, в свою очередь грузополучатель со своей стороны осуществляет внутренний контроль за принятием к учету материальных ценностей и уведомляет об этом заказчика ответным (вторым) экземпляром извещения о принятии к учету поступивших материалов. Согласно п. 155 Инструкции № 162н, существует и вариант когда грузополучатель при получении материальных ценностей от поставщика самостоятельно оформляет извещение в двух экземплярах и направляет их заказчику для заполнения его части.

Принятие к учету поступивших материальных ценностей осуществляется на основании первичных документов учреждения-заказчика. Помимо первичных документов заказчика, содержащихся в п. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», необходимо указать следующие реквизиты:

  • полное наименование заказчика;
  • полное наименование грузополучателя;
  • реквизиты контракта, по которому осуществляется централизованная поставка;
  • код классификации расходов соответствующего бюджета, по которому принимаются и (или) исполняются бюджетные обязательства;
  • иные реквизиты, предусмотренные заказчиком в рамках учетной политики.
Читайте также:  Какие документы нужны для развода в Беларуси через суд с детьми в 2023 году

Хозяйственные операции по централизованному снабжению на стороне заказчика могут отражаться двумя способами, в зависимости от условий заключения контракта (договора) с поставщиком.

Первый вариант, когда поставка материальных ценностей осуществляется напрямую грузополучателям. В этом случае заказчик отражает расчеты с поставщиками и грузополучателями и оформляет бухгалтерские записи на основании полученных от поставщиков оправдательных документов, которые будет подтверждать исполнение обязательств по поставке материальных ценностей грузополучателям и (или) извещений от грузополучателей, подтверждающих поставку.

Обращаю ваше внимание, что при условии формирования извещения заказчиком стоимость материальных ценностей, которые были отгружены грузополучателям, должна учитываться на забалансовом счете 05 «Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению» до момента их фактического получения грузополучателем. После того, как заказчиком будет получено извещение о подтверждении получения материальных ценностей грузополучателем, сумма со счета 05 подлежит списанию.

Второй вариант, когда поставка имущества осуществляется непосредственно заказчику для дальнейшей передачи грузополучателям. В этом случае вложения в данные материальные ценности заказчик отражает в бюджетном учете при его получении от поставщика. Затем заказчик передает имущество грузополучателям, высылая им извещение с приложенными первичными документами, представленных поставщиком в подтверждение исполнения им обязанностей по поставке материальных ценностей в рамках централизованного снабжения. При получении имущества грузополучатель должен направить второй экземпляр извещения заказчику с подтверждением получения материальных ценностей.

Для упрощения понимания отражения хозяйственных операций по централизованному снабжению можно обратиться к таблице 1, где расписаны основные хозяйственные операции и бухгалтерские проводки для их отражения.

Таблица 1. Проводки для операций по централизованному снабжению

Операция Дт Кт
Перечисление аванса поставщику по условиям заключенного контракта (договора) 1 206 3Х 56Х 1 304 05 3Х0
Поступление имущества напрямую грузополучателю 1 304 04 3Х0 1 302 3Х 73Х
Отражение стоимости материальных ценностей, отгруженных поставщиком в адрес грузополучателя 1 304 04 3×0 1 302 3Х 73 х
Отражена одновременно по забалансовому учету стоимость оплаченных и отгруженных грузополучателю материальных ценностей Забаланс 05
Списана с забалансового учета стоимость материальных ценностей, полученных грузополучателями по централизованному снабжению на основании полученных от них вторых экземпляров извещений Забаланс 05
Отражена стоимость произведенных вложений в объекты 1 106 3Х 3Х0 1 302 3Х 73Х
Отражена передача грузополучателю сформированных вложений в объекты 1 304 04 3Х0 1 106 3Х 4Х0
Произведен зачет ранее перечисленного поставщику аванса в рамках централизованного снабжения 1 302 3Х 83Х 1 206 3Х 66Х
Произведен окончательной расчет с поставщиком за поставку 1 302 31 83Х 1 304 05 3Х0

Централизованное снабжение материальными ценностями

1

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Перечисленные активы учитывают на следующих забалансовых счетах.

  • Счет 03 «Бланки строгой отчетности»

Здесь учитывают бланки трудовых книжек, вкладыши к ним, аттестаты, дипломы, свидетельства, сертификаты, бланки листков нетрудоспособности, квитанции и другие БСО.

На счете 03 бланки отражают в момент их выдачи ответственным лицам или, если бланки находятся у ответственных лиц, с момента их приобретения.

БСО учитывают на забалансе в условной оценке один бланк, один рубль или по стоимости приобретения, если так установлено в учетной политике.

Выдача, передача другим юридическим лицам, списание в связи с порчей, хищением или недостачей оформляется актом приема-передачи или актом о списании по стоимости, по которой бланки строгой отчетности были ранее приняты к учету.

  • Скачайте 6 практических примеров учета на забалансовых счетах учреждения в конце статьи в разделе «Шпаргалка».

Теория и практика централизации закупок в регионах

Для начала работы специализированной закупочной инстанции, которая будет ответственна за централизацию, необходимо подписать соответствующее соглашение на уровне региона или муниципалитета. Именно в этом документе будет определена модель работы уполномоченной инстанции и взаимодействия ее с заказчиками, а также спектр передаваемых полномочий.

В соглашении указываются также обязанности, которые будет выполнять центр. В документе должны присутствовать следующие аспекты:

  1. Кто и как выбирает поставщиков товаров и услуг. Например, в Калининградской области заказчики вправе выбрать исполнителей самостоятельно при закупках на сумму до 500 тыс. р.
  2. Кто формирует закупочные комиссии. Уполномоченная инстанция может задействовать в них представителей заказчика либо не делать этого.
  3. В интересах каких заказчиков будет работать центр. Например, в Саратове действия центра распространяются практически на всех заказчиков по 44-ФЗ: региональные органы власти, бюджетные и казенные учреждения. А в других регионах полномочия центра распространяются на ограниченный круг заказчиков.
  4. Отрасли, в который закупки проводятся централизованно. Например, лекарства закупаются в РФ через Минздрав на основании поступившей сводной заявки-потребности (согласно Приказу №357 от 1996 года). Также через центр покупают и отечественное ПО по Постановлению Правительства №658 от 2018 года. Контролирует такие закупки Минкомсвязи, а контролирует казначейство.
  1. 3. Порядок учета материальных ценностей, полученных по централизованному снабжению
  2. 3. Порядок учета материальных ценностей, оплаченных по централизованному снабжению
  3. 2. Регистры бухгалтерского учета, используемые для учета операций с материальными ценностями, полученными по централизованному снабжению
  4. Санкционирование расходов бюджетов. Централизованное снабжение бюджетных учреждений.
  5. 2. Регистры бухгалтерского учета, используемые для учета операций с материальными ценностями, оплаченными по централизованному снабжению
  6. 1. Оплаченные по централизованному снабжению материальные ценности, учитываемые учреждением за балансом
  7. 1. Полученные по централизованному снабжению материальные ценности, учитываемые учреждением за балансом
  8. 3. Порядок учета операций по поступлению денежных средств на счета учреждения
  9. 2.1. Группировка операций с денежными средствами по счетам бухгалтерского учета бюджетного учреждения
  10. 5.3.1. Перенос бюджетными учреждениями остатков по счетам бухгалтерского учета при переходе на План счетов бюджетных учреждений с Плана счетов бюджетногоучета

Порядок и условия осуществления централизованных закупок регламентирует ст. 26 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере…”.

Для выполнения этих действий создается государственный или муниципальный орган, который берет на себя полномочия по определению поставщика для ряда соответствующих заказчиков.

Имущество заказчиков, которые планируют осуществить общую централизованную закупку, должно находиться на одном уровне субъектов РФ: федеральном, региональном или муниципальном.

Заказчики могут делегировать свои полномочия по определению поставщика на специализированный орган в различных объемах:

  1. Согласно ч.1 ст. 26 44-ФЗ, уполномоченный орган отвечает за выбор подрядчика, но определение условий контракта, НМЦК и подписание госконтракта остается за заказчиками.

  2. Ч. 2-3 ст. 26 44-ФЗ расширяет полномочия данных органов. Помимо действий по выбору контрагента, уполномоченный орган также вправе осуществлять планирование закупок, выбор контрагента, заключение контракта и отвечать за исполнение контракта.

При формировании уполномоченным органом тендерной комиссии, при проведении централизованных закупок, могут быть привлечены представители заказчиков. Это зависит от законодательных актов и постановлений, которые действуют в определенном субъекте.

В тендерах для обеспечения нужд государственных корпораций, регулируемых 223 Федеральным законом, также можно применить способ централизации закупок.

В отличие от 44 Федерального закона, в 223-ФЗ нет формулировки, как осуществляются такие торги. Они могут применяться как на уровне субъекта РФ (региона), так и отдельными корпорациями.

На данный момент используется 3 самых распространенных “шаблона” для проведения централизованных закупок:

  1. создается типовое положение о ЦЗ на уровне региона;

  2. применяются правила по аналогии с 44-ФЗ;

  3. устанавливаются единые правила для основных частей положения о закупке.

Самым распространенным является применение единого положения на уровне региона или субъекта и выбор уполномоченной организации.

Пример: в Воронежской области уполномоченной организацией для проведения централизованных закупок в рамках 223-ФЗ является Бюджетное учреждение Воронежской области “Агентство государственных закупок Воронежской области”.

Остановимся подробнее на этом вопросе и подробно рассмотрим на примере Воронежской области функционирование специализированной организации и порядок осуществления централизованных закупок в рамках 223-ФЗ.

Как уже говорилось выше, в Воронежской области функции специализированной организации осуществляет БУ ВО “Агентство государственных закупок Воронежской области”.

Каждый заказчик, желающий принять участие в совместных торгах формирует заявку.

Она подготавливается исходя из плана закупок и должна содержать:

  1. техническое задание;

  2. рекомендуемую форма обоснования НМЦК;

  3. проект договора;

  4. типовую форма проведения тендера.

Далее, не позднее 10 рабочих дней до публикации извещения о проведении тендера, все заказчики подают заявки в БУ ВО “Агентство государственных закупок Воронежской области”.

Специализированная организация проводит анализ этих заявок:

  1. соответствие планам закупок;

  2. проверка комплектности документов;

  3. наличие в документах необходимых сведений;

  4. соответствие требованиям НПА, Положению о закупке.

Преимущества и недостатки

Положительными последствиями внедрения централизованной бухгалтерии могут стать:

  • отсутствие необходимости содержать штат финансового, планового и бухгалтерского отделов;
  • управленческие расходы сокращаются;
  • реализация запланированных проектов и программ происходит в сжатые сроки;
  • единый подход в выполнении разных задач бухгалтерского учета;
  • контролирующие действия унифицированы;
  • использование ресурсной базы предприятия происходит более эффективно благодаря двойной системе мониторинга: со стороны руководства компании и специалистов ЦБ;
  • не надо тратить средства и время на организацию курсов повышения квалификации и спецоценку условий труда для бухгалтерской службы;
  • риски хозяйственной деятельности минимизируются, так как уровень квалификационной подготовки всех специалистов ЦБ очень высокий.

К недостаткам можно отнести сокращение возможностей для руководителя в отношении расходования средств – централизованная бухгалтерия будет соотносить все виды трат с планом доходов и расходов на текущий год. Введение дополнительных обязанностей для сотрудников ЦБ возможно только при условии увеличения платы по договору.

Читайте также:  Что делать, если учитель оскорбляет ученика?

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для бюджетной сферы прямые рычаги воздействия на перечень оказываемых услуг у предприятия-заказчика отсутствуют. Степень централизации учета определяется не обслуживаемой организацией, а главными распорядителями средств и органами местного самоуправления.

Что такое централизованные закупки

Централизованные закупки – это способ проведения торгов, который предполагает определение подрядчика не непосредственно заказчиком, а специализированной компанией, которой передается ряд полномочий от государственного или муниципального заказчика.

Централизованные закупки применяются, когда для определенной группы заказчиков (включая органы государственной власти, муниципальные и федеральные бюджетные учреждения, органы местной власти и казенные учреждения) необходимо закупать однотипные товары, услуги и работы.

Порядок проведения централизованных закупок регламентируется ст. 26 44-ФЗ. Для того чтобы проводить торги в данной форме, необходимо создать государственный или муниципальный орган, который возьмет на себя полномочия по определению поставщика для группы заказчиков.

Имущество заказчиков, которые предполагают закупать товары и услуги в централизованной форме по 44-ФЗ, должно располагаться на одном уровне российских субъектов: федеральном, региональном или муниципальном.

Полномочия заказчика в части определения поставщика могут быть делегированы в разных объемах. Согласно ч. 1 ст. 26 44-ФЗ, уполномоченный орган может стать ответственным за выбор подрядчика по госзаказу, определение условий контракта, начальной максимальной цены. Тогда как подписание госконтракта останется за заказчиками.

По ч. 2, 3 ст. 26 44-ФЗ полномочия специализированных органов могут быть расширены. Кроме действий по отбору контрагента, уполномоченным органом могут реализовываться: планирование закупки, выбор подрядчика, заключение с ним контракта и его исполнение.

При формировании тендерной комиссии и проведении закупочных мероприятий допускается участие представителей заказчиков.

Таким образом, централизация по 44-ФЗ может быть представлена в базовой и расширенной форме.

Под бюджетными обязательствами в законодательстве РФ понимаются обязательства по совершению государственным учреждением расходов в рамках того или иного финансового года (ст. 6 БК РФ). Принятие соответствующих обязательств является одной из составляющих процесса исполнения бюджета по расходам наряду с такими процедурами, как (п. 2 ст. 219 БК РФ):

— принятие и подтверждение финансовых обязательств;

— санкционирование выполнения финансовых обязательств;

— подтверждение выполнения финансовых обязательств.

Учреждение, являющееся получателем бюджетных средств, принимает различные обязательства в пределах лимитов (п. 3 ст. 219 БК РФ).

В соответствии с нормами ст. 6 БК РФ, наряду с бюджетными обязательствами учреждения могут иметь также денежные обязательства — те, что предполагают перечисление учреждением денежных средств в пользу управомоченной стороны по договору (например, трудовому или гражданско-правовому).

Как правило, наличие бюджетного обязательства предполагает последующее возникновение и денежного, однако отождествлять их не следует.

Бюджетное обязательство — то, что учреждению предстоит выполнить в соответствии с плановыми расходами распорядителя бюджетных средств. Как только учреждение получает от распорядителя денежные средства на выполнение конкретных бюджетных обязательств, то у него возникает обязательство уже денежное.

Пример

Заключив контракт с поставщиком мебели на сумму всего 600 000 руб., учреждение приобретает бюджетные обязательства на эту сумму. После того как поставщик, в соответствии с условиями договора, поставил первую партию мебели на 200 000 руб. и выставил счет за нее, то возникает уже денежное обязательство по оплате поставки 200 000 руб. Бюджет перечисляет на счет учреждения данную сумму в целях исполнения учреждением возникшего финансового обязательства.

Бухгалтерский учет бюджетных и денежных обязательств ведется раздельно. Обязательства учреждения могут появляться вследствие заключения государственных контрактов, различных договоров со сторонними хозяйствующими субъектами.

Принятие обязательств государственными и муниципальными учреждениями предполагает отражение соответствующих операций в регистрах бухучета с применением особых проводок. Рассмотрим их специфику.

Особенности учета централизованного снабжения

А теперь рассмотрим порядок отражения хозяйственных операций по централизованному снабжению в бюджетном учете на стороне грузополучателя. Здесь есть условие поступления материальных ценностей:

  1. Если имущество поступило грузополучателю до получения извещения от заказчика, то такое имущество нужно отразить на забалансовом счете 22 «Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению». Использование таких материальных ценностей в процессе хозяйственной деятельности до получения от заказчика извещения с прилагаемыми к нему первичными документами допускается только при наличии разрешения уполномоченного органа исполнительной власти, главного распорядителя бюджетных средств. После того, как извещение получено, второй экземпляр направляется заказчику с отметкой о получении материалов и все материальные ценности списываются с забалансового счета 22.
  2. Если имущество поступило к грузополучателю после получения извещения от заказчика, то грузополучатель отражает его в составе нефинансовых активов в пути. Затем отражает сумму вложений материальных ценностей и направляет второй экземпляр заказчику с отметкой о получении.

Основные операции по централизованному снабжению материальных ценностей отражены в таблице 2.

Таблица 2. Основные операции по централизованному снабжению материальных ценностей

Операция

Дт

Кт

Приняты на забалансовый счет материальные ценности, поступившие от поставщика до получения извещения от заказчика

Забаланс 22

Отражено поступление материальных ценностей на основании полученного от заказчика извещения и прилагаемых к нему первичных учетных документов на поставку

1 106 3Х 3Х0

1 304 04 3Х0

Отражено одновременно выбытие принятых на забалансовый счет материальных ценностей

Забаланс 22

Отражена стоимость материальных ценностей, отправленных поставщиком грузополучателю согласно представленным им документам, но не поступивших к моменту получения извещения от заказчика на передачу

1 107 ХХ 3Х0

1 304 04 3Х0

Отражено поступление материальных ценностей, указанных в извещении и прилагаемых к нему документах на поставку

1 106 3Х 3Х0

1 107 ХХ 4Х0

Схема проводок по отражению операций по централизованным поставкам неподведомственным учреждениям и у заказчика, и грузополучателя несколько изменится. У заказчика суммы перечисленных авансов, зачет аванса и оплата счетов поставщика отражаются теми же проводками, что и в первом случае. У заказчика меняется корреспонденция счетов по отражению сумм отправленных ценностей согласно документам поставщиков. Указанные суммы отражаются по дебету счета 1 401 01 241 «Расходы на субсидии государственным организациям» и кредиту счетов 1 302 xx 730 как увеличение кредиторской задолженности по приобретению соответствующих нефинансовых активов.

У грузополучателя — бюджетного учреждения, не подведомственного заказчику, суммы поступивших нефинансовых активов отражаются по кредиту счета 1 401 01 180 «Прочие доходы» и дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 1 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы».

Пример 2. Заказчик заключил договор с поставщиком на поставку основных средств для централизованного снабжения учреждений на сумму 1 350 000 руб. Основные средства на сумму 1 000 000 предназначены для централизованного снабжения подведомственных учреждений и 350 000 руб. — не подведомственных заказчику.

Централизованное снабжение бюджетных учреждений

Деньги, расчеты и расчетные документы учитывают с 14-го по 19-й и на 30-м счетах забалансового учета.

  • Счет 14 «Расчетные документы, ожидающие исполнения» и счет 15 «Расчетные документы, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств на счете государственного (муниципального) учреждения)»

На 14-м счете учитывают неоплаченные документы финансового органа. На счете 15 — предъявленные платежные и инкассовые поручения по платежам в бюджеты, судебным исполнительным листам органа, осуществляющего кассовое обслуживание, учреждения.

Учет документов ведется в карточке учета расчетных документов, ожидающих исполнения, в разрезе счетов по каждому документу.

  • Счет 16 «Переплаты пенсий и пособий вследствие неправильного применения законодательства о пенсиях и пособиях, счетных ошибок»

Учет ведите в Карточке учета средств и расчетов. Постановка на учет осуществляется по актам ревизий, проверок и другим аналогичным документам.

На счете 16 суммы переплаты пособий продолжают числиться до момента их погашения или списания.

Если погашение или взыскание проводится в течение нескольких месяцев, суммы, учтенные за балансом, также могут списываться постепенно.

  • Счет 17 «Поступления денежных средств» и счет 18 «Выбытия денежных средств»

Счета в обязательном порядке открываются к балансовым счетам:

  • 201 00 «Денежные средства учреждения»;
  • 210 03 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам»;
  • 304 06 «Расчеты с прочими кредиторами» (в части денежных расчетов).

Учет ведется в многографной карточке или карточке учета средств и расчетов в разрезе счетов учреждения, по видам выбытий и поступлений, в разрезе КОСГУ, видов валют.

В конце года остатки по счетам на следующий год не переносятся. То есть счета 17 и 18 должны быть закрыты на 31 декабря отчетного года.

  • Счет 19 «Невыясненные поступления прошлых лет»

Учет сумм невыясненных поступлений ведут финансовые органы, органы Федерального казначейства или главные администраторы доходов бюджета по датам зачисления и датам их уточнения.

  • Счет 30 «Расчеты по исполнению денежных обязательств через третьих лиц»

Счет применяют для учета расчетов при выплатах пенсий, пособий через отделения Почты России или платежных агентов. Аналитический учет ведется в многографной карточке или карточке учета средств и расчетов в разрезе денежных обязательств по видам выплат средств бюджета или другим выплатам.

Для учета дебиторской и кредиторской задолженности на забалансе предусмотрены два счета:

  • Счет 04 «Сомнительная задолженность» и счет 20 «Задолженность, невостребованная кредиторами»

На учете задолженность отражается, когда комиссия по поступлению и выбытию активов примет решение о ее списании с баланса, в том числе при условии несоответствия задолженности критериям признания ее активом.

Учет задолженности ведется в карточке учета средств и расчетов:

  • по видам поступлений и должникам для дебиторской задолженности;
  • в разрезе видов выплат, поступлений и по кредиторам для кредиторской задолженности.
Читайте также:  Жалоба в прокуратуру на судебных приставов

Аналитический учет ведется в разрезе кодов классификации доходов бюджетов, расходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов, контрагентов, кодов финансового обеспечения.

Со счета 04 долг списывается по решению комиссии (в случае смерти или ликвидации дебитора), при возобновлении процедуры взыскания задолженности или, если на счет поступили деньги, в погашение долга.

Учет обеспечения гарантий ведут на счетах 10 и 11.

  • Счет 10 «Обеспечение исполнения обязательств»

Обеспечение (имущество, за исключением денежных средств) принимается к учету по первичным документам в сумме обязательства, по которому получено обеспечение. Учет ведется в многографной карточке в разрезе обязательств по видам имущества, количеству, местам хранения и обязательствам, в обеспечение которых поступило имущество. Обеспечение списывают в случае исполнения обязательств.

  • Счет 11 «Государственные и муниципальные гарантии»

Учет ведется в карточке учета средств и расчетов в разрезе субъектов гражданских прав и обязательств, по которым предоставлены государственные и муниципальные гарантии, по видам и сумме гарантии, правовым основаниям, кодам бюджетной классификации. Суммы обеспечений списываются со счета, когда исполнены обязательства, в отношении которых предоставлена гарантия.

В 2020 году в Инструкцию № 157н ввели новые забалансовые счета:

  • Счет 38 «Сметная стоимость создания (реконструкции) объекта концессии» и Счет 39 «Доходы от инвестиций на создание (реконструкцию)объекта концессии» — предназначены для учета сумм инвестиций.
  • Счет 45 «Доходы и расходы по долгосрочным договорам строительного подряда»

На счете подрядчик учитывает результаты долгосрочных договоров строительного подряда.

  • Счет 33 «Ценные бумаги по договорам репо» — для учета операций с ценными бумагами.

РЕПО — это покупка ценных бумаг с обязательством обратной продажи.

  • Счет 53 «Ценные бумаги по договорам репо от управления остатками средств на ЕКС» — для учета операций с ценными бумагами, применяют органы Федерального казначейства.

Больше материалов по теме «Ведение бизнеса» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

Централизованный бухгалтерский учет перестал быть прерогативой бюджетных учреждений. По этому принципу работают уже и крупные частные компании, небольшие фирмы предпочитают отказываться от идеи создания собственного штата бухгалтеров и обращаются в специализированные аутсорсинговые организации.

Централизованная бухгалтерия (ЦБ) представляет собой учреждение, которое выполняет функции бухгалтерских служб сразу нескольких предприятий. Такой орган специализируется на ведении бухгалтерского и налогового учета. ЦБ может быть организована в нескольких формах:

  • Аутсорсинговая компания.
  • Инсорсинговые услуги.
  • Создание отдельного юридического лица, которое должно объединить решение всего комплекса финансовых вопросов головного предприятия и его дочерних структур.

При аутсорсинге бухгалтерская фирма по договору получает на возмездной основе полномочия по ведению бухгалтерского и налогового учета деятельности других юридических лиц. В случае с инсорсингом учетные функции аккумулируются в головной организации.

КСТАТИ! Отличительная черта централизации бухгалтерских служб в бюджетной сфере: выполнение обязательств реализуется в соответствии с заключенными договорами, но не предполагает оплату таких услуг.

По степени централизации можно выделить такие способы ведения учета:

  • вариант с полной централизацией;
  • форму частичной централизации;
  • контроль деятельности в отдельном сегменте – в сфере централизованных закупок ТМЦ;
  • подготовку сводной отчетной информации – все подопечные организации самостоятельно ведут учет, формируют отчеты, подают их в головной орган, который составляет сводные данные для выявления общей эффективности деятельности компании.

Письмо Минфина России от 19.082003 № 03-01-01/11-241 указывает на основную цель централизации учета в бюджетной сфере: необходимость минимизации расходов и повышения эффективности работы бухгалтерских служб. К перечню задач, решаемых усилиями ЦБ, можно отнести:

  • увеличение степени достоверности учетных данных;
  • возможность применять к разным случаям единую методологию;
  • понижение уровня налоговых рисков;
  • оперативную подготовку всех видов отчетности;
  • обеспечение экономии фонда оплаты труда за счет сокращения общего штата финансовых сотрудников;
  • уменьшение расходов на организацию учета на предприятии.

ВАЖНО! В Законе № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» говорится о праве руководителя хозяйствующего субъекта самостоятельно принимать решение о том, как будет вестись учет в организации: своими силами, третьими лицами или специализированными компаниями на договорной основе (п. 3 ст. 7).

Централизованные бухгалтерские органы должны в процессе реализации своей деятельности составлять и утверждать локальные нормативные акты в форме:

  • приказов и распорядительной документации, визируемых руководителем;
  • коллективного договора;
  • положения об учетной политике и премировании сотрудников, системе оплаты труда, об охране руда;
  • правил внутреннего распорядка.

Вопрос: Является ли организация, передавшая ведение бухгалтерского учета по договору оказания услуг централизованной бухгалтерии, налоговым агентом по НДФЛ в отношении доходов, выплачиваемых работникам (п. 1 ст. 226, п. 2 ст. 230 НК РФ)?
Посмотреть ответ

Предназначение ЦБ – ведение налогового и бухгалтерского учета. Функциональные обязанности специалистов единого финансового органа дополнительно включают:

  • подготовку отчетов;
  • отражение всех операций в учете не только в стоимостном выражении, но и в натуральном;
  • проверку первичной документации, контроль своевременности ее оформления и представления в бухгалтерию;
  • мониторинг изменений в количественном и качественном составе ТМЦ;
  • контроль использования трудовых ресурсов и управление финансовыми потоками предприятий;
  • реализацию расчетов с контрагентами и сотрудниками, привлеченными для выполнения отдельных работ физическими лицами.

В область задач центральной бухгалтерии может входить подача отчетной документации в контролирующие органы и ведение управленческого учета, подготовка аналитических материалов, расчет смет доходов и расходов для частных и бюджетных организаций и проверка выполнения утвержденного бюджета. Работники ЦБ могут принимать участие в инвентаризациях и оказывать консультационные услуги. Отдельный сегмент работ – систематизация и организация хранения документации обслуживаемых предприятий.

Сочетание моделей закупок

На практике централизованные и децентрализованные модели закупок в регионах редко встречаются в чистом виде. Обычно они сочетаются между собой. Принцип разделения закупок по модели их исполнения в разных регионах может отличаться.

Например, сложные закупки в виде конкурса и аукциона передаются в центр, тогда как запросы предложений, котировок и закупки у единственного поставщика проводятся по упрощенной схеме децентрализовано. В частности, в Новодвинске в централизованном формате проводятся все закупки, кроме запроса котировок. Запрос котировок проводится силами заказчика. А в Волгоградской области централизованно проводят только отбор поставщиков, подрядчиков и исполнителей через аукцион в электронной форме при цене до 250 тыс. р. и запросы котировок.

В других регионах в качестве принципа разделения учитывают цену контракта. Например, в Санкт-Петербурге в центр перенаправляются закупки с НМЦК свыше 50 млн р.

Встречается также форма вертикальной централизации, когда один уровень власти закупается для нужд другого уровня власти. Например, в республике Чувашия органы местного самоуправления закупаются для муниципальных нужд.

Централизация в регионе может действовать только в отдельных отраслях. Например, в республике Хакасия централизованно закупаются лекарства и изделия медицинского назначения в сфере здравоохранения. В Челябинской области также действует централизация в отрасли здравоохранения при закупках товаров, работ и услуг через конкурс с ценой более 500 тыс. р.

Таким образом, в рамках 44-ФЗ действуют две крупные модели организации закупок: централизованная и децентрализованная. Понятие централизованных закупок введено в контрактную систему в ст. 26 44-ФЗ. По законодательству различают базовую и расширенную централизацию. В первом случае центру передаются только административные функции, во втором варианте централизованный орган получает широкие полномочия, включая планирование, проведение закупки, приемку работы и ее оплату. Централизация позволяет заказчикам достигнуть дополнительной экономии и снимает с них рутинную административную работу.

Централизованные закупки

Централизованные закупки — это способ проведения торгов, который предусматривает определение подрядчика не заказчиком непосредственно, а специальным уполномоченным органом или специализированной организацией, которая наделяется рядом полномочий заказчика.

Встречаются ситуации, когда для обеспечения нужд определенной группы государственных заказчиков необходимо приобрести однотипные товары, работы или услуги. К таким организациям закон относит органы государственной власти, государственные и муниципальные бюджетные учреждения, органы местной власти и казенные учреждения.

Централизованное осуществление закупок возможно, как в рамках 44 Федерального закона, так и 223-ФЗ. Рассмотрим нюансы этой процедуры по каждому из законов.

Поиск аукционов для участия в торгах по вашей тематике

Подбор соответствующих заданному ОКПД закупок

Централизованные закупки по 223-ФЗ

В тендерах для обеспечения нужд государственных корпораций, регулируемых 223 Федеральным законом, также можно применить способ централизации закупок.

В отличие от 44 Федерального закона, в 223-ФЗ нет формулировки, как осуществляются такие торги. Они могут применяться как на уровне субъекта РФ (региона), так и отдельными корпорациями.

На данный момент используется 3 самых распространенных “шаблона” для проведения централизованных закупок:

создается типовое положение о ЦЗ на уровне региона;

применяются правила по аналогии с 44-ФЗ;

устанавливаются единые правила для основных частей положения о закупке.

Самым распространенным является применение единого положения на уровне региона или субъекта и выбор уполномоченной организации.

Пример: в Воронежской области уполномоченной организацией для проведения централизованных закупок в рамках 223-ФЗ является Бюджетное учреждение Воронежской области “Агентство государственных закупок Воронежской области”.

Остановимся подробнее на этом вопросе и подробно рассмотрим на примере Воронежской области функционирование специализированной организации и порядок осуществления централизованных закупок в рамках 223-ФЗ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *