Финансовый контроль: понятие, значение, виды

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Финансовый контроль: понятие, значение, виды». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Финансовый контроль – проверка финансовых операций на соответствие нормам законодательства и интересам собственников. Проверяющий буквально разбирает компанию на винтики: ему доступны все документы, физические объекты предприятия и произведенные товары, общение с любым сотрудником.

Как провести финансовый контроль?

Формы экономического контроля:

  1. Предварительный. Осуществляется до принятия управленческих решений.
  2. Постоянный последующий. Его еще называют оперативным – специальные органы оперативно проверяют все, что происходит в компании.
  3. Периодический последующий. Эту форму контроля называют ревизией (revision – пересмотр с латинского), а того, кто ее осуществляет – ревизор.

Здесь уместно вспомнить гоголевскую комедию – она очень поможет нам при выделении исключительных черт ревизии:

  • внезапность. «К нам едет ревизор…инкогнито» – так начиналась комедия. Действительно, ревизор приезжает неожиданно и не разглашает информацию о том, что и как он собирается проверять;
  • непрерывность. Чиновники города постоянно ходили за Хлестаковым и умасливали его – и успокоились только тогда, когда он уехал. Ревизор не имеет право покидать объект до завершения процедур проверки. Иначе проверяемые могут подтасовать результаты;
  • активность. Ревизия проходит быстро, с четким соблюдением сроков. Иначе очень легко скрыть нарушения;
  • обоснованность. В отчете ревизор обязан полностью обосновать тот или иной вывод. Для этого нужно проверить все факты, а также удовлетворить все запросы заинтересованных сторон касательно тех или иных ревизионных действий.

Ревизия является основным методом государственного контроля

В научной литературе именно ревизия часто именуется основным методом финансового контроля. Это объясняется тем, что:

  1. Ревизию, как правило, проводят наиболее компетентные и имеющие наибольший объем полномочий лица.
  2. Ревизия, как правило, предполагает изучение не только внутренних источников информации проверяемого субъекта, но и внешних. Например, может предусматриваться встречная проверка контрагентов.
    Также наряду с изучением документов предполагается фактическая проверка наличия (комплектности) активов (пассивов), отраженных в этих документах. Например, при инвентаризации — составляющей ревизии — происходит физический пересчет ТМЦ.
  3. Ревизия позволяет оценить деятельность проверяемого объекта в целом.

Санкционирование как метод финансового контроля: в чем его особенности

Санкционирование по смыслу БК РФ — это утверждение перечня и сумм доступных субъекту расходов и системы контрольно-разрешительных мер, позволяющих эти расходы произвести.

Контроль в данном случае проводится в несколько этапов. Рассмотрим их на самом характерном примере — на санкционировании расходов бюджетных учреждений.

На первом этапе главный распорядитель бюджетных средств (ГРБС) распределяет бюджетные средства согласно ранее сформированным запросам и установленным нормативам и планам.

На втором этапе ГРБС передает санкционированный план распределения бюджетных средств подведомственным распорядителям бюджетных средств. Последние, в свою очередь, занимаются распределением средств уже между теми, кому они требуются (исполняют свою часть бюджета). Попутно следят за соответствием заявленных к получению средств санкционированным планам.

Цепочка может быть длиннее. Например, между крупным региональным распорядителем бюджетных средств и их конечным получателем может стоять еще более мелкий распорядитель.

Для понимания механизма полезно привести практический пример от обратного.

Пример

Допустим, бюджетному учреждению в 2018 году потребовался ремонт. В 2018 году получить на это бюджетные деньги уже нельзя, т. к. они не были заранее заявлены и санкционированы. Учреждение может подать заявку своему распорядителю (от которого непосредственно получает средства), обосновать необходимость ремонта, оценить его стоимость. Распорядитель, в свою очередь, рассмотрит заявку на предмет ее необходимости, соответствия установленным нормативам на ремонт для бюджетных организаций, реальности заявленной стоимости. Если заявка не вызвала у распорядителя нареканий, он передаст ее выше — главному распорядителю (санкционирует на своем уровне). Если и главный распорядитель санкционирует заявку, то на сумму, требуемую учреждению на ремонт, будет увеличен лимит бюджетных обязательств на 2019 год.

Предположим, согласовали сумму 3 млн руб. В 2019 году учреждение сможет потратить на оплату ремонта из бюджетных средств строго эту сумму. Ни больше ни меньше. Если что-то пойдет не так, например конечная стоимость работ будет больше, скажем 3 100 000 руб., то эти 100 000 руб. учреждению никто не даст (не санкционирует). Чтобы их получить, учреждению придется заново пройти весь путь, начиная с заявки.

***

Метод финансового контроля — это совокупность способов или инструментов осуществления контроля, применяемая контролером для достижения определенных целей. Методы осуществления государственного финансового контроля определены в БК РФ.

***

Еще больше информации — в нашей рубрике «Аудит».

Методы осуществления финансового контроля

Основными методами финансового контроля являются ревизия и проверка. У них одинаковые цели – контролирование установленных законодательных норм РФ при ведении хозяйственной деятельности, достоверности учета и обоснованности операций в соответствии с действующими нормами, согласованными сметами и другой рабочей документацией, но характеристики заметно отличаются.

Ревизия предполагает осуществление контролирующих действий сплошным порядком. Т.е. проверяются все документы, оформленные по каждой операции в рассматриваемом периоде, анализируются на предмет законности и правильности их фиксации в учете, а также контролируется фактическое исполнение операций, тем самым реализуется принцип комплексности ревизии.

Под проверкой же подразумевается единичное контролирующее действие, охватывающее ограниченный период времени, либо исследование какого-то одного аспекта деятельности. Ей присущ выборочный характер, и не исключена возможность выпадения из поля зрения проверяющего какого-либо факта, влияющего на итоги проверки.

Проверки разделяются на:

  • выездные (проводимые на территории проверяемого объекта) и камеральные (проходят по месту нахождения контролирующего органа, который запрашивает необходимые документы);

  • оперативные, т.е. нацеленные на общее улучшение деятельности;

  • тематические, целью которых является освещение одного или нескольких аспектов;

  • углубленные, т.е. охватывающие обширный круг вопросов;

  • проверки, осуществляемые в рамках проведения ревизии вышестоящей организации. Они проводятся в разрезе отдельных вопросов, а их результаты входят в акт ревизии вышестоящего предприятия.

Читайте также:  Выплаты после рождения второго ребенка в 2023 году безработным

Однако ревизии и проверки как методы государственного финансового контроля сходны между собой по признакам:

  1. полноты охвата – полные (по всем направлениям) и частичные (по отдельным аспектам);

  2. глубины осуществления – сквозные (проводимые одномоментно во всех подразделениях выше- и нижестоящих организаций) и локальные (на одном подразделении или на нескольких, но по различной тематике);

  3. относительно плана – плановые и внеплановые (при установлении нарушений, по предписанию следственных, вышестоящих и других структур);

  4. степени охвата – сплошные (по всем операциям за рассматриваемый период), выборочные (по той части операций, которая подпадает под проверку) и комбинированные (одна часть из сторон деятельности проверяется сплошным порядком, другая – выборочным);

  5. очередности исследований – первичные, дополнительные и повторные;

  6. характера проверяемого материала – документальные и фактические (проверка реальности исполнения операции).

Основу данной отрасли составляет добровольное страхование жизни, виды которого предусматривают выплату страховой суммы страхователям или другим лицам в связи: с наступлением обусловленного срока или события либо до пенсионного возраста с последующей пожизненной выплатой ежемесячной пенсии в установленном размере; с наступлением смерти застрахованною лица; с различными увечьями от несчастного случая, происшедшего в период страхования.

Наиболее популярны те виды страхования жизни, которые имеют сберегательную функцию: смешанное страхование жизни, страхование детей, страхование к бракосочетанию, страхование дополнительней пенсии.

Процесс сбережения застрахованной суммы не дублирует деятельность сберегательного банка, поскольку страхователи и вкладчики Сбербанка относятся, как правило, к различным возрастным группам населения (возраст вкладчиков значительно старше), а также имеются различия в уровне среднедушевых семейных доходов (у страхователей этот уровень, как правило, ниже).

Смешанным страхованием называют такой вид страхования жизни, который объединяет в одном договоре несколько самостоятельных видов страхования.

В нашей стране смешанное страхование охватывает страхование на дожитие до окончания срока страхования, страхование на случай смерти застрахованного, страхование от несчастных случаев.

По окончании срока страхования застрахованному выплачивается полная страховая сумма, на которую был заключен договор страхования, независимо от того, что в период страхования выплачивались страховые суммы за последствия несчастных случаев.

В случае смерти застрахованного в период страхования страховая сумма выплачивается ее посмертному получателю, которого при заключении договора указывает страхователь, одновременно являющийся и застрахованным.

За оговоренные последствия несчастных случаев, происшедших в период действия договора, застрахованный может получить определенный процент от страховой суммы в зависимости от степени потери здоровья.

Договоры смешанного страхования жизни заключаются с гражданами в возрасте от 16 до 77 лет на срок 3, 5, 10, 15 и 20 лет. Размер страховой суммы зависит от желания страхователя, но не может быть меньше 300 руб.

При страховании детей в качестве страхователей выступают родители и другие родственники ребенка, а застрахованным является ребенок в возрасте со дня рождения до 15 лет.

Сроки страхования определяются как разница между возрастом 18 лет и тем возрастом в полных годах, которого достиг застрахованный при заключении договора.

Страховая сумма выплачивается застрахованному или страхователю при дожитии ребенком до окончания срока страхования, а также за последствия несчастных случаев с ребенком в период страхования.

При наступлении смерти застрахованного в указанный период страхователю выдается пособие в размере 30 % страховой суммы и возвращаются уплаченные страховые взносы.

Страхование к бракосочетанию, или свадебное страхование, является своеобразным вариантом страхования детей. На это страхование принимаются дети тех же возрастов, но с условием, что страхователи (родители и другие родственники) имеют возраст от 18 до 72 лет.

Главное отличие состоит в том, что страховая сумма застрахованному выплачивается при вступлении им в законный брак в период со дня окончания срока страхования и до достижения 21 года.

При этом размер страховой суммы после окончания срока страхования возрастает на 3 % в год. При невступлении в брак страховая сумма выплачивается до достижения застрахованным лицом 21 года.

Если в период страхования прекращена уплата очередных взносов в связи со смертью плательщика страхователя, то договор продолжает действовать бесплатно. Как и по страхованию детей, в период действия договора страхования ребенок застрахован от несчастных случаев.

По указанным выше трем видам страхования жизни выплачивается удвоенная и утроенная сумма (полная или частичная) за последствия несчастных случаев, если договор заключен с уплатой взносов по несколько повышенному тарифу.

На страхование дополнительной пенсии принимаются рабочие, служащие, колхозники и члены кооперативов в возрасте: мужчины – от 25 до 60 лет; женщины – от 20 до 60 лет. Срок страхования исчисляется как разница между пенсионным возрастом (соответственно 60 и 55 годами) и возрастом страхователя при заключении договора.

Если страхователю от 60 до 65 лет, срок страхования составляет 5 лет.

Размеры дополнительной пенсии: 10, 20, 30, 40 и 50 руб. в месяц. Пенсия выплачивается пожизненно после окончания срока страхования, если договор полностью оплачен страховыми взносами.

Если смерть страхователя наступит в период, когда он получает дополнительную пенсию, то посмертному получателю возвращается разница между суммами семи годичных пенсий и суммой уже выплаченных пенсий.

Если смерть страхователя наступила после получения семи и более годичных пенсий, то никаких возвратов денежных средств не производится.

Пенсионный фонд по страхованию дополнительной пенсии формируется наполовину за счет взносов страхователей и наполовину за счет средств бюджета.

Страхование воспитанников детских домов и школ-интернатов предусматривает выплату страховой суммы 200, 300, 500 и 1000 руб. застрахованному лицу при достижении им 18 лет.

В качестве страхователей выступают граждане или предприятия и организации, уплачивающие страховые взносы и определяющие размер страховой суммы на каждого ребенка.

Если в период страхования воспитанник стал инвалидом в результате несчастного случая, то вместе с выплатой страховой суммы по дожитию ему выплачивается дополнительно и установленная страховая сумма по случаю инвалидности.

В России проводится также несколько видов страхования от несчастных случаев с уплатой взносов как за счет страхователей, так и за счет предприятий и организаций.

Граждане могут заключать договоры страхования от несчастных случаев в пользу самого себя, в пользу детей в определенном возрасте, в пользу детей, обучающихся в школе.

Договоры за счет организаций заключаются с работниками, осуществляющими свою деятельность в опасных для жизни и здоровья условиях труда (горноспасатели, взрывники, летчики, пожарники и др.). Они застрахованы на случай смерти или потери здоровья при исполнении соответствующих служебных обязанностей.

Читайте также:  Порядок заключения трудового договора с внешним совместителем

Действует обязательное страхование пассажиров от несчастных случаев на путях сообщения железнодорожного, автомобильного, водного и воздушного транспорта дальнего следования. Каждый пассажир застрахован в сумме 15 тыс. руб. Страховой взнос включается в стоимость пассажирского билета.

В России проводится также обязательное страхование военнослужащих за счет средств Министерства обороны России и других ведомств.

Военнослужащие застрахованы в период прохождения службы или сборов на случай гибели (смерти) с ранением или заболеванием в сумме 25 тыс. руб., а на случай получения инвалидности в сумме от 500 руб. до 15 тыс. руб.

Кроме того, действует обязательное страхование научных и медицинских работников, связанных с исследованиями или лечением СПИДа.

Во многих республиках проводятся региональные виды страхования от несчастных случаев.

В России, например, это добровольное страхование пассажиров, туристов, экскурсантов, водителей транспортных средств, спортсменов, бойцов стройотряда, народных дружинников, страхование пособий родителям на период ухода за больным ребенком и некоторые другие.

Страхование ответственности в нашей стране ранее не проводилось, хотя в других странах оно широко развито. Только в 1990-х гг. были введены два вида страхования, относящиеся к данной отрасли и подотрасли – страхованию задолженности. Это добровольное страхование риска непогашения кредита и добровольное страхование ответственности заемщиков за непогашение кредитов.

Условия страхования риска непогашения кредитов состоят в том, что на страхование принимается риск непогашения заемщиками полученных в банке кредитов и процентов по этим кредитам.

Договор страхования заключается с банком и может охватывать ответственность как отдельных, так и всех заемщиков ссуд, которые выдал банк.

Договор предусматривает возмещение от 50 до 90 % суммы непогашенного в установленный срок заемщиком кредита и процента по этому кредиту.

Конкретный процент погашения определяется в договоре страхования.

Срок страхования соответствует сроку, на который выдан кредит. При страховании риска непогашения всех выданных банком кредитов договор заключается на 1 год.

При страховании дебиторской задолженности банку тарифные ставки страховых платежей в зависимости от срока страхования составляют от 1 до 2,2 % от суммы задолженности, при страховании отдельных ссуд – от 1,8 до 3,5 %.

По страхованию ответственности заемщиков за непогашение кредитов государственная страховая организация заключает договоры с предприятиями, организациями, получившими кредит в банке.

В случае непогашения полученного предприятием кредита банк получает возмещение в размере от 50 до 90 % суммы указанного кредита и процентов по нему.

Остальные условия аналогичны договору страхования риска непогашения кредита.

Во многих странах проводится обязательное страхование гражданской ответственности владельцев средств транспорта. Объектом страхования является гражданская ответственность владельца транспортного средства за возможное нанесение вреда другим лицам при совершении дорожно-транспортного происшествия.

Нанесенный материальный ущерб и другие затраты, связанные с нанесением увечья пострадавшим гражданам, подлежат возмещению страховой организацией.

По данному страхованию оплачивается материальный ущерб, связанный с восстановлением пострадавших транспортных средств и другого имущества, производится оплата расходов на лечение пострадавших граждан, протезирование, усиленное питание, переквалификацию, возмещение потери семейного дохода в связи с увечьем или смертью пострадавших, включая выплату пожизненной пенсии детям или другими родственникам.

Страховой фонд по данному виду страхования формируется за счет обязательных страховых платежей всеми владельцами транспортных средств данной страны.

Выплаченное страховое возмещение может быть впоследствии взыскано с лиц, виновных в совершении транспортной аварии.

Данное страхование позволяет обеспечивать возмещение последствий нанесения вреда даже в тех случаях, когда виновное лицо не имеет реальных материальных возможностей для этого. Кроме того, за счет средств соответствующего страхового фонда становится возможным финансирование предупредительных мероприятий по уменьшению числа и последствий дорожно-транспортных происшествий.

Во многих странах проводится страхование гражданской ответственности на случай нанесения вреда другим лицам в процессе хозяйственной деятельности, а также на случай загрязнения окружающей среды.

Альтернативные страховые общества (акционерные, кооперативные, взаимные, ведомственные) начинают проводить виды страхования, относящиеся к особой отрасли – страхованию предпринимательских рисков.

Поскольку главным стимулом предпринимательской деятельности служит стремление к получению прибыли (дохода), то объектом данного страхования является риск возможности неполучения прибыли или дохода, снижения уровня рентабельности или даже образования убытков.

Здесь возможны такие виды страхования, как страхование на случай неоплаты по счетам поставщика продукции, страхование на случай снижения уровня рентабельности, страхование на случай непредвиденных убытков, страхование от простоев оборудования, перерывов в торговле, страхование упущенной выгоды по неудавшимся сделкам и др.

Устойчивость страхования предпринимательских рисков зависит от уровня рыночных отношений, деловых связей между юридическими лицами.

В чем заключается финконтроль

Финконтроль — это ряд специальных мероприятий, направленных на обеспечение законности и правомерности действий экономических субъектов в финансово-экономических взаимоотношениях.

Правовые основы финансового контроля регламентированы в Конституции РФ, БК РФ, отдельных Федеральных законах и Указах Президента России, а также Постановлениях Правительства РФ. Отдельным нормативно-правовым актом, устанавливающим основные положения о финконтроле, является Указ Президента РФ от 25.07.1996 № 1095 (ред. от 18.07.2001).

Основные направления финансового контроля как на уровне государства, так и в пределах одной организации:

  • обеспечение соблюдения действующего законодательства (финансового, бюджетного, гражданского, банковского);
  • обеспечение своевременности и полноты перечисления платежей в соответствующие бюджеты по налоговым и прочим обязательствам;
  • обеспечение правильности ведения учета показателей хозяйственной деятельности субъекта, а также составления отчетности;
  • содействие в эффективном и целевом использовании денежных фондов подконтрольного субъекта;
  • выявление скрытых резервов для финансово-экономического роста в части доходов и расходов субъекта.

Что такое финансовый контроль

Прежде чем говорить о методах финансового контроля, рассмотрим, что он собой представляет. Несмотря на то, что в нормативных актах понятие «финансовый контроль» используется довольно активно (например, десятки раз — в положениях Бюджетного кодекса России, в нормативных актах ЕАЭС), официального его определения законодатель не дает.
В экономической литературе и некоторых судебных актах, например в постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2017 № 11АП-6684/2017 по делу № А55-11638/2015, встречается определение, в соответствии с которым под финансовым контролем следует понимать совокупность действий и операций, связанных с проверкой финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, с использованием специфических форм и методов организации контроля.

В свою очередь, в нормативных актах можно найти описание и форм, и методов финансового контроля. Так, в ст. 45 положения о бюджете ЕАЭС (решение Высшего Евразийского экономического совета от 10.10.2014 № 78) указано, что финансовый контроль по своей форме может быть:

  • предварительным;
  • текущим;
  • последующим.
Читайте также:  Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет в 2023 году

Таким образом, форма финансового контроля — это его разновидность в привязке к тому или иному этапу ведения финансово-хозяйственной деятельности. Если эта операция еще предстоит (как вариант, должна быть одобрена), проводится предварительный контроль, если она осуществляется — текущий, если завершена — последующий.

Обследование как метод финансового контроля

Еще одним методом проведения финансового контроля является обследование. Оно как самостоятельный метод имеет единственную цель — установить степень целесообразности инициирования собственно проверки (обычной или ревизии). В рамках обследования не только изучаются документы, но и применяются иные способы сбора информации, например:

  • опрос;
  • анкетирование;
  • интервьюирование.

И это далеко не исчерпывающий спектр инструментов, характеризующих обследование, — на практике их может быть намного больше.

В свою очередь, проверка и ревизия как обособленные методы финансового контроля имеют, как правило, не слишком много общего с указанным инструментарием. Но при ревизии такие методы, как опрос и интервьюирование (причем подчас даже более детальные, чем при обследовании), вполне практикуются.

Все указанные действия могут производиться в плановом или внеплановом порядке. При этом обследование может быть:

  1. Камеральным, когда проверяющее лицо:
      запрашивает у проверяемого документы (которые отправляются или привозятся);
  2. обращается к опрашиваемому, анкетируемому или интервьюируемому представителю контролируемого объекта дистанционно (например, по телефону или через интернет).
  3. Выездным, когда проверяющий лично приезжает на территорию объекта, чтобы:
      более детально изучить документацию;
  4. поговорить с представителями проверяемого лица (или лично посмотреть, как идут дела на его территории в целом).

Санкционирование — еще один классифицированный в БК РФ метод государственного финансового контроля — является очень специфичным.

Что такое финансовый контроль

Прежде чем говорить о методах финансового контроля, рассмотрим, что он собой представляет. Несмотря на то, что в нормативных актах понятие «финансовый контроль» используется довольно активно (например, десятки раз — в положениях Бюджетного кодекса России, в нормативных актах ЕАЭС), официального его определения законодатель не дает.
В экономической литературе и некоторых судебных актах, например в постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2017 № 11АП-6684/2017 по делу № А55-11638/2015, встречается определение, в соответствии с которым под финансовым контролем следует понимать совокупность действий и операций, связанных с проверкой финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, с использованием специфических форм и методов организации контроля.

Методология внутреннего финансового контроля в бюджетной сфере

Обязательность контроля в бюджетной сфере установлена ст. 160.2-1 БК РФ. Контроль производится на уровне главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, главных администраторов (администраторов) доходов бюджета, главных администраторов (администраторов) источников финансирования дефицита бюджета. Контроль организуется в соответствии с правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.03.2014 № 193 (далее – Правила № 193). Согласно этим правиламнеобходим и внутренний финансовый контроля исполнителями и руководителями структурных единиц, и внутренний финансовый аудит функционально независимым подразделением. В развитие Правил № 193 Минфин разработал следующие методические рекомендации:

  • по осуществлению внутреннего финансового контроля;

  • по осуществлению внутреннего финансового аудита.

Пути совершенствования финансового контроля предприятий и учреждений

На основании вышеизложенного, можно выделить несколько возможных способов решения основных проблем финансового контроля

:

  1. Создание грамотных методологических основ. Правильно разработанная методология помогает получить четкие ориентиры, определить конкретные цели и задачи, сформулировать принципы и нормы финансового контроля предприятий.
  2. Разработка единой концепции государственного финансового контроля и создание общей правовой базы, регламентирующей взаимодействие всех органов финансового контроля.
  3. Повышение уровня ответственности государственных должностных лиц за нарушение норм законодательства об исполнении бюджетов различного уровня, а также за неисполнение предписаний контролирующих органов.
  4. Совершенствование системы внутреннего финансового контроля, в том числе перестройка работы субъектов контрольной деятельности, внедрение эффективных методов государственного финансового контроля.

Современные методы финансового контроля включают такой вид активности, как обследование. Многие эксперты считают его одним из самых распространенных в российской практике. Обследование применяется, как правило, с целью выявления закономерностей, характеризующих какой-либо аспект деятельности предприятия в области управления финансами. С помощью данного метода субъект финансового контроля исследует процессы, отражающие уровень платежной дисциплины организации, а также иные факты, полезные с точки зрения оценки качества управления денежными потоками со стороны предприятия. Обследование включает в себя несколько типичных задач: изучение финансовой документации, источников, отражающих выполнение организацией тех или иных законодательных предписаний, корректность ведения различного рода отчетов и стабильность их предоставления в компетентные структуры.

Ревизия — в числе наиболее комплексных методов. Можно сказать, что это целая система финансового контроля. Цель ее проведения — всестороннее исследование финансово-хозяйственного аспекта деятельности предприятий и организаций. При этом в рамках ревизии могут изучаться не только документы, отражающие управление денежными потоками, но также и источники, отражающие юридические аспекты деятельности компании, специфику производственных процессов. Вместе с тем основная задача применения данного метода — все-таки выявить особенности реализации конкретно финансовых активностей, обнаружить возможные нарушения в проведении операций с денежными потоками, сопоставить их назначение и документальное оформление с нормами закона. Во многих случаях ревизию, как и проверку, осуществляют высшие структуры исполнительной власти.

Контроль на государственном и муниципальном уровне

Формы финансового контроля, осуществляемые государственными и муниципальными органами власти, выделяются многими российскими экспертами в категорию, обособленную от сфер деятельности структур, так или иначе связанных с частными организациями. Как правило, рассматриваемые виды активностей отражают взаимодействие между ведомствами и органами управления в аспекте бюджетного процесса.

Эксперты выделяют разные основания, по которым могут быть классифицированы формы финансового контроля. Например, по времени он может быть предварительным, текущим или последующим. Относительно первого: он представляет собой чаще всего обсуждение неких проектов, законов и норм, которые впоследствии могут стать основой для реализации неких этапов бюджетного процесса. Касательно второго — это проверка текущего соблюдения уже принятой стратегии. Третий вид финансового контроля — последующий — применяется с целью анализа результатов практической реализации утвержденных концепций.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *