Уголовная ответственность за инсайд

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уголовная ответственность за инсайд». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В документе отмечается, что предоставление сотрудникам ЦБ права беспрепятственного доступа в помещения проверяемых организаций и их компьютерам фактически означает наделение Банка России полномочиями правоохранительного органа. При этом законопроект не содержит положений о введении каких-либо форм судебного контроля за изъятием документов и информации в ходе проводимых проверок. Используя новые права, предусмотренные законопроектом, сотрудники ЦБ получат по факту неограниченный доступ к коммерческой и служебной тайнам, а также персональным данным. При этом по российскому законодательству даже сотрудники правоохранительных органов не могут получить доступ к таким сведениям без предварительного получения судебного решения.

Комментарии к ст. 185.6 УК РФ

1. Предмет преступления — инсайдерская информация, т.е. точная и конкретная информация, которая не была распространена или предоставлена (в том числе сведения, составляющие коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств) и иную охраняемую законом тайну), распространение или предоставление которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров (в том числе сведения, касающиеся одного или нескольких эмитентов эмиссионных ценных бумаг, одной или нескольких управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, одного или нескольких хозяйствующих субъектов, либо одного или нескольких финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров) и которая относится к информации, включенной в соответствующий перечень инсайдерской информации (ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

2. Объективная сторона характеризуется использованием инсайдерской информации для:

а) осуществления операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, к которым относится такая информация, за свой счет или за счет третьего лица. Под указанными операциями понимается совершение сделок и иных действий, направленных на приобретение, отчуждение, иное изменение прав на финансовые инструменты, иностранную валюту и (или) товары, а также действия, связанные с принятием обязательств совершить указанные действия, в том числе выставление заявок (дача поручений);

б) дачи рекомендаций третьим лицам, обязывания или побуждения их иным образом к приобретению или продаже финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров.

Преступление имеет материальный состав, считается оконченным с момента наступления последствий в виде крупного ущерба гражданам, организациям или государству либо в виде дохода или избежания убытков в крупном размере.

Крупным ущербом, доходом и убытками в крупном размере признаются ущерб, доход, убытки в сумме, превышающей 2,5 млн. руб.

3. Субъективная сторона в силу прямого указания закона характеризуется прямым умыслом.

4. Субъект преступления — лицо, неправомерно использующее имеющуюся у него на законных основаниях инсайдерскую информацию (инсайдер). К инсайдерам относятся:

1) эмитенты и управляющие компании;

2) хозяйствующие субъекты, включенные в предусмотренный ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» реестр и занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара в географических границах РФ;

3) организаторы торговли, клиринговые организации, а также депозитарии и кредитные организации, осуществляющие расчеты по результатам сделок, совершенных через организаторов торговли;

4) профессиональные участники рынка ценных бумаг и иные лица, осуществляющие в интересах клиентов операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, получившие инсайдерскую информацию от клиентов;

5) лица, имеющие доступ к инсайдерской информации указанных выше лиц на основании договоров, заключенных с соответствующими лицами, в том числе аудиторы (аудиторские организации), оценщики (юридические лица, с которыми оценщики заключили трудовые договоры), профессиональные участники рынка ценных бумаг, кредитные организации, страховые организации;

6) лица, которые владеют не менее чем 25% голосов в высшем органе управления лиц, а также лица, которые в силу владения акциями (долями) в уставном капитале указанных лиц имеют доступ к инсайдерской информации на основании федеральных законов или учредительных документов;

7) члены совета директоров (наблюдательного совета), члены коллегиального исполнительного органа, лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа (в том числе управляющая организация, управляющий либо временный единоличный исполнительный орган), члены ревизионной комиссии юридических лиц, управляющих организаций;

8) лица, имеющие доступ к информации о направлении добровольного, обязательного или конкурирующего предложения о приобретении акций в соответствии с законодательством РФ об акционерных обществах, в том числе лица, направившие в акционерное общество добровольные или конкурирующие предложения, кредитная организация, предоставившая банковскую гарантию, оценщик (юридические лица, с которыми оценщики заключили трудовые договоры);

9) федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, органы управления государственных внебюджетных фондов, имеющих в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ право размещать временно свободные средства в финансовые инструменты, Банк России;

10) имеющие доступ к инсайдерской информации руководители федеральных органов исполнительной власти и руководители исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, выборные должностные лица местного самоуправления, государственные служащие и муниципальные служащие указанных выше органов, работники органов и организаций, осуществляющих функции органов, работники органов управления государственных внебюджетных фондов, служащие (работники) Банка России, члены Национального банковского совета;

11) информационные агентства, осуществляющие раскрытие или предоставление информации лиц, органов и организаций, Банка России;

12) лица, осуществляющие присвоение рейтингов лицам, а также ценным бумагам;

13) физические лица, имеющие доступ к инсайдерской информации на основании трудовых и (или) гражданско-правовых договоров, заключенных с соответствующими лицами.

Частью 2 комментируемой статьи предусмотрена ответственность за неправомерную передачу инсайдерской информации другому лицу, повлекшую последствия в виде крупного ущерба гражданам, организациям или государству, либо сопряженную с извлечением дохода или избежанием убытков в крупном размере.

Кроме того, в соответствии с действующим законом об инсайде, отнесение информации к инсайдерской обязывает эмитента раскрывать ее на сайте. Предусмотренное законопроектом делегирование Банку России новых полномочий, которые позволят регулятору относить к инсайдерской информации некоторые сведения, может навредить копаниям.

Например, ЦБ может признать инсайдерской и соответственно обязать раскрыть информацию, которая в условиях санкций со стороны США и ЕС может быть использована для усиления санкционного давления. Поправки противоречат закону, ограничивающему раскрытие корпоративных данных, которые могут быть использованы для ужесточения санкций.

Шохин просит учесть позицию РСПП в работе над законопроектом.

Инсайдерская информация. Что это такое?

Инсайдерская информация – юридический термин, означающий некие конкретные конфиденциальные данные о работе компании, которые раньше не были доступны общественности. Обнародование таких данных может вызвать колебание цены на акции фирмы.

«Инсайдерская» означает «внутренняя» (inside в переводе с англ. — «внутри»). То есть это такие данные, которые должны (как минимум — до определённого момента) сохраняться внутри компании

Инсайдерская информация доступна сотрудникам, однако раскрытие ее для широкой общественности может быть запрещено. Она может составлять банковскую, коммерческую или служебную тайну.

К таким конфиденциальным данным можно отнести, например:

  • данные о доходе фирмы за год (до того, как эта информация была официально опубликована самим предприятием);
  • новость о возможной смене руководства;
  • новости о слиянии или поглощении компаний;
  • выпуск новинок;
  • внедрение инновационной технологии;
  • уникальные методики и рецепты.
Читайте также:  Калькулятор госпошлины в суд 2022 года

Обобщенные признаки инсайдерской информации:

  • в ней содержатся конкретные данные;
  • данные не известны широкому кругу лиц и их нет в открытом доступе;
  • обнародование этой информации может повлиять на стоимость акций или других биржевых активов;
  • обладающий этими знаниями человек имеет преимущество перед другими участниками биржевой торговли и в случае применения этих знаний может извлечь выгоду.

Законодательная база в России

В России все, связанное с инсайдерской информацией, регулирует федеральный закон «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

За нарушения в этой сфере может наступить как административная, так и уголовная ответственность.

Эксперты по информационной безопасности говорят о высокой угрозе рынку ценных бумаг от неправомерного раскрытия инсайдерской информации и при этом отмечают, что сегодня более половины сделок заключаются именно в связи с утечками таких данных. Обладание такой информацией дает ее носителю преимущество и возможности манипулировать ценами при заключении сделок на бирже.

Штраф за неправомерное использование инсайдерской информации:

  • для физического лица составит от 3 до 5 тысяч рублей;
  • для должностного лица – от 30 до 50 тысяч рублей (или отстранение от должности на срок от 1 до 2 лет);
  • для юридического лица – от 700 тысяч рублей (или соответственно незаконно полученной прибыли, а также сообразно причинённым компании убыткам).

Второй комментарий к Ст. 185.6 УК РФ

1. В статье содержится два самостоятельных состава: незаконное использование инсайдерской информации (ч. 1) и ее незаконная передача другим лицам (ч. 2).

2. Предметом выступает инсайдерская информация — точная и конкретная информация, которая не была распространена или предоставлена (в том числе сведения, составляющие коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств) и иную охраняемую законом тайну), распространение или предоставление которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров (в том числе сведения, касающиеся одного или нескольких эмитентов эмиссионных ценных бумаг, одной или нескольких управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, одного или нескольких хозяйствующих субъектов, отнесенных законом к инсайдерам, либо одного или нескольких финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров) и которая относится к информации, включенной в соответствующий перечень инсайдерской информации, указанный в законе.

В отличие от состава, предусмотренного ст. 1853 УК, здесь речь идет не о сфальсифицированной, а о действительной информации.

3. Объективная сторона первого состава заключается в умышленном использовании инсайдерской информации для осуществления операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, к которым относится такая информация, за свой счет или за счет третьего лица, а равно в умышленном использовании инсайдерской информации путем дачи рекомендаций третьим лицам, обязывания или побуждения их иным образом к приобретению или продаже финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров, если такое использование причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода или избежанием убытков в крупном размере.

4. Состав может быть материальным (крупный ущерб гражданам, организациям или государству) или формальным (деяние сопряжено с извлечением дохода или избежанием убытков в крупном размере, т.е. в сумме, превышающей три миллиона семьсот пятьдесят тысяч рублей).

5. Объективная сторона второго состава включает умышленное использование инсайдерской информации путем ее неправомерной передачи другому лицу, если деяние повлекло возникновение последствий, предусмотренных ч. 1 статьи.

6. Преступление окончено, когда причинен крупный ущерб гражданам, организациям или государству.

7. Субъективная сторона обоих преступлений выражается в умышленной вине.

8. Субъект ч. 1 — любое лицо, в том числе и представитель инсайдера.

9. Субъект ч. 2 — специальный: представитель инсайдера. К инсайдерам относятся следующие лица:

1) эмитенты и управляющие компании;

2) хозяйствующие субъекты, включенные в предусмотренный ст. 23 ФЗ от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» реестр и занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара в географических границах РФ;

3) организаторы торговли, клиринговые организации, а также депозитарии и кредитные организации, осуществляющие расчеты по результатам сделок, совершенных через организаторов торговли; и др.

В соответствии с определением комиссии по ценным бумагам США, инсайдер – это человек, обладающий 10 и более процентами акций какой-либо компании, поскольку в силу своего положения, он автоматически включен в процесс управления фирмой, и ни одно важное решение не может быть принято без его ведома.

В более широком смысле инсайдер – это любой человек, имеющий доступ к закрытой информации (например, служебной или коммерческой тайне). В связи с чем, даже рядовые сотрудники многих корпораций при поступлении на работу подписывают документы о неразглашении любых важных сведений, касающихся деятельности их фирмы.

Таким образом, инсайдеры – это крупные акционеры, а также люди, имеющие доступ к важным закрытым данным – это могут быть, как сотрудники компании, так и внешние лица, такие как члены ревизионных комиссий, оценщики, представители кредитных и страховых организаций, рейтинговых агентств, спецслужб, силовых структур, занимающихся борьбой с экономическими преступлениями и др.

Опыт борьбы с манипулятивными сделками

Манипулирование на финансовом рынке нарушает принципы свободной торговли ценными бумагами, справедливый механизм ценообразования, не позволяет добросовестным инвесторам квалифицированно принимать решения и тем самым наносит им ущерб, подрывая основы существования важнейшей составляющей всей рыночной экономики. Именно поэтому в развитых странах действует целая система законодательных мер для борьбы с инсайдерскими сделками и манипулированием на финансовых рынках, которые рассматриваются в качестве серьезных правонарушений.

Инсайдерские сделки и сделки, имеющие признаки манипулирования ценами на рынке, преследуют одни и те же цели: извлечение материальной или иной выгоды с использованием незаконных способов, поэтому регулирование этих вопросов (выявление недобросовестных сделок и установление наказания за них) осуществляется едиными методами и рассматривается в одном пакете законодательных актов.

Причем, если по вопросу о необходимости государственного вмешательства в деятельность финансовых рынков существуют различные мнения и позиции, то по вопросу о необходимости жестко пресекать мошенничество на финансовых рынках, все единодушны.

Помимо законодательства важную роль в борьбе с манипулированием и инсайдом играют саморегулируемые финансовые организации — биржи и другие саморегулируемые организации, внутренние правила которых также содержат запреты на мошеннические действия и предусматривают меры дисциплинарного воздействия.

В большинстве развитых стран и, прежде всего стран с англосаксонской моделью развития, исторически регулирование фондовых сделок осуществлялось самими биржами, которые рассматривались как конкурентные рынки. Однако уже в начале XX в. стало ясно, что биржевое регулирование правил игры самими профучастниками никак не защищает интересы инвесторов. Манипуляции с ценами и иные финансовые махинации становились распространенной практикой и приняли особенно широкий размах в период экономического бума и роста рынка акций в начале XX в. Однако законодательные акты, запрещающие манипулирование на рынке ценных бумаг, были приняты только в 30-е гг. в США, где и получили наиболее полное развитие.

Впервые в мировой истории появились законы (1933 и 1934 гг.), поставившие во главу угла принцип защиты инвесторов от недобросовестных рыночных практик и обеспечение свободы ценообразования на рынке ценных бумаг. В настоящее время в большинстве развитых и развивающихся стран существует законодательный запрет на осуществление недобросовестных сделок с ценными бумагами и иными финансовыми инструментами. Причем по мере развития финансовых рынков совершенствуется и регулирующее их законодательство. Предметом регулирования являются уже не только ликвидные ценные бумаги, торгуемые на организованных рынках, как это было вначале, а, например, «финансовые инструменты», как сформулировано в Директивах ЕС, или «инвестиции», как в законодательстве Великобритании, которые включают также валютные сделки, товарные фьючерсы и некоторые другие виды деривативов. Европейское сообщество разработало специальное законодательство, направленное на противодействие недобросовестной рыночной практике (market abuse), при том, что в большинстве стран эти вопросы рассматриваются в различных законодательных актах о ценных бумагах и финансовой деятельности.

Читайте также:  Как продать квартиру, купленную на материнский капитал

Первый государственный орган надзора также был создан в США в 30-е гг. — Комиссия по ценным бумагам и биржам — Securities and Exchange Commission (SEC). Впоследствии этот путь прошли и другие страны. Следует, однако, подчеркнуть, что вплоть до 80-х гг. XX в. далеко не во всех развитых, не говоря уже о развивающихся, странах, существовал столь проработанный и эффективный законодательный механизм, как в США. Только начиная с 90-х гг. в условиях бурного роста финансовых рынков процесс этот активизировался, и немаловажную роль в этом сыграла Международная организация комиссий по ценным бумагам (IOSCO).

Международный опыт свидетельствует, что создание законодательной базы для борьбы с манипулятивными сделками — важное, но не единственное условие успешности этой борьбы. Как справедливо отметил один из директоров SEC в своем выступлении на ежегодной конференции IOSCO в Сеуле (Южная Корея): «… просто хороших законов и регулирований недостаточно, если не будет обеспечено правоприменение этих законов и стандартов». Данное положение теперь также стало аксиомой для большинства развитых и развивающихся рынков, но степень его реализации по-прежнему неодинакова. Наибольшими полномочиями обладает SEC в США, которая фактически является силовой структурой и имеет право требовать необходимую ей информацию, вызывать свидетелей, проводить собственные расследования. Вместе с тем следует подчеркнуть, что SEC обладает только полномочиями гражданского правоприменительного органа, т. е. сама не может налагать уголовные санкции, для этого привлекаются судебные органы и специальные службы. Финансовый мегарегулятор Германии — Федеральная служба по регулированию финансовых рынков — BaFin согласно закону 2002 г. также наделена большими полномочиями для эффективного надзора и применения санкций.

В большинстве стран санкции, применяемые к нарушителям антиманипулятивного законодательства и правил поведения, принятых саморегулируемыми организациями, включают в себя:

  • административные случаи — указы о прекращении деятельности, отзыв лицензий, временное отстранение или условная выдача разрешения на деятельность лица, отстранение профучастника от ведения дел на рынках, регулируемых комиссией; наложение штрафов, которые могут составлять очень значительные суммы; возмещение убытков клиентам, непосредственно пострадавшим от манипулятивной сделки;
  • гражданские судебные процедуры, приводящие к денежным выплатам, таким, как возмещение убытков, денежным штрафам и др. уголовные санкции, которые могут предусматривать либо штраф, либо тюремное заключение.

Правоприменение, в свою очередь, базируется на осуществлении постоянного и всеобъемлющего надзора и контроля за операциями непосредственно на фондовых рынках с целью выявления манипулятивных сделок. Такой надзор­мониторинг осуществляется комиссиями по ценным бумагам главным образом через посредство бирж, в каждой из которых имеется собственный департамент надзора, осуществляющий мониторинг в ежедневном режиме онлайн и по завершении торговли с применением самых современных автоматизированных систем.

Работа АО с инсайдерами и инсайдерской информацией

Не так давно вступивший в силу Федеральный закон «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 224-ФЗ от 27.07.2010 г. (далее — Закон) активно «обрастает» большим числом подзаконных нормативных актов, регулирующих порядок реализации отдельных требований Закона.

Закон сложен, в нем непросто разобраться. Под понятием «инсайдер» (от англ. «inside» — внутри) понимается любое лицо, имеющее доступ к конфиденциальной информации, которая становится ему известной благодаря служебному положению или родственным связям.

Другими словами, инсайдерская информация — информация внутренняя.

Определение инсайдерской информации в нашей стране было дано только с принятием Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в 2010 году.

Согласно статье 2 Закона инсайдерская информация — это точная и конкретная информация, которая не была распространена или предоставлена (в том числе сведения, составляющие коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств) и иную охраняемую законом тайну), распространение или предоставление которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров (в том числе сведения, касающиеся одного или нескольких эмитентов эмиссионных ценных бумаг, одной или нескольких управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов <...>).

Опасности использования инсайдов

Важно понимать, что использование инсайдерской информации не обязательно влечет за собой крупный заработок на бирже. Инсайды нужно использовать с умом. И интерпретировать даже 100% верную информацию нужно вкупе с другими факторами.

Если вы видите, что менеджмент компании начал скупку акций, а через месяц собираются объявлять дивиденды – здесь нужно подумать. Возможно, это сигнал. А вот если, напротив, скупка акций происходит просто так, на ровном месте, – возможно, просто кому-то решили дать бонус в виде акций собственной компании. Не факт, что акции вырастут.

Кроме того, иногда инсайдерская информация идет во вред. Например, вы узнали, что какой-нибудь крупный трейдер закрыл позицию и продал акции быстрорастущей компании и подумали, что там что-то не так. И тоже продали акции. А трейдер просто фиксировал прибыль. Он решил полететь в Турцию вместе с Грефом.

Если вы используете неофициальные источники для получения инсайдерской информации, то нужно понимать, когда перед вами реальная инфа (или даже злоумышленный слив информации), а когда – вброс.

Таким образом, мы выяснили, кто такие инсайдеры, как они отчитываются о сделках и почему нам нужно следить за их действиями. И чем чревата неправильная интерпретация событий. Так что следите за инсайдерами, но делайте это с умом. Удачи, и да пребудут с вами деньги!

Оцените статью

[Общее число голосов: 3 Средняя оценка: 4.7]

Проблемы отнесения информации к инсайдерской

Легальное определение инсайдерской информации содержится в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон об инсайде). Это определение достаточно объемное и неудобочитаемое, с большим количеством скобок и уточняющих оборотов, а потому понять его смысл сложно не только с первого прочтения, но и со второго. Если его немного упростить, то можно прийти к выводу, что инсайдерская информация — это достоверные сведения конфиденциального характера, распространение или предоставление которых может оказать существенное влияние на цены одного или нескольких финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров. При этом в самом Законе об инсайде в определении инсайдерской информации помимо сущностной составляющей, которую мы только что постарались выделить, закреплена и формальная составляющая — включение сведений в перечень инсайдерской информации, указанный в ст. 3 данного Закона. Причем именно последняя составляющая, как будет показано ниже, является определяющей при квалификации информации в качестве инсайдерской.

По смыслу п. п. 4 и 5 ст. 2 Закона об инсайде предоставление — это доведение информации до сведения определенного круга лиц, а распространение — доведение до сведения неопределенного круга лиц.

Так, ст. 3 Закона об инсайде делит инсайдерскую информацию на две большие группы в зависимости от видов инсайдеров (которых насчитывается ровно 13) :

а) информация шести видов инсайдеров (п. п. 1 — 4, 11 — 12 ст. 4 Закона об инсайде), исчерпывающий Перечень которой утвержден Приказом ФСФР России от 12.05.2011 N 11-18/пз-н «Об утверждении Перечня информации, относящейся к инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1 — 4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также порядка и сроков раскрытия такой информации». Несмотря на Перечень, утвержденный упомянутым Приказом, все шесть видов инсайдеров обязаны утвердить собственные перечни инсайдерской информации;

Читайте также:  Самовольная постройка: что это и как признать право собственности

б) информация органов государственной власти, местного самоуправления и организаций, осуществляющих публичные функции (п. 9 ст. 4 Закона об инсайде), а также Банка России. Перечень инсайдерской информации субъектов этой группы указан в п. п. 1 — 4 ч. 2 ст. 3 Закона об инсайде и может быть дополнен их собственными нормативными актами .

См. ст. 4 Закона об инсайде.
См., например, Указание Банка России от 31.10.2011 N 2723-У «Об инсайдерской информации Банка России».

Поскольку кредитные организации могут быть отнесены к субъектам инсайдерской информации только группы «а», для которых исчерпывающий Перечень инсайдерской информации нормативно утвержден ФСФР России, банкам не остается ничего другого, кроме как перенести соответствующие пункты Приказа ФСФР России от 12.05.2011 N 11-18/пз-н в свои локальные акты и разместить их во исполнение ч. 4 ст. 3 Закона об инсайде на своих сайтах в сети Интернет . На практике банки берут текст Приказа ФСФР России от 12.05.2011 N 11-18/пз-н, который структурирован по видам инсайдеров, и в зависимости от того, относится ли банк к одному или нескольким видам инсайдеров (например, является эмитентом и одновременно профучастником рынка ценных бумаг), копируют соответствующие перечни.

В настоящей статье термины «кредитная организация» и «банк» используются как равнозначные.
Эту обязанность необходимо было выполнить не позднее 31 декабря 2011 г.

В этой связи на практике возник вопрос: должны ли банки утверждать несколько перечней инсайдерской информации (отдельно для эмитентов, отдельно для случаев, когда банк осуществляет в интересах клиентов операции с иностранной валютой, и т.д.), или локальным актом нужно принять единый перечень? Как было разъяснено Письмом ФСФР России от 27.06.2011 N 11-АС-05/16551, ст. 9 Закона об инсайде предусмотрено ведение одного списка инсайдеров независимо от наличия нескольких оснований, в силу которых у лица возникла обязанность вести список инсайдеров. При этом, по мнению ФСФР России, список инсайдеров может быть структурирован в соответствии с основаниями, упомянутыми в Приказе ФСФР России от 12.05.2011 N 11-18/пз-н.

Что такое инсайдерская торговля (простыми словами)

Инсайдерская информация – это недоступная служебная информация о компании, которая в случае ее появления в открытом доступе окажет влияние на котировки акций компании.

Инсайдерская торговля простыми словами – это сделки, которые совершаются на фондовом рынке с использованием закрытой информации, доступной узкому кругу лиц.

Эти информированные источники получили название инсайдер.

Инсайдер – это человек, в силу своих профессиональных обязанностей получивший доступ к конфиденциальной информации, позволяющей ему извлечь выгоду от манипуляции с ценными бумагами. Инсайдерская торговля акциями в целом не запрещена законодательством, но некоторые аспекты этой финансовой деятельности грозят проблемой с Фемидой.

Термин инсайдер применяют в отношении высшего менеджмента компаний-эмитентов, представителей организаторов торгов, независимых аудиторов финансовой документации компаний и других ответственных лиц.

В большинстве государств законодательно установлена обязанность документально отчитываться об операциях с ценными бумагами для инсайдеров. Устанавливаются специальные временные отрезки, в которые инсайдер не имеет права выходить на рынок с ценными бумагами. Ограничение накладывается на сделки с акциями компании, имеющей к нему непосредственное отношение.

Инсайдерская информация встречается следующих типов:

  • изменение в руководящем составе компании, изменение основной стратегии компании;
  • переход на новые технологические процессы, выпуск новой продукции;
  • переговоры о поглощении, слиянии или реорганизации компании;
  • налоговая документация и финансовые отчеты, проливающие свет на экономическое состояние компании;
  • победа в крупных тендерах.

Например, сведения о привлечении топ-менеджера крупной компании или главного акционера к уголовной ответственности давит на котировку акции и они проваливаются на графике цен. Противоположная информация о завершении уголовного преследования повышает привлекательность компании в глазах инвестора, и акции растут в цене. Источники инсайдерской информации по данной ситуации могут находиться среди сотрудников правоохранительных органов, ответственных работников компании и родственников фигурантов уголовного дела.

Законы РФ об инсайдерской информации

В отношении таких данных действует закон «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком». В этом документе указаны не только понятие инсайда, но и виды данных, которые относятся к такой информации:

  • Коммерческая тайна.
  • Служебная информация.
  • Производственные данные.
  • Иная информация с ограниченным доступом.

Главная задача этого закона регулировать использование такой информации, которая может повлиять на работу финансовой сферы страны. То есть ключевым моментом здесь является понятие манипулирования рынком. К действиям такого рода относят:

  • Передачу инсайдерской информации в СМИ.
  • Её распространение по незащищённым сетям общественного пользования.
  • Другие пути распространения неправдивых данных, которые могут повлиять на действия субъектов рынка.

Учитывая это, закон предусматривает разработку мер защиты информации.

Нельзя применять инсайдерские данные для:

  • Личного обогащения.
  • Передачи людям, которые не являются инсайдерами.
  • Давать на основе этих данных рекомендации другим людям.

Уголовная ответственность за инсайд

Два гoда назад вcтупили в cилу бoльшинcтвo пoлoжений федеральнoгo закoна oб инcайде, дo принятия кoтoрoгo нациoнальнoе закoнoдательcтвo не coдержалo запрета на инcайдерcкую тoргoвлю и манипулирoвание рынкoм.

Длительнoе oтcутcтвие cooтветcтвующей cиcтемы правoвoгo регулирoвания привелo к раcцвету инcайдерcкoй тoргoвли на рынке ценных бумаг и ширoкoму раcпрocтранению в рoccии практики иcпoльзoвания внутренней (cлужебнoй) инфoрмации. Введение в дейcтвие закoна oб инcайде прoиcхoдилo пocтепеннo, и c 2013 г. Начинаетcя пocледняя перехoдная фаза перед егo пoлным вcтуплением в cилу.

Кульминацией дoлжнo cтать уcтанoвление угoлoвнoй oтветcтвеннocти за рынoчные злoупoтребления. Гoтoвы ли к этoму учаcтники oтечеcтвеннoгo финанcoвoгo рынка?

Иcтoрия «бoлезни»

Первый прoект закoна, регулирующегo раcпрocтранение инcайдерcкoй инфoрмации, пoявилcя в 2000 г., oднакo пo-наcтoящему cерьезные пoдвижки в этoм направлении прoизoшли лишь в кoнце 2008 г., кoгда егo oчереднoй вариант был внеcен Правительcтвoм РФ на раccмoтрение Гocдумы РФ.

Дo мoмента принятия Федеральнoгo закoна oт 27.07.

2010 № 224-ФЗ «О прoтивoдейcтвии неправoмернoму иcпoльзoванию инcайдерcкoй инфoрмации и манипулирoванию рынкoм и o внеcении изменений в oтдельные закoнoдательные акты Рoccийcкoй Федерации» (далее – Закoн oб инcайде), выcшей мерoй, применявшейcя ФСФР Рoccии в oтнoшении мoшенникoв, являлocь лишение их лицензии на ocущеcтвление деятельнocти в качеcтве прoфеccиoнальнoгo учаcтника рынка ценных бумаг. Да и oна иcпoльзoвалаcь в единичных cлучаях.

Вплoть дo 2009 г. вoпрoc o рынoчных злoупoтреблениях решалcя в Рoccийcкoй Федерации, в ocнoвнoм, на декларативнoй ocнoве, в рамках oбщих, неcпециализирoванных актoв.

Значительные изменения, уcкoрившие темп рабoты над прoектoм Закoна oб инcайде, cтали прямым cледcтвием планoв пo развитию Мocквы как междунарoднoгo финанcoвoгo центра (далее – МФЦ). Эта задача была cфoрмулирoвана в 2008 г.

, кoгда глoбальный экoнoмичеcкий и финанcoвый кризиc выявил ocтрую пoтребнocть в диверcификации рoccийcкoй экoнoмики, в т. ч. за cчет фoрмирoвания кoнкурентocпocoбнoй финанcoвoй oтраcли и рынка прoфеccиoнальных финанcoвых уcлуг.

Прoект «Мocква – междунарoдный финанcoвый центр» пoтребoвал мнoгoчиcленных закoнoдательных рефoрм c целью приведения рoccийcких закoнoв в cooтветcтвие c междунарoдными cтандартами, пoвышения прoзрачнocти, безoпаcнocти oтечеcтвеннoгo финанcoвoгo рынка и, как cледcтвие, егo междунарoднoй кoнкурентocпocoбнocти. Среди них мoжнo выделить:

  • либерализацию миграциoннoгo закoнoдательcтва;
  • вcтупление в cилу Федеральнoгo закoна oт 07.02.2011 № 7-ФЗ «О клиринге и клирингoвoй деятельнocти»;


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *