Понятие охраны труда. Содержание института охраны труда.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие охраны труда. Содержание института охраны труда.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Охрана труда работников может входить в обязанности непосредственного работодателя, специалиста по ОТ или работников службы. В ст. 217 ТК РФ сказано, что вводить штатную единицу или отдел нужно лишь в том случае, если в компании работает более 50 человек.

Что обязан делать работодатель и отдел ОТ, чтобы обеспечить охрану труда в организации

При выборе мер рекомендуется опираться на Приказ Минтруда России от 1 марта 2012 года № 181н «Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков».

В целом руководители совместно со специалистами службы должны придерживаться пунктов ст. 212 ТК РФ, в которой установлены следующие обязанности:

Список мероприятий может пополняться. Если у компании нет финансовых затруднений, охрана труда на предприятии может предполагать проведение дополнительных мероприятий для поддержания здоровья сотрудников. Например, возможна организация санаторно-курортного лечения за счет работодателя, проведение внеочередных обследований в клиниках и т.д.

Организация охраны труда

Различают государственный, региональный, муниципальный и корпоративный (локальный) уровни управления охраной труда.

В соответствии со ст. 216 ТК государственное управление охраной труда осуществляется Правительством непосредственно или по его поручению Минтруда и другими федеральными органами исполнительной власти.

Минтруда в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. № 610, осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере условий и охраны труда. Имея в своем составе Департамент условий и охраны труда (Положение о нем утверждено приказом Минтруда РФ от 25 июля 2012 г. № 31), министерство, в частности, готовит предложения по разработке федеральных целевых и ведомственных программ по улучшению условий и охраны труда, осуществляет контроль за исполнением данных программ, разрабатывает и внедряет механизмы управления профессиональными рисками в системах управления охраной труда.

Эффективность регионального уровня управления охраной труда зависит от нормотворческой и правоприменительной активности органов власти субъектов РФ.

Положительный опыт накоплен в Москве. Здесь успешно используют в качестве главных составляющих организационной структуры, во-первых, функцию координации органов государственной власти, работодателей и общественности, а во-вторых, метод производственной демократии.

Статья 17 Закона г. Москвы от 12 марта 2008 г. № 11 «Об охране труда в городе Москве» (с изменениями от 24 июня 2015 г.) предусматривает различные формы общественного контроля за соблюдением прав и законных интересов работников в данной области. Так, профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы могут создавать собственные инспекции, а также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда.

Причем данный региональный закон, подчеркивая авторитетность общественных формирований, предусматривает иную концептуальную модель их участия в мероприятиях по обеспечению охраны труда. Ее суть в том, что соответствующие органы профессиональных союзов Москвы имеют право осуществлять выдачу работодателям представлений, содержащих обязательные к выполнению требования об устранении выявленных нарушений прав и законных интересов работников в области охраны труда. Напомним, что юридическая сила полномочий профсоюзных надзорных инстанций в соответствии с ТК невелика, поскольку ст. 370 предусматривает всего лишь обязательность рассмотрения требований общественных инспекторов труда.

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 10 ноября 2009 г. № 1212-ПП (с изменениями от 3 июля 2015 г.) утверждены положения о системе государственного управления охраной труда и о межведомственной комиссии по охране труда. Последняя является постоянно действующим самостоятельным органом. Ее основная задача — координация деятельности органов исполнительной власти Москвы, территориальных органов государственного надзора и контроля, социального страхования, объединений профсоюзов и работодателей по реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда.

Третий уровень управления охраной труда — самый молодой из рассматриваемых управленческих ступеней, поскольку введен только летом 2011 г. Примером может служить Муниципальная целевая программа улучшения условий и охраны труда на 2011–2016 гг., утвержденная постановлением главы МСУ Тоншаевского района Нижегородской области от 16 мая 2011 № 6. Примечательно, что в данной программе отсутствует финансовая составляющая охранительных мероприятий, которые в основном связаны с оказанием методической помощи работодателям и работникам, их информационным обеспечением, обучением персонала правилам охраны труда.

Четвертый уровень связан с локальным управлением охраной труда. Охрана труда — в основном сфера публичного, а не договорного права. Работодатели неохотно заключают локальные соглашения по охране труда и (или) коллективные договоры, содержащие полновесные разделы, посвященные своим обязательствам в данной области. Возможно, поэтому, не надеясь на эффективность социального партнерства, законодатель установил порой жесткие требования, связанные с безопасностью на производстве.

Анализ законодательства позволяет говорить, что на данной ступени управления прописана острая необходимость выполнения двух базовых предписаний: во-первых, соблюдения работодателем правовых норм, носящих ярко выраженный императивный характер, а во-вторых, участия работников в осуществлении мероприятий, связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда.

Управление охраной труда на производстве возложено на специализированную службу (ст. 217 ТК). Варианты создания службы зависят от количества работников. Если численность превышает 50 человек, то должно быть создано специализированное подразделение или в штатное расписание вводится должность специалиста по охране труда. Если у работодателя трудятся менее 50 человек, то функции данной службы работодатель или выполняет сам, или поручает соответствующие обязанности другому работнику, или приглашает специалиста по охране труда, заключая с ним гражданско-правовой договор о возмездном оказании услуг.

Состав службы охраны труда определяется работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти по труду. Минтруд РФ постановлением от 8 февраля 2000 г. № 14 утвердил соответствующие Рекомендации, в соответствии с которыми структура службы и численность ее специалистов определяются в зависимости от численности работников, характера условий труда, степени опасности производства и других факторов.

В соответствии с национальным стандартом безопасности труда участие работников является важнейшим элементом системы управления охраной труда в организации (п. 4.2.1). Статья 218 ТК предусматривает возможность создания комитетов (комиссий) по охране труда. Типовое положение об этом паритетном органе утверждено приказом Минздравсоцразвития РФ от 29 мая 2006 г. № 413. Комитет (комиссия) является составной частью системы локального управления охраной труда, а также одной из форм участия работников в управлении организацией. Его работа строится на принципах социального партнерства. Поэтому при разработке локальных положений о комитете (комиссии) следует иметь в виду, что данный орган создается на паритетной основе из представителей работодателя, профсоюзов и иных представителей работников. Комитет может избрать из своего состава председателя, заместителей от каждой стороны и секретаря. Члены комитета выполняют свои обязанности на общественных началах, как правило, без освобождения от основной работы, если иное не предусмотрено в коллективном договоре.

Кого назначить ответственным за охрану труда на предприятии

Охрана труда работников может входить в обязанности непосредственного работодателя, специалиста по ОТ или работников службы. В ст. 217 ТК РФ сказано, что вводить штатную единицу или отдел нужно лишь в том случае, если в компании работает более 50 человек.

Сотрудник, назначенный на роль инспектора по ОТ, должен соответствовать квалификационным требованиям профстандарта «Специалист в области охраны труда», утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты от 4 августа 2014 года № 524н. Перед допуском к работе его нужно направить на обучение по охране труда. Подойдут 40-часовые курсы в учебном центре — об этом сказано в п. 2.3.2 Порядка обучения и проверки знаний требований охраны труда работников организации от 13.01.2003 № 1/29.

➤ Скачать профстандарт специалиста по охране труда

Если специалист по охране труда не справляется в одиночку, создают службу из нескольких человек. Предварительно вносят изменение в штатное расписание, разрабатывают должностные инструкции, корректируют положение о СУОТ.

Какие документы по охране труда подготовить

Все мероприятия по охране труда нужно не только проводить, но и документировать. В противном случае очередной визит инспектора ГИТ обернется разбирательствами и выплатой штрафов. Оптимизация и систематизация документооборота позволит избежать проблем.

Таблица. Охрана труда: документы 2020

Положения Положение о СУОТ

Положение о службе охраны труда

Положение о проведении стажировки на рабочем месте вместе с программами стажировки

Положение об обеспечении работников СИЗ

Приказы по охране труда · Приказ о назначении ответственных лиц за охрану труда

· Приказ руководителя о создании постоянно действующей комиссии по проверке знаний требований охраны труда

· Приказ об утверждении инструкций по охране труда

· Приказ об организации бесплатной выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств

· Приказ об утверждении перечня рабочих мест и списка сотрудников, для которых в санитарно-бытовых помещениях обеспечивается наличие мыла или дозаторов с жидким смывающим веществом

· Приказ о создании комиссии по проведению спецоценки

· Приказ об утверждении графика проведения СОУТ

· Приказ о подготовке плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда

· Приказ о назначении лица, ответственного за присвоение неэлектротехническому персоналу I группы по электробезопасности

· Приказ о назначении ответственного за эксплуатацию стеллажей

Журналы · Журнал регистрации вводного инструктажа

· Журнал регистрации НС

· Журнал учета присвоения группы I по электробезопасности неэлектротехническому персоналу

· Журнал инструктажа на рабочем месте

· Журнал инструктажей по пожарной безопасности

Программы · Программа проведения вводного инструктажа по ОТ

· Программы проведения первичного инструктажа на рабочем месте

· Программа производственного санитарного контроля

· Программы обучения по ОТ по должностям, профессиям

· Программа действий по улучшению условий и охраны труда

Перечни и списки · Перечень профессий и должностей сотрудников, освобожденных от первичного инструктажа

· Список работников, которые подлежат медицинским осмотрам

· Перечень рабочих мест и список лиц, для которых обязательна выдача смывающих и обезвреживающих средств

· Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям и измерениям

· Перечень должностей и профессий, требующих присвоения персоналу группы I по электробезопасности

· Перечень профессий и должностей, которым положена бесплатная спецодежда, спецобувь и другие СИЗ

Инструкции Должностные инструкции для специалистов службы охраны труда

Инструкции по охране труда на каждую профессию или должность

Прочие документы Копии сертификатов и деклараций соответствия СИЗ и смывающих средств

Личные карточки учета выдачи средств индивидуальной защиты

Важно! Это не исчерпывающий перечень документов по охране труда. Список может пополняться в зависимости от специфики деятельности компании.

Техника безопасности на рабочем месте

Важную роль в обеспечении прав работников на охрану труда играет инструктаж, качественная профессиональная подготовка и обучение, организацией которых должен заниматься работодатель. Отсюда следует, что все работники, руководители и работодатели должны пройти обучение по охране труда, а также проверку полученных знаний относительно ее требований. В соответствии с чем установлен определенный порядок обучения и последующий экзамен, которые регламентируется постановлением Минтруда России № 1 и Минобразования России № 29.

Инструктаж по мерам безопасности и оказанию первой помощи пострадавшим проводится самим работодателем или подготовленным сотрудником для вновь прибывших работников, а также для переведенных на другое рабочее место.

Его можно разделить на несколько видов относительно времени и характера:

  • вводный. Такой инструктаж проводится на этапе заключения трудового договора для вновь прибывших на работу сотрудников или при переводе на другую работу;
  • первичный. Инструктаж в этом случае проводится непосредственно на рабочем месте;
  • повторный. Этот инструктаж проводится по прошествию определенного периода времени для проверки и повышения знаний относительно охраны труда;
  • внеплановый. Он проводится в результате изменения правил по охране труда, замены оборудования или каких-либо других факторов.

Существуют и определенные условия прохождения инструктажа. Таким образом специалистам и руководителям необходимо пройти его в течение месяца, со дня начала трудовой деятельности. Повторное прохождение, при этом, осуществляется не реже одного раза в три года. Что касается работников, занятых на вредном или опасном производстве, то в этом случае обучение проходит непосредственно на рабочем месте, со стажировкой и сдачей экзаменов. Повторное проведение обучения и сдача экзамена также проводится не реже одного раза в три года.

Иные условия и гарантии по обеспечению охраны труда

Федеральный закон наряду с другими нормативно-правовыми актами как субъектов РФ, так и органов местного самоуправления устанавливает порядок финансирования мероприятий по повышению качества условий и охраны труда. Такого рода финансирование может производиться благодаря средствам всех бюджетов и внебюджетных источников. В этом случае источником дохода могут также выступать и добровольные взносы организаций и физических лиц, сам работник не несет затрат на финансирование таких мероприятий.

Замечание 4

Что касается финансирования со стороны работодателей, то они производят выплату в размере не менее 0,2% от суммы затрат на производство продукции. Исключение составляют только государственные унитарные предприятия и федеральные учреждения.

Читайте также:  Льготы ветеранам труда Свердловской области в 2023 году в денежном эквиваленте

В случае неисполнения норм, которых требует законодательство и государственный надзор, на организации накладывается штраф, который в дальнейшем поступает в специальный фонд по охране труда. Такие фонды формируются на региональном и федеральном уровне в силу федеральных законов и иных нормативно-правовых актов РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Существуют и дополнительные гарантии в отношении охраны труда, которые распространяются на отдельный класс работников.

В этом случае работодатель должен придерживаться установленных ограничений на привлечение таких работников к выполнению тяжелых работ, работ связанных с вредным и опасным производством, относительно сверхурочных или ночных смен.

При необходимости работодатель должен перевести нуждающихся сотрудников по состоянию здоровья на более легкие условия труда либо на другую работу, на основании медицинского заключения и с соответствующей оплатой. Необходимо обеспечить таких сотрудников перерывами для отдыха, не уменьшая при этом рабочее время. Работодатель обязан создать оптимальные условия труда и для граждан с ограниченными возможностями, которые будут соответствовать индивидуальной программе реабилитации.

Охрана труда 2017 – 2018: новые правила

В законодательство по охране труда в 2017 году внесли поправки. Одно из главных изменений в правила по охране труда – 2017 – это введение оценки профессиональной квалификации в форме профессионального экзамена, который проводят специализированные центры. Соответствие квалификации профстандарту может быть по инициативе как физлица, так и работодателя.

Другое новшество – новые ГОСТы по охране труда с 2017 года. Дополнительные требования к физическим факторам на рабочих местах установлены новым СанПиН 2.2.4.3359-16. В документе перечислены нормативы по освещенности, вибрации, электромагнитным полям, микроклимату, шуму, излучению, ультра- и инфразвуку. Выявить несоответствие нормативам и наличие вредных факторов можно в процессе проведения спеоценки условий труда.

Журнал учета инструкций по охране труда

Вести его не обязательно. Но при выдаче и получении документа этот факт необходимо отражать на бумаге. И тот, кто выдает, и получатель должны указать свои ФИО и должность, оставить подпись и расшифровать ее. Также следует указать дату, когда произошла передача документа.

Ключевым назначением журнала является быстрый поиск нужной информации и упрощение оборота документов. Содержаться на бумаге может информация, когда инструкция была поставлена на учет, утверждена. Отражают в журнале назначения документов, информацию о сотрудниках, прошедших необходимый инструктаж или обучение, сроки плановых проверок.

Документ помогает при возникновении ЧП. Журнал позволяет выяснить, прошел ли работник нужный инструктаж, когда это было и кто вел курс.

Важно! Несмотря на то, что вести журнал не обязательно, составлять и утверждать инструкции по ОТ нужно строго.

Новое в законодательстве

С 2019 года изменения коснулись правил эксплуатации энергоустановок. Теперь контроль за соблюдением правил ОТ при использовании такого оборудования осуществляет Госэнергонадзор.

Также появились изменения в ТБ при выполнении работ на высоте, в строительной сфере и эксплуатации некоторых инструментов. Например, лестницы, используемые при высотных работах, обязательно проходят предварительные испытания. Ручные инструменты должны находиться в исправном состоянии и полностью отвечать требованиям безопасности.

Справка! Также теперь специальная оценка трудовых условий проводится на всех без исключения предприятиях. Она не может быть проведена в несколько этапов, а должна носить целостный характер.

Охрана трудовых условий должна занимать значительное место в любой организации. Термин состоит из множества понятий и разделов. Каждый из них позволяет обеспечить безопасную деятельность каждого работника любой сферы, включая инженера, научного сотрудника и прочее. Основные рекомендации и правила можно найти в ТК, где отражены ГОСТы и нормы, касающиеся безопасности на работе. Регулярные проверки качества и эффективности ОТ позволяют выявить нарушения, направить рекомендации для их устранения. Особенно важна ОТ в ДОУ, где в учреждении постоянно пребывает большое количество детей. Потому организация трудовой охраны и ТБ, входящей в ее состав, должна быть простой, правильной и понятной для сотрудников.

Отрасль жилищно-коммунального хозяйства наименее защищенная в настоящее время в области охраны труда. Случаи несоблюдения элементарных правил техники безопасности и охраны труда в данной отрасли не так уж и редки. Связано это как с элементарным незнанием правил техники безопасности со стороны самих работников, так и попустительством со стороны руководителей. Ситуация осложняется и тем, что жилищно-коммунальное хозяйство находится в плачевном состоянии, износ техники, механизмов и коммуникаций достигает порой 100 %. Все это сказывается на числе несчастных случаев, происходящих при производстве работ.

Поэтому руководители предприятий и организаций жилищно-коммунальной сферы должны более ответственно подходить к требованиям по охране труда и технике безопасности, установленными как Трудовым кодексом РФ, так и ведомственными подзаконными актами.

Основным органом, принимаемым акты по охране труда в этой отрасли, является Министерство труда Российской Федерации. Так, Постановлением Минтруда РФ от 16 августа 2002 г. № 61 утверждены и действуют Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства. Данные Правила действуют на всей территории Российской Федерации и должны учитываться при реконструкции и техническом перевооружении организаций, эксплуатирующих водопроводно-канализационное хозяйство, производстве ремонтных работ систем водоснабжения и канализации, организации технологических процессов и операций.

Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам жилищно-коммунального хозяйства, утверждены Постановлением Минтруда РФ от 29 декабря 1997 г. № 68.

Для рабочих котельных (машинист (кочегар) котельной, оператор котельной, кочегар технологических печей) обязательна Типовая инструкция по охране труда для рабочих котельной ТОИ Р-218-55-95 (утв. Федеральным дорожным департаментом Минтранса РФ 5 декабря 1994 г.). Нормы по охране труда содержатся в Отраслевом тарифном соглашении по организациям жилищно-коммунального хозяйства, газификации и эксплуатации газового хозяйства Российской Федерации на период с 1 января 2005 г. по 31 декабря 2007 г. от 12 мая 2004 г. (с изменениями и дополнениями, зарегистрированными Федеральной службой по труду и занятости от 6 декабря 2005 г. № 34/05-07).

Основными нормативными документами, устанавливающими требования охраны труда и безопасности в кондитерской промышленности являются Трудовой кодекс РФ и Правила по охране труда в кондитерской промышленности, утвержденные Приказом Минсельхоза РФ от 10 февраля 2003 г. № 48. Требования охраны труда, содержащиеся в указанных Правилах, распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и обязательны для исполнения при осуществлении любых видов деятельности при производстве кондитерских изделий на территории Российской Федерации, в том числе при эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Особенность состоит в том, что в кондитерской промышленности в основном используется труд женщин, поэтому здесь подлежат применению и подзаконные акты, регламентирующие охрану труда женщин (см. раздел «Охрана труда женщин»).

Читайте также:  Юридические факультеты в вузах Беларуси

Кондитерская промышленность связана с пищевыми продуктами, поэтому здесь особое внимание следует уделять соблюдению санитарных норм и правил, установленных для пищевой промышленности, а также правил личной гигиены работников. Поскольку несоблюдение элементарных правил может привести порой к неблагоприятным последствиям для потребителей. К работе в кондитерской промышленности допускаются лишь лица, прошедшие обязательный медицинский осмотр.

В системе образования действует Техническая инспекция труда профсоюза работников народного образования и науки РФ, Положение о которой утверждено постановлением президиума ЦК профсоюза работников народного образования и науки РФ от 27 марта 2001 г., протокол № 6. Техническая инспекция труда профсоюза осуществляет согласованные действия с органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления и работодателей по вопросам охраны труда, окружающей природной среды и страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Подзаконные акты по охране труда в системе образования принимаются Министерством образования РФ. Так, приказом образования РФ от 11 марта 1998 г. № 662 утверждено и введено в действие Типовое положение о службе охраны труда образовательного учреждения высшего, среднего и начального профессионального образования системы Министерства образования России.

Для работников системы образования Российской академии наук разработаны типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты. Указанные нормы утверждены и введены в действие Постановлением Минтруда от 16 декабря 1997 г. № 63.

Приказом Госкомвуза РФ от 4 ноября 1994 г. № 1070 утверждено и введено в действие Положение о порядке проверки знаний правил, норм и инструкций по безопасности у руководящих работников и специалистов системы Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию. Данное положение устанавливает порядок проверки знаний правил, норм и инструкций по безопасности и распространяется на все учебные заведения, организации, учреждения и предприятия Госкомвуза России, в которых проводятся работы по проектированию, изготовлению, ремонту и эксплуатации объектов и оборудования, подконтрольных Госгортехнадзору России.

Требования охраны труда

Охрана труда возлагается на руководителя предприятия и другие специальные органы работодателя — это может быть отдел охраны труда или отдельное уполномоченное лицо.

Каждый работник обязан:

  • исполнять требования охраны труда;
  • обучаться безопасности выполнения работ;
  • безошибочно применять средства защиты;
  • своевременно извещать работодателя об угрозе жизни или здоровью, несчастных случаях, ухудшении состояния здоровья (о проявлении признаков профзаболевания или отравления);
  • проходить все установленные медицинские осмотры.

Каждый работник, кроме обязанностей, имеет права на безопасные условия труда.

1) Разработать внутреннее положение по охране труда. В локальный нормативный акт должны войти разделы Приказа Минтруда № 438 от 19 августа 2016 года, возможна адаптация текста.

2) Провести оценку профессиональных рисков. Выполняется специалистами по ОТ, работодателем либо независимыми экспертами.

3) Закупить смывающие средства, средства индивидуальной защиты, специальные машины и другие необходимые товары и приборы. Перечень конкретных позиций определяется спецификой деятельности предприятия и выявленными факторами негативного воздействия.

4) Составить график обслуживания и осмотра машин, выдачи СИЗ, выполнения планово-предупредительного ремонта. Ответственный за каждый вид работ назначается приказом.

5) Организовать специальную оценку рабочих мест.

6) Рассказать специалистам и руководству о методах и приемах безопасного ведения работ, провести инструктажи и стажировки, проверить знание требований по охране труда.

7) Обучить персонал навыкам первой помощи.

Важно: соответствующие занятия с руководителями и специалистами желательно проводить хотя бы каждые 3 года, а с рядовыми сотрудниками — ежегодно.

8) Подготовить локальные нормативные акты по охране труда.

В дальнейшем необходимо контролировать надлежащее функционирование системы и соблюдение установленных требований, а также своевременно подавать отчеты в проверяющие органы.

В этой статье производится расшифровка различных понятий, связанных с ОТ в любой из существующих организаций.

Виды понятий, используемых в статьях об охране труда Пояснение терминов
Охрана труда (ОТ) Общее понятие этого значения состоит в описании системы сохранности здоровья и жизни граждан в процессе исполнения ими трудовых функций. Система включает в себя социальные, правовые, экономические, организационные, технические, лечебно-профилактические, санитарно-гигиенические, реабилитационные и другие мероприятия.
Условия труда (УТ) Комплекс факторов, состоящий из трудового процесса, производственной среды, которая непосредственно оказывает воздействие на здоровье и работоспособность работающего гражданина.
Вредный производственный фактор (ВПФ) Фактор, который негативно воздействует на здоровье человека, приводя к различным заболеваниям.
Опасный производственный фактор (ОПФ) Фактор, приводящий к производственным травмам различной тяжести
Безопасные условия труда (БУТ) Условия труда, при которых исключено негативное воздействие опасных и вредных факторов на здоровье работников или же они находятся в пределах, установленных норм.
Рабочее место (РМ) Место, на котором работник выполняет свои непосредственные функции или же к которому он должен прибыть для выполнения определенных работ. РМ находится косвенно или прямо под контролем руководителя организации.
Средства индивидуальной и коллективной защиты работников (СИ и КЗР) Технические и другие средства, применяемые для сокращения или полного предотвращения влияния опасных и вредных производственных факторов на здоровья работников, а также защиты окружающей среды от загрязнений.
Система управления охраны труда (СУОТ) Мероприятия, определяющие цели и политику охраны труда и процедуры по достижению поставленных целей на конкретном предприятии. Стандарты системы ОТ утверждаются федеральными и другими органами исполнительной власти. При этом учитывается мнение трехсторонней комиссии по нормализации трудовых и социальных отношений.
Производственная деятельность (ПД) Действия работника с использованием средств труда, предназначенных для преобразования ресурсов или сырья в готовую продукцию — это производство различных изделий, строительство, оказание разных видов услуг.
Требования охраны труда (ТОТ) Государственные стандартные требования к охране и безопасности труда, выраженные в инструкциях и правилах по ОТ.
Государственная экспертиза охраны труда (ГЭОТ) Государственные нормы оценки определенного объекта, по которым производится экспертиза на предмет соответствия соблюдения установленных требований.
Стандарты охраны труда (СОТ) В стандарты ОТ входят нормативы, правила и процедуры, которые направлены на охрану здоровья и жизни работающих граждан в процессе выполнения ими трудовых функций, а также регулирующие организационные, социальные, экономические, лечебно-профилактические, санитарно-гигиенические и реабилитационные меры в ОТ.
Профессиональный риск (ПР) Это возможность получения вреда здоровья работника в результате влияния на него опасных или вредных производственных факторов в период выполнения гражданином его непосредственных обязанностей, оговоренных ТД. Оценка профессионального риска определяется согласно нормативам, установленным на федеральном уровне, а также, учитывая мнение трехсторонней комиссии по регулировке трудовых и социальных отношений.
Управление профессиональными рисками (УПР) Комплекс мер, объединенных в систему, включающую в себя выявление, оценку, снижение или ликвидацию профессиональных рисков.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *