Ремонт или деньги: кто выбирает, страховая или владелец авто и что лучше?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ремонт или деньги: кто выбирает, страховая или владелец авто и что лучше?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В 2022 году пострадавший заинтересован как можно раньше поставить в известность страховую компанию по ОСАГО о произошедшем ДТП и произвести осмотр автомобиля. В течение 20 дней с этого момента страховщик должен произвести расчет стоимости деталей и работ и выписать направление в автосервис. Если по согласию со страховой компании восстановление авто проводит сторонняя станция технического обслуживания, то ждать направления придется 30 дней.

Транспортное средство не подлежит ремонту

Страховые компании признают под полной гибелью машины две ситуации:

  • машина настолько разбита, что отремонтировать её не получится;
  • автомобиль отремонтировать можно, но стоимость ремонта превысит стоимость самой машины на дату аварии или будет равна ей.

Если машина после ДТП не подлежит восстановлению, страховщик выплатит её стоимость на момент аварии, но в пределах лимитов, установленных 40-ФЗ. Есть ряд особенностей при таком страховом случае:

  1. Страховщик имеет право оставить поврежденное транспортное средство у себя. Однако он может сделать это только после выплаты компенсации.
  2. Потерпевший может оставить себе годные детали автомобиля (например, для продажи), но тогда их стоимость будет вычтена из размера страховой выплаты.

Полная гибель транспортного средства может быть установлена только экспертом после осмотра. В ходе экспертизы специалист отмечает все повреждения и оценивает стоимость ремонта, эти сведения обязательно отражаются в заключении эксперта. На следующем этапе изучается рынок автомобилей и определяется стоимость машины. Полученные цифры сопоставляются и выносится заключение.

Что необходимо учитывать при ремонте по ОСАГО?

17 марта 2017 года на законодательном уровне ремонт заменил большинство выплат. Восстановительные работы могут проводить только лицензированные компании. Если транспортное средство находится на гарантии, тогда необходимо обратиться исключительно к официальному дилеру. Эксперты примут во внимание возраст транспортного средства, его пробег, внутренние и внешние повреждения. Износ должен находиться в пределах 50%.

В ФЗ «Об ОСАГО» в статье 12 пункте 15.1 устанавливается, когда детали должны быть заменены. Использование вторичных деталей не допускается, если страховое соглашение не указывает что-то другое.

Минимальная гарантия на восстановленное транспортное средство должна составлять полгода, на кузовные работы (в число которых входит покраска) – 1 год.

Автосервис обязан устранить недостатки в том случае, если в договоре страховой компании и пострадавшего не будет указан иной метод.

Когда можно настаивать на денежной выплате

Владелец легкового автомобиля не вправе произвольно отказываться от восстановительного ремонта. Однако статья 12 закона № 40-ФЗ предусматривает особые случаи. Так, норма определяет требования к компенсации в натуральном виде.

Основным условием становится срочность. Работы должны быть завершены мастерами в течение 30 дней. В этот же период устраняются все недостатки. Вторым критерием является транспортная доступность. Удаленность автосервиса от места проживания или аварии не должна превышать 50 км. Правило не действует, если страховщик организовал доставку машины за свой счет. И, наконец, ремонт должен обеспечивать сохранение гарантии производителя. Выбор подрядчика осуществляется с учетом правил завода-изготовителя. Работы не должны повлечь прекращения гарантийных обязательств. Невозможность одновременного удовлетворения всех требований дает потерпевшему право отказаться от восстановления машины в пользу денежной выплаты.

Кроме того, страховое возмещение перечисляется на счет или выдается в кассе в следующих обстоятельствах:

  • полное уничтожение машины в результате ДТП;
  • смерть получателя компенсации;
  • причинение здоровью потерпевшего среднего и тяжелого вреда;
  • наличие у заявителя статуса инвалида;
  • превышение стоимостью восстановительного ремонта максимального покрытия по ОСАГО;
  • отсутствие у компании возможности выдать направление на станцию технического обслуживания;
  • заключение письменного соглашения со страховщиком.

Выплачивают ли деньги по ОСАГО в 2023 году

Благодаря автогражданке можно получить компенсацию различных видов ущерба, в том числе причинённый автомобилям в дорожно-транспортной ситуации. Пострадавший может получить выплаты, которые покрывают следующее:

  • убытки, которые связаны с простоем коммерческого транспорта, потерей товарной стоимости и невозможностью выполнения взятых на себя ранее обязательств;
  • расходы на приобретение деталей и восстановление авто.

Благодаря автогражданке можно получить компенсацию различных видов ущерба, в том числе причинённый автомобилям в дорожно-транспортной ситуации. Пострадавший может получить выплаты, которые покрывают следующее:

  • убытки, которые связаны с простоем коммерческого транспорта, потерей товарной стоимости и невозможностью выполнения взятых на себя ранее обязательств;
  • расходы на приобретение деталей и восстановление авто.
Читайте также:  Защита репутации в сети: как наказать обидчиков за клевету

Порядок проведения описанных выше процедур регламентирует Федеральный закон №40, изданный 25 апреля 2002 года. Он определяет суммы выплат, они зависят от метода оформления дорожно-транспортного происшествия, а также ситуации с возможным прямым возмещением. Положение Банка России №431 определяет правила и порядок оформления документов.

Пострадавший может рассчитывать на возмещение ущерба от каждого страховщика в том случае, если вред причинён из-за действий нескольких водителей, участвовавших в инциденте. Страховой нужно сообщить об аварии в указанные законодательством сроки, также необходимо в точности следовать установленной процедуре.

Как получить деньги по ОСАГО вместо ремонта

Важно понимать, что правила в 2023 году устанавливает приоритетность ремонта по ОСАГО перед финансовой выплатой. В большинстве случаев страховщики не компенсируют ущерб деньгами. Но в исключительных ситуациях страховщику выгоднее произвести максимальную выплату, чем производить дорогостоящий ремонт. Законодательство устанавливает основания для компенсации ущерба в денежной форме:

  • полная гибель автотранспорта;
  • вред здоровью средней либо тяжкой силы;
  • восстановление потребует больших расходов, чем ограничения по возмещению, а пострадавший не согласен производить доплату за свой счёт;
  • договор предусматривает денежную компенсацию;
  • смерть пострадавшего в дорожно-транспортном происшествии;
  • пострадавший является инвалидом, в заявлении о страховой выплате он указал вид компенсации;
  • пострадавший не предоставляет письменного разрешение на восстановление авто из-за несоответствия предложенной страховой компанией СТО, которая отвечает установленным требованиям.

В некоторых случаях денежные выплаты по автогражданке готов произвести РСА.

Это может быть сделано в таких ситуациях:

  • страховая компания потеряла лицензию либо стала банкротом;
  • виновник дорожно-транспортного происшествия не установлен, не имеет водительского удостоверения либо действующего полиса.

Как бы то ни было, получить компенсацию может исключительно собственник транспортного средства либо его представитель.

Достоинства страхового ремонта

К основным достоинствам ремонта по ОСАГО относят:

  • Отсутствие хлопот по поводу поиска и выбора СТО. Автовладелец передает специалистам автосервиса поврежденный автомобиль, а забирает восстановленный.
  • Отсутствие тяжб между страхователем и страховой компанией по вопросам размеров денежной компенсации.
  • Гарантия качества. Технический подрядчик отвечает за соответствие проводимых манипуляций стандартам и за качество произведенных работ. Гарантия на кузовные работы составляет 1 год. Подрядчик может использовать только новые детали к авто, запчасти б/у ставятся только в том случае, если страховщик дал свое согласие, заключив с СТО соответствующий договор.
  • Оперативность. Как правило, все работы осуществляются быстро, поскольку ни СТО, ни страховщик не заинтересованы в затягивании сроков.

На данный момент процесс реформации не завершен, следовательно, не все аспекты вопроса тщательно проработаны. Поэтому специалисты рекомендуют выбирать страховое восстановление машины в том случае, если в ДТП был поврежден только кузов автомобиля, а в перечне СТО, предложенном страховщиком, представлены техцентры с хорошей репутацией.

Недостатки ремонта по ОСАГО

  • Невозможно самостоятельно выбрать СТО. Страховщик предложит Вам список станций техобслуживания, с которыми он сотрудничает. Чтобы не ошибиться, Вам придется провести серьезную подготовительную работу – изучить отзывы о техцентрах, рейтинги мастеров и др. Если в перечне есть автосервис официального дилера, смело выбирайте его (особенно, если авто находится на гарантии).
  • Невозможно получить деньги на руки и распоряжаться ими по своему усмотрению.
  • Отсутствие контроля со стороны страхователя. Проверку Вы сможете осуществить только после завершения ремонта.
  • Нежелание страховой компании оплачивать дорогостоящий ремонт, поэтому нередко на СТО используются дешевые запчасти.

Что представляет собой направление на ремонт по ОСАГО?

Направление на ремонт по ОСАГО – это документ, который официально предоставляет пострадавшему в аварии право на полную компенсацию вреда от него за счёт ремонта автотранспорта. Здесь важно, чтобы восстановление было полным, а не частичным. После выдачи направления на ремонт по ОСАГО ремонтные работы должны быть выполнены в строго оговоренные сроки. Это справедливо и к оценке ущерба, которая необходима для получения данного документа.

На сегодняшний день направление на восстановительные работы выступает прямой альтернативой страховой выплате по ОСАГО. Она предназначена упростить процесс возмещения путём удаления целого звена – эта стадия между полученными денежными средствами при выплате и до этапа оплаты сервису за проведённые ремонтные работы. На деле избежать этого не удалось как минимум по двум причинам:

  • У автомобилиста отбирается выбор СТО для ремонта авто.
  • Для ремонта машины приходится обращаться в страховую и получать направление на СТОА по ОСАГО. Другими словами, деньги заменены сертификатом на получение восстановительных работ для устранения ущерба.

Порядок обращения в суд

Условно порядок обращения в суд с иском к страховой компании можно разделить на несколько этапов:

  1. Оценка ущерба и автотехническая экспертиза.
  2. Определение стоимости предмета иска.
  3. Составление и подача искового заявления в суд. Если стоимость иска не превышает 50 000 рублей, иск подают в мировой суд по месту нахождения страховой организации. Иски стоимостью свыше указанной суммы, рассматриваются районными судами аналогичной подсудности.
  4. Судебные слушания. Вместо себя вы можете нанять представителя по доверенности или адвоката, чтобы он участвовал в суде от вашего имени.
  5. Получение постановления суда и его реализация.
Читайте также:  Стал известен размер индексации военных пенсий в 2023 году: свежая информация

Как получить выплаты если соглашение еще не подписано?

Всё просто – ничего не подписывать и ждать установленных законом сроков на выплату страхового возмещения по ОСАГО.

Рассмотрим алгоритм действий:

  1. Если вам настойчиво предлагают подписать соглашение – не спешите с принятием решения. Лучше попросите агента дать вам документ для подробного ознакомления в спокойной обстановке дома (а не в офисе страховщика, под взглядом менеджеров). Изучите все пункты соглашения, а лучше дайте его прочитать юристу. Можно даже прийти в офис страховщика с представителем, закон этого не запрещает.
  2. Если условия соглашения об отступном вам не подходят, вежливо отказывайтесь заключать сделку. В конце концов, закон позволяет выбирать – это не обязаловка для потерпевших!
  3. Закажите независимую экспертизу повреждений автомобиля после ДТП. Она установит точную сумму, в которую вам обойдется ремонт. На 99% страховщик сильно её занизит, так что нет смысла соглашаться с предложенным вариантом.
  4. Если истёк 20-дневный срок на оплату или выдачу направления на ремонт, нужно составить и подать заявление о разногласиях – направьте его почтой, в электронном виде или в офисе СК под роспись.
  5. Обратитесь с заявлением к финансовому уполномоченному (с теми же требованиями) с просьбой повлиять на ситуацию.
  6. При неудовлетворительном для вас результате обратитесь с иском в суд.

Запомните, что нужно действовать в своих интересах, а не идти на поводу у страховой, чья цель обезопасить себя от претензий клиента по допвзысканиям.

Некачественный ремонт автомобиля на СТО

Здесь уже есть два варианта, или Вы добиваете страховую, заставляя исправить через СТО все выявленные недостатки, или получаете денежную компенсацию, за выявленные недостатки.

Но помните, когда Вы получаете автомобиль после ремонта на СТО, если Вы ничего не понимаете в технической части и качестве ремонта (если Вы конечно не эксперт), не принимайте авто в одиночку. Найдите опытного специалиста, который поедет с Вами, не пожалейте денег и заплатите ему, но при приеме авто, он на месте, укажет на все недостатки в ремонте, которые Вы внесете в акт приема-передачи. Далее, акт с вписанными недостатками, будет доказательством, что ремонт был выполнен некачественно и будет, что предъявить страховой.

Помните, если сразу при получении авто, не выявить недостатки ремонта, то потом доказать, что они были допущены именно при ремонте в этом СТО по направлению страховой, будет сложно, могут сказать, что Вы после получения могли опять разбить авто, и провести ремонт уже в другом сервисе, а как доказать обратное, не ясно и довольно сложно.

К примеру, пункт 5.3, Положения Банка России, от 19.09.2014 № 431-П, о правилах ОСАГО, говорит, что если у потерпевшего, имеются претензии относительно качества выполненного ремонта, то он указывает на них, именно в акте, приема-передачи автомобиля, при получении авто после ремонта.

Логично будет предположить, что если не указать недостатки в акте сразу при приеме авто, то соответственно, страховая будет отпираться тем, что сразу не проверили, а значит недостатков не было. Здесь конечно все будет зависеть от ситуации и от срока последующего обращения с претензией, но если Вам не нужны лишние проблемы, то просто сразу укажите в акте, все недостатки, которые обязательно будут.

Если были выявлены недостатки в процессе принятия автомобиля, то все претензии, на основании пункта 15.1, закона «Об ОСАГО», должны предъявляться страховой компании.

Направляем претензию страховой компании, где указываем, на наличие недостатков. На основании абзаца 3, пункта 5.3, Положения Банка России, от 19.09.2014 № 431-П, обязан в течение 5 календарных дней, с момента получения претензии, организовать осмотр транспортного средства, а потерпевший, должен предоставить ТС на осмотр в согласованное со страховщиком время и место осмотра.

В процессе осмотра, будет сделан вывод, о наличии, или об отсутствии недостатков, а также о наличии или об отсутствии связи выявленных недостатков с последствиями страхового случая, и проведенного СТО ремонта, а также о технической возможности, устранения данных недостатков.

По данному фату, будет составлен соответствующий акт, в момент осмотра. Если в акте указана возможность исправить выявленные недостатки, путем проведения повторного ремонта, то вместе с актом, потерпевшему будет вручено направления на ремонт. Если в акте указано, что устранить недостатки не представляется возможным, путем проведения повторного восстановительного ремонта, то на основании абзаца 3, пункта 15, статьи 12, закона «Об ОСАГО», производится страховая выплата.

Если при наличии явных недостатков, не удалось решить вопрос в досудебном порядке, по претензии, то решаем вопрос через омбудсмена, и далее если он не помог, то идем в суд и в суде, взыскиваем часть страхового возмещения, необходимого на исправление выявленных недостатков. Перед этим соответственно, нужно будет проводить независимую экспертизу, по качеству ремонта.

Читайте также:  12 правил составления должностной инструкции

Что нужно для получения выплаты?

После аварии для предоставления возмещения по ОСАГО нужно заполнить извещение (его бланки выдают при оформлении полиса). Если участники вызывали на место происшествия сотрудников ГИБДД, потребуется получить в полиции все документы, касающиеся аварии.

Затем необходимо подготовить заявление и с пакетом других документов (справкой о ДТП, извещением, копией паспорта и т.д.) подать его в страховую компанию. При этом часто возникает вопрос о том, куда обращаться за выплатой по ОСАГО — к своему страховщику или в компанию виновника?

Если в аварии пострадали только машины (две и более) и у всех участников есть ОСАГО, заявление нужно подавать в свою страховую. После осмотра авто заявителю или выплачиваются денежные средства, или выдается направление на ремонт (если для выплаты денег нет оснований).

Нужно ли самим проводить независимую экспертизу?

И, да и нет. Нет, потому что обязательных требований о необходимости вместе с заявлением о разногласиях направлять экспертизу в Законе об ОСАГО мы не найдем. Поэтому расходы на её проведение могут и не возместить.

С другой стороны, проводить её нужно, чтобы знать точный размер ущерба от аварии и о законности своих требований.

Но в любом случае необходимо иметь у себя фотографии полного осмотра всех повреждений после ДТП. Это касается и случая, когда ваш автомобиль направляют на ремонт в сервис. Делается это для того, чтобы можно было спорить и доказывать, в каком состоянии изначально был автомобиль, какие были повреждения и какие ремонтные воздействия требовались.

Законодательные аспекты

Право выбора было законодательно закреплено за автовладельцами еще в 2014 году – тогда в Закон об ОСАГО (№ 40-ФЗ) были внесены соответствующие коррективы. Страховой полис с учетом нововведений можно было приобрести с 1 сентября 2014 года.

Информацию о вариантах возмещения убытков Вы найдете в ст. 12 Закона об ОСАГО. В пункте первом говорится следующее:

  • Потерпевшая сторона имеет право требовать у страховой компании возмещения причиненного вреда в форме страховых выплат или прямого покрытия ущерба.
  • Прямое покрытие ущерба предусматривает возмещение убытка посредством организации и оплаты ремонта транспортного средства (п. 15). Что это значит? Страховщик нанимает подрядчика – СТО – для выполнения работ и оплачивает их стоимость. Обратите внимание на то, что страховая компания сотрудничает только с теми станциями техобслуживания, с которыми она подписала соответствующий договор.

Летом 2017 года в Москве был разработан законопроект «Ремонт вместо выплат», который предполагает полный отказ от страхового возмещения в материальной форме. Считается, что законопроект позволит ужесточить ответственность страховщиков за ненадлежащее восстановление автомобиля и минимизирует случаи мошенничества с компенсациями по ОСАГО.

Какие документы Вам потребуются?

При обращении в страховую компанию с целью получения денег по ОСАГО или осуществления страхового ремонта Вы должны иметь при себе пакет следующих документов:

  • Заявление на страховое возмещение или ремонт;
  • Извещение о дорожно-транспортном происшествии;
  • Справка о ДТП;
  • Копии протокола об административном правонарушении, постановление по делу об административном правонарушении или об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, если эти документы были предоставлены Вам в ГИБДД;
  • Копии ПТС, полиса ОСАГО, свидетельства о регистрации авто, доверенности на управление;
  • Копия паспорта;
  • Отчет об оценке ущерба;
  • Акт приема-передачи;
  • Квитанция об оплате услуг по оценке ущерба авто.

В каких случаях можно получить страховую выплату вместо ремонта?

Денежную выплату вместо ремонтных работ можно получить только в соответствии с установленными законодательством исключениями. Это можно сделать, если:

  1. страховщик не может выполнить требования, обязательные для проведения ремонтных работ, или если потерпевшее лицо не дает своего согласия на ремонт;
  2. все, кто участвовали в ДТП, являются виновниками, при этом потерпевший не желает доплачивать за ремонт;
  3. цена, выставленная автосервисом, гораздо выше размера страховой выплаты, а потерпевшая сторона при этом не соглашается на внесение доплаты.

В некоторых ситуациях у собственника ТС изначально есть выбор. Он может либо получить денежную компенсацию, либо провести ремонт. Этот вариант доступен, если:

  • в аварии он получил травмы, которые квалифицируются как причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью;
  • пострадавший является инвалидом и для передвижения ему по медицинским показаниям необходимо ТС;
  • договор страхования предусматривает определенный автосервис для проведения ремонтных работ, но в момент обращения к страховщику он не может осуществить ремонт.

Кроме того, существуют ситуации, при которых СК производит выплаты в обязательном порядке, если:

  1. потерпевший погиб при аварии, денежные средства в этом случае выплачиваются ближайшим родственникам;
  2. автомобиль не может быть восстановлен после ДТП.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *