Мероприятия по предупреждению несостоятельности (банкротства) в России

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Мероприятия по предупреждению несостоятельности (банкротства) в России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В такой ситуации она обязана перейти к осуществлению мер по его предупреждению. И первым шагом является оповещение всех собственников и учредителей компании о ее финансовом состоянии. Ответственность за это оповещение берет на себя, как правило, директор компании или ее управляющий.

Как предупредить банкротство?

К сожалению, зачастую управляющие держат эту информацию в тайне до самого последнего момента, когда меры по предупреждению банкротства предприятий уже просто не могут быть приняты. Это в целом негативно влияет на весь исход дела.

Поэтому именно период первоначального выявления негативных финансовых явлений в деятельности компании является наилучшим временем для того, чтобы сообщить об этом всем собственникам и учредителям и попробовать принять все необходимые меры, способные предотвратить признание организации банкротом.

Какие существуют меры для предупреждения банкротства

Банкротство представляет собой признание несостоятельности фирмы. Процедура инициируется тогда, когда предприятие не может расплатиться с имеющимися долгами. Обычно, если оздоровительные меры не дают никакого результата, фирма банкротится и ликвидируется. Ее имущество распродается. Полученные деньги распределяются между кредиторами. Банкротство можно предупредить. Для этого используются специальные меры.

Меры по предупреждению несостоятельности регулируются законодательно. Информацию о банкротстве получают учредители. После этого они должны принять меры по предупреждению. Они предполагают оптимизацию деятельности фирмы. В процессе устанавливаются и устраняются те аспекты, которые привели к банкротству. Выполняется работа со штатом сотрудников. Формируется система, которая позволяет контролировать финансовую несостоятельность. Из законов можно сделать вывод о том, что ЮЛ обязано приложить все усилия по предупреждению несостоятельности.

Рассмотрим основные стратегии по предупреждению несостоятельности:

  • Экстраполяция. Позволяет установить прогноз на сжатые сроки. При этом учитываются как внешние, так и внутренние факторы влияния на состояние компании. К примеру, нужно учесть финансовое состояние в государстве.
  • Методы экспертные оценки. Рассматриваемый вариант используется, когда требуется сформировать долгосрочный прогноз. Набирается комиссия из экспертов. Каждый из специалистов должен оценить значимые в банкротстве показатели и установить их динамику.
  • Моделирование. Часто применяется метод моделирования, предполагающий использование автоматизированного анализа. Он обеспечивает быструю и точную оценку экономической ситуации.

Используемые меры определяются в индивидуальном порядке, в зависимости от состояния компании.

Способы предотвращения несостоятельности

Рассмотрим основные методы предупреждения банкротства:

  • Контроль над долгами перед кредиторами. Компания не должна допускать накопления задолженностей. Большое количество долгов – высокие риски банкротства. Следует погашать краткосрочные долги. Нужно соблюдать сроки расчетов. Для контроля над сроками имеет смысл автоматизировать контроль над задолженностями. Для этого создаются специальные таблицы.
  • Контроль над задолженностями дебиторов. Практически у каждой компании есть дебиторы. Возврат их задолженностей является одним из источников финансирования деятельности фирмы. Имеет смысл заняться организацией работы с дебиторами. Она включает в себя составление перечня долгов, рассылку уведомлений дебиторам, подачу исков в суд о взыскании задолженностей.
  • Оптимизация деятельности фирмы. Требуется провести анализ вертикальных и горизонтальных управленческих связей. Проводится реорганизация дочерних организаций, между ними распределяются деньги и рабочие функции.
  • Анализ ликвидности собственности фирмы. После анализа осуществляется продажа активов. Полученные средства можно направить на покрытие имеющихся задолженностей.
  • Поиск кредиторов. Кредиторы могут быть государственными или частными. Полученные от них деньги позволят покрыть имеющиеся задолженности и вложить деньги в бизнес.
  • Взыскание задолженностей с покупателей. Компания может отгружать продукцию в кредит. В этом случае нужно организовать работу с покупателями. Проводится взыскание долгов.
  • Увеличение размера уставного капитала. Позволяет фирме получить взносы в денежной форме.
  • Эмиссия акций фирмы. Позволяет привлечь дополнительные деньги в форме вступительных взносов от новых участников.
  • Поиск частных инвесторов. Имеет смысл искать инвесторов, интересующихся отраслью, в которой работает фирма.

Из перечисленных мер можно сделать вывод о том, что главная цель всех мер по предотвращению банкротства – привлечение новых средств. Привлекаться они могут самыми разными способами: обращение к новым инвесторам, работа с дебиторами, выпуск акций. Имеет смысл также оптимизировать имеющиеся задолженности.

Внешнее управление отражено в шестой главе закона о несостоятельности. Этот процесс стабилизации экономической ситуации компании предполагает отстранение лиц, занимающихся управлением фирмы, от обязанностей и перенаправление их полномочий на утвержденного в судебном порядке внешнего управляющего.

Внешнее управление утверждается судебным органом посредством ходатайства собрания займодателей на временной период до 18 мес. Если возникнет такая необходимость, срок данного процесса может быть увеличен еще на 6 мес. На этот временной промежуток управляющий формирует план необходимых для восстановления платежеспособности действий, который должен быть одобрен собранием займодателей. Цель этого планирования — восстановление стабильного платежеспособного финансового положения компании.

Кроме осуществления плана внешнего управления, возобновлению стабильной деятельности задолжавшего предприятия способствует ввод моратория на исполнение задолжавшим обязательств перед заимодателями.

Существуют особые организацию, которые включены в реестр, утвержденный на федеральном уровне, осуществляющие свою деятельность в стратегически важных для страны сферах, к примеру, в оборонно-промышленном комплексе.

Для предотвращение их банкротства согласно ст91 ФЗ о несостоятельности, правительство России способствует реализации следующих мер:

  1. Анализирование платежеспособности и экономического положения предприятия.
  2. Осуществление реорганизации компании.
  3. Реструктуризация долга по налоговым выплатам, сборам в гос. бюджет и платежам во внебюджетные фонды.
  4. Санация до судебного этапа.
  5. Нахождение путей (включая оформление гос. гарантии) для осуществления договоренности между данными предприятиями и их заимодателями о реструкторизации накопившегося долга.
  6. Возврат задолженности гос. органов власти перед предприятиями, осуществляющими свою деятельность в сфере гособоронзаказа, если возникшая несостоятельность появилась по данной причине.
  7. Другие меры.

Внешнее управление утверждается в судебном процессе. Для предотвращения несостоятельности данных предприятий, в согласно ст189.9 того же закона реализуются следующие мероприятия:

  • финансовое оздоровление компании в досудебном этапе;
  • утверждение временной администрации, помимо ситуаций, которые взаимосвязаны с лишением лицензий на исполнение банковских операций.
  • осуществление реорганизации предприятия;
  • мероприятие, которые реализуются совместно с Агентством по страхованию вкладов, берущем на себя обязательства конкурсного управляющего в ситуации несостоятельности кредитных компаний.

Все вышеперечисленные мероприятия должны быть осуществлены до момента лишения лицензии на осуществление банковских операций.

Таким образом, дестабилизация финансового положения предприятия не является нерешающейся ситуацией. Существует многочисленное количество методов улучшения платежеспособного состояния компании, в том числе на этапе после начала судебного процесса. Существенную помощь в подобном положении могут предложить юристы и финансовые консультанты.

Банкротство компаний: условия и процедура

По результатам конкурсного производства при завершении процедур банкротства и вынесения об этом определения арбитражного суда сведения о компании исключают из ЕГРЮЛ, то есть деятельность фирмы полностью прекращается. Однако при этом ее долги считаются погашенными, даже те, которые не были покрыты в результате продажи активов.

Процедура признания банкротом регулируется обширным перечнем нормативных правовых актов: федеральными законами (в первую очередь Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»), Гражданским кодексом, постановлениями правительства и другими нормативными правовыми актами.

Что же законодатель понимает под банкротством? Это — неспособность должника в полном объеме произвести выплату по своим долговым обязательствам в срок до трех месяцев с момента возникновения последних. Долги могут быть перед кредиторами, перед работниками, в том числе бывшими (зарплата и/или выходные пособия), перед государством (налоги, сборы и иные обязательные платежи).

Заявление о признании компании банкротом имеют право подать должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы, а также работник, бывший работник должника, имеющие требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда. Для начала процедуры банкротства необходимо соблюдение следующих условий:

  • Неисполненные требования к должнику составляют не меньше 300 тысяч рублей (в некоторых случаях этот порог может быть выше или отсутствовать) и/или обязательные выплаты по долгам или зарплате не проводились более 3 месяцев;
  • Указанные требования подтверждены вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда или судебного акта о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда о взыскании с должника денежных средств (за исключением требований конкурсного кредитора/кредитной организации и требований уполномоченного органа по обязательным платежам).

Институт банкротства призван защитить интересы всех участников процесса. Работники, в том числе бывшие, получат задержанную заработную плату. Учредители компании-должника — возможность закрыть неликвидное предприятие, несмотря на наличие долгов.

Кредиторы получают возможность частичного или полного погашения долговых обязательств перед ними, например, в результате реализации имущества компании.

В масштабах государства институт банкротства служит для оздоровления экономики путем закрытия нежизнеспособных предприятий либо восстановления тех, которые можно спасти.

Негативные последствия банкротства физического лица

Как показывает практика, в процедуре банкротства физлиц много скрытых минусов, которые становятся очевидными уже в процессе. Чем же грозит банкротство заемщику, оказавшемуся в сложной финансовой ситуации?

Отсутствие опыта

Многие даже не представляют, как происходит эта процедура, с чего начать, какие нужны документы. Без хорошей юридической подготовки при самостоятельном оформлении есть риск допустить ошибки, которые в будущем выльются в потерю времени и финансов. А профессиональная правовая помощь стоит недешево.

Стоимость

Процедура банкротства не бесплатна. Придется потратиться. Стоимость услуг финансового управляющего является фиксированной и составляет 25 тыс. руб. Еще в 300 руб. обойдется госпошлина. Но это лишь официальные расходы. В реальности гражданам приходится доплачивать немалые суммы, иначе найти грамотного управляющего и хорошего юриста становится проблематично. А если попытаться сэкономить на услугах опытных специалистов, то можно столкнуться с другими рисками. Например, имущество заемщика может быть распродано намного ниже его реальной стоимости.

Длительность

Процедура банкротства — довольно длительный процесс. Ведь арбитражным управляющим требуется время на поиск и продажу имущества. Иногда сама процедура может затянуться на годы, а сопутствующие проблемы будут только нарастать.

Читайте также:  Материнский капитал-2023. Как его потратить на ипотеку и покупку жилья?

Признание сделок недействительными

Могут быть оспорены сделки по отчуждению имущества, совершенные за последние 3 года. Например, должник продал квартиру по подозрительно низкой стоимости. Финуправляющий обязательно проверит все Ваши последние сделки на наличие признаков преднамеренного и фиктивного банкротства — если они будут найдены, долги не спишут, а дело закроют.

Продажа имущества

Тот, кто решится начать процедуру банкротства, должен понимать, что все его имущество, кроме единственного жилья, будет продано в счет долга. Даже если это имущество зарегистрировано на его близких родственников, которым он менее чем за 3 года его продал или подарил. Если единственным жильем является квартира, взятая в ипотеку, должник может потерять и ее, поскольку она находится в залоге.

Списывают не все долги

Это может стать неожиданностью для заемщика, но платежи по алиментам или за услуги ЖКХ останутся.

Все денежные средства от реализации имущества поступают в распоряжение финансового управляющего.

Вы можете позвонить в агентство ЭОС анонимно, не стоит спешить начинать процедуру банкротства. Практически во всех случаях мы сможем подсказать, что делать.

Здесь возникают трудности в следующем:

  • на время процедуры закрыт доступ ко всем денежным операциям по счетам и картам, все банковские карты будут под контролем финансового управляющего;
  • физлицо более не распоряжается своим имуществом без одобрения управляющего: продать дом или купить машину, находясь в стадии банкротства, невозможно;
  • запрещаются все сделки отчуждения, дарения имущества в пользу родных;
  • банкрот обязан передать все банковские карты, пароли от «Личных кабинетов» онлайн-банков и электронных счетов арбитражному управляющему;
  • запрещен выезд за границу по усмотрению суда.

После того как все необходимые документы собраны и переданы в суд, а госпошлина и вознаграждение для управляющего оплачены, происходит рассмотрение судом документов, признание решения обоснованным и назначается финансовый управляющий. Начинается непосредственно само ведение процедуры банкротства с реализацией имущества и распределением денежных средств кредиторам. В среднем банкротство длится около 6–8 месяцев. Однако процедура может затянуться, если:

  • у заемщика есть дорогостоящая собственность, которая может довольно долго продаваться через аукцион;
  • есть спорные сделки, которые финансовый управляющий решит проверить;
  • происходит оспаривание судебного решения.

Иногда банкротство длится 1–2 года.

Высокоэффективная рыночная экономика доказала свою жизнеспособность на протяжении всего времени своего существования.

Социалистическая административно-плановая экономика также всегда претендовала на высокую эффективность. И она действительно оказывалось высокоэффективной, когда концентрировалась на крупных политико-экономических задачах (например, выход в космос, строительство крупного предприятия, создание наиболее эффективных видов вооружений и т.д.). В то же время в сфере производства товаров для населения, для массовых потребителей плановая экономика всегда предлагала рынку ограниченный ассортимент, как правило, низкокачественных товаров, изготавливаемых по устаревшим технологиям.

Вся эта совокупность специфических характеристик определила особую предрасположенность многих российских предприятий к кризису и предбанкротным явлениям в условиях реформирования экономики, и фактически подтвердилось положение экономической теории о том, что в условиях монополии при отсутствии рыночного регулирования цен колебаниями спроса и предложения и государственного контроля за ценами неизбежны рост цен и одновременно сокращение объемов производства.

Спад российского промышленного производства к середине 1990-х годов приобрел структурный характер. Одновременно с сокращением производства отдельных видов продукции стала наблюдаться стабилизация выпуска продукции других видов. Такая ситуация в промышленности возникла впервые с начала экономических реформ.

Рост цен и спад производства одновременно сопровождались прогрессивным ростом всех видов неплатежей, и прежде всего между предприятиями.

Существующая в настоящее время официальная процедура определения неплатежеспособности предприятия предусматривает введение в практику развития его финансового состояния коэффициента текущей ликвидности Кт.л и коэффициента обеспеченности собственными средствами Косс

Рассмотрим наиболее применяемые подходы к определению этих коэффициентов:

  • нормативный — задаются конкретные границы значений коэффициентов. Его преимущество заключается в простоте и наглядности при принятии решений о платежеспособности;
  • отраслевой — фактический уровень коэффициентов указывает не только на плохое или хорошее финансовое состояние предприятия, но и отражает структуру активов и пассивов, объективно различающуюся в зависимости от сферы деятельности предприятия;
  • динамический — решение о платежеспособности предприятия принимается на основе сравнения текущих и критических значений коэффициента покрытия, вычисляемых для каждого предприятия отдельно с учетом его особенностей.

Рассмотрим один из многочисленных выводов, сделанных по итогам проведенного исследования на примере нефтедобывающей отрасли.

1. Предприятия нефтедобычи, нефтепереработки и торгов нефтепродуктами в отличие от других отраслей имеют устойчивый сбыт продукции, внешне благополучны, имеют достаточно средств на высокую оплату труда работников, располагают валютными резервами, т.е. здесь внешне нормальная и благополучная производственная деятельность (здоровый бизнес).

2. Вместе с тем финансовое положение отрасли неудовлетворительно, так как практически утрачен собственный капитал в оборотных фондах, который утрачен за счет неэффективных для собственников долгосрочных финансовых вложений, малоэффективных инвестиций в основные фонды; переход в стадию тотального заемщика, осуществляющего свою текущую производственную деятельность за счет чужих средств; неспособность своевременно оплачивать свои долговые обязательства партнерам, бюджету и во внебюджетные фонды и т.д.

3. Вместе с тем отрасль стремится жить на широкую ногу и продолжать линию, которая привела ее к финансовому кризису за счет формирования фондов в объемах, в несколько раз превышающих нужды производства и нормального финансово-хозяйственного функционирования; занимается другими видами деятельности (прежде всего финансовым кредитованием и товарными ссудами); во внешнеэкономической деятельности во многих случаях строит свои фактические (а иногда и договорные) отношения в пользу импортеров.

В большинстве развитых стран потенциальные банкроты выжимаются из деловой сферы задолго до официального обретения ими этого статуса. Например, во Франции существует специальная «система тревоги», предупреждающая экономических партнеров о симптомах возможного банкротства.

Мониторинг управления банкротством предприятий представляет собой сформированную на макроуровне систему сбора данных о состоянии предприятий и расчета показателей, позволяющих диагностировать возникновение банкротства, отслеживать тенденции и динамику происходящих изменений и на этой основе принимать оптимальные управленческие решения по региону и стране в целом.

Объективная необходимость применения мониторинга в этой области диктуется тем, что применяемые ранее, в условиях плановораспределительной экономики, методы анализа и прогнозирования практически перестали работать. Возникла необходимость создать соответствующую современным задачам систему изучения и управления сложными процессами, включая несостоятельность предприятий. Следует учитывать опыт зарубежных стран в этой области. Он весьма различен. Так, законодательство Великобритании рассматривает должника с точки зрения изыскания возможности возвращения денег кредиторам.

За объявлением о банкротстве предприятия следует распродажа его имущества. Американское и японское законодательства, напротив, преследуют цель реабилитации должника всевозможными разрешенными способами, включая предоставление ему определенной помощи. Во

Франции предпочитают своевременно предупреждать банкротство.

В нашей стране мониторинг осуществляется на основании распоряжения Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению от 31 марта 1999 г. «О введении мониторинга финансового состояния организаций и учета их платежеспособности». Сформирована система управления банкротством предприятий, содержащая следующие элементы.

1. Участники системы, к которым относятся предприятия-банкроты, их кредиторы, государство, трудовые коллективы, руководитель должника, арбитражный управляющий (временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий, конкурсный управляющий), арбитражный суд, инвесторы, дебиторы, саморегулируемая организация арбитражных управляющих.

2. Государственное регулирование, включающее:

  • правовое (законодательное, методическое, информационное) обеспечение;
  • налоговое регулирование;
  • реструктуризацию — очистку от несвойственных бизнесу предприятия объектов, выделение самостоятельно функционирующих элементов бизнеса или их продажа (осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22 мая 1998 г. № 476) «О мерах по повышению эффективности применения процедур банкротства»;
  • обучение арбитражных управляющих;
  • финансово-кредитную политику государства, выражающуюся в оказании финансовой поддержки на безвозмездной основе и на условиях льготных кредитов жизненно важным для экономики предприятиям в соответствии с Положением о порядке предоставления государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям и использования средств федерального бюджета, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов в целях реорганизации или ликвидации неплатежеспособных предприятий (Приложение № 2 к постановлению Правительства РФ от 20 мая 1994 г. № 498);
  • социальную защиту работников предприятия-банкрота, выражающуюся в создании рабочих мест для них, переподготовке, выплате пособий (регулируется в соответствии с Положением об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 5 февраля 1993 г. № 99);
  • методическое обеспечение проведения диагностики деятельности предприятий, профилактики банкротства, а также санации в случае его возникновения;

3. Система государственных органов и служб на федеральном и территориальных уровнях, обеспечивающих государственное регулирование.

4. Принципы управления банкротством, к которым относятся;

  • создание правовой основы предпринимательских отношений в условиях банкротства;
  • уменьшение влияния государственного и административного управления банкротством, т.е. демократический подход к решению судьбы предприятия-должника;
  • предоставление честным должникам возможности возобновления своей деятельности;
  • введение системы безопасных мер при банкротстве;
  • создание мер для возрождения бизнеса;
  • защита предприятия от влияний споров, тяжб на ускорение его разрыва;
  • сохранение перспективных предприятий, имеющих временные финансовые трудности;
  • защита интересов всех участников банкротства, причем отдается приоритет интересам кредиторов;
  • справедливое распределение конкурсной массы, которая составляет все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и подлежащее распродаже.

Таким образом, в России существует мощная система профилактики банкротства предприятий на макроуровне, которая впитала в себя успешный зарубежный опыт многих развитых стран.

1. Начиная с 1992 г. в России законодательно закреплено право предприятий на банкротство. Это исторически закономерное явление в экономике имеет строго определенные признаки и отличительные особенности в разные периоды своей «зрелости», что позволяет распознать его в процессе профилактики на макроуровне и в процессе диагностирования — на микроуровне хозяйственной деятельности.

2. Несмотря на объективность закономерностей, банкротство поддается антикризисному управлению деятельностью предприятия.

Сущность этого управления состоит в своевременном выявлении негативных тенденций и упреждающем принятии профилактических мер по их преодолению либо ослаблению. Если деятельность предприятия признана неперспективной, задача антикризисного управления сводится к обоснованию направлений и организации ее перепрофилирования.

3. Любое предприятие, а значит, и экономика страны, может развиваться в бескризисном пространстве лишь при безошибочной постановке диагноза его состояния и правильно проведенного процесса финансового оздоровления.

Юридические лица под воздействием различных факторов могут оказаться под угрозой банкротства. Признание организации несостоятельной является нежеланной процедурой как для самого юрлица, так и для кредиторов. Поэтому предупреждение банкротства является тем процессом восстановления платежеспособности, который поможет предприятиям остаться на плаву.

Читайте также:  Долгосрочная виза (тип D) - иммиграция в Болгарии

Процедура возобновление финансовой состоятельности для банков и иных финансовых организаций имеет отличия в сравнении с другими организациями. Это обусловлено причастностью Банка России как органа надзора и банковского регулирования.

Досудебными мерами и действиями, основной целью которых является предупреждение банкротства, являются:

  • осуществление финансовой помощи учредителями и иными лицами;
  • перераспределение активов и пассивов;
  • реформация организационной структуры предприятия;
  • увеличение объема уставного капитал и финансовой величины оборотных средств;
  • иные меры, предусмотренные Законом о банкротстве;
  • реорганизация;
  • меры, которые осуществляются с участием Банка России, а также Агентства по страхованию вкладов (для кредитных организаций, обладающих лицензией на привлечение денежных средств физлиц в виде вкладов).

Возможные меры, которые помогут предупредить банкротство предприятий:

  • использование экономических инструментов — это перепрофилирование деятельности, модернизация, изменение политики управления, сокращение затрат, продажа части имущества, повышение квалификации персонала, оптимизация товарно-материальных запасов;
  • досудебная санация;
  • взыскание дебиторской задолженности;
  • увеличение суммы уставного капитала;
  • ссуды и займы с целью пополнения оборотных средств;
  • привлечение стороннего капитала в качестве инвестиций.

Эффективным действием по предупреждению банкротства является способ его прогнозирования. Условно выделяют 2 направления прогнозирования банкротства:

  1. Количественный (экономико-математический вывод) — основывается на финансовых данных и подразумевает использование коэффициентов.
  2. Эвристический — использует данные по компаниям, которые уже обанкротились. Так, сравнивают их со сходными данными исследуемой компании.

Если учитывать различные параметры деятельности того или иного предприятия, то выделяют 3 основных метода прогнозирования банкротства:

  • экстраполяция — метод работает в краткосрочном периоде и в условиях зависимости причин банкротства компании от сложного политического положения, а также существенных колебаний финансового рынка. Формируются статистические данные, показатели которых изменяются в зависимости от внешних факторов;
  • метод экспертной оценки — заключение экспертной оценки составляется специалистом, обладающим специальными знаниями — экспертом. Это лицо проводит тщательный анализ текущего состояния компании, осуществляет исследование факторов риска банкротства и предоставляет письменное заключение, в котором также указаны меры по предупреждению несостоятельности;
  • моделирование — этот метод наиболее применим, ввиду своей полноты и универсальности. На основании анализа полного спектра разных показателей генерируется модель деятельности компании.

Относительно последнего, то применяют 2 метода моделирования:

  • статистический — направлен на прогнозирование с использованием эмпирических данных. Данный метод не учитывает «личностные» факторы. К примеру, недобросовестность и мошенничество, а также отсутствует оценка качества и механизмов управления, конкуренции и влияния внешней среды;
  • математический — метод основывается на определении критических значений аналитических показателей или их комбинаций, которые свидетельствуют о финансовом здоровье предприятия.

Досудебная санация — инструмент, направленный на возобновление платежеспособности юридического лица. Это мера подразумевает оказание финансовой помощи должнику, в объеме, достаточном для выполнения финансовых обязательств и погашения обязательных платежей. Санация может быть предоставлена на безвозвратной основе или сопровождаться обязательствами по отношению к лицам, оказавшим финансовую поддержку. Этот метод приемлем на любой стадии производства о присвоении юридическому лицу статуса финансово несостоятельного.

Также существуют и такие понятия, как «внешнее управление», а также «судебная санация». При судебной санации суд назначает управленца, дабы тот предотвратил банкротство предприятия.

У вас есть вопросы? Напишите нам

    Вся стабильная рабочая деятельность любого юридического лица заранее подразумевает получение прибыли. Но по разнообразным причинам компания в любой момент может потерпеть убытки. К примеру, получить отказ от дебетовых должников возвратить денежные средства или из-за других подобных факторов. Если предприятие несет убытки уже в течение длительного периода времени, руководство может смело заниматься предотвращением собственной несостоятельности. В противном случае компании может угрожать гибель по финансовым причинам.

    К мероприятиям по предупреждению неплатежеспособности относится целый ряд опережающих действий, которые способны оказать большое влияние на денежный статус компании и помочь в избегании банкротства. Все вероятные меры, направленные на предотвращение несостоятельности, прописаны в статье 30 закона №127 «О банкротстве».

    Например, при появлении признаков несостоятельности, указанных в упомянутой статье, в частности, когда юрлицо утрачивает способность выполнить кредиторские требования о проведении обязательных выплат и (либо) другие финансовые обязанности с опозданием в один квартал и дольше, руководство этого юрлица обязуется направить учредителям информацию об обнаружении признаков несостоятельности.

    Причины банкротства компании

    Предприятие может потерять свою платежеспособность в том случае, если оно не в состоянии больше исполнять существующие у него долговые обязательства перед другими организациями, собственными сотрудниками или государственным бюджетом. Если они не были выполнены в течение трех календарных месяцев, то это говорит о плохом финансовом положении. Значит, фирме необходимо в обязательном порядке обратиться с соответствующим заявлением в судебный орган.

    Причины неудовлетворительного финансового состояния могут быть как вне, так и внутри фирмы. Принятые меры по предотвращению несостоятельности банкротства покажут более конкретные факторы.

    Внешние причины банкротства субъекта включают в себя следующие показатели:

    • Высокий уровень конкуренции. При достаточно быстром развитии технологий предприятие может отставать от нововведенных тенденций. Это приводит к тому, что компания начинает сильно отставать от своих конкурентов и теряет свою прибыль.
    • Демографическое положение. Оно включает в себя убывание населения, которое покупает продукцию или пользуется определенными услугами.
    • Политическое влияние. К нему относятся отсутствие стабильности на рынке, разрыв связей во внешней экономике, а также социальные колебания.
    • Экономическое влияние. Оно включает в себя финансовый кризис, сумму налогов, высокий уровень инфляции и пр.

    Рассмотрим, какие основные факторы банкротства можно выделить:

    • Нехватка оборотного капитала. Дефицит оказывает негативное влияние на установленное равновесие между заемным капиталом и собственными денежными средствами. Это в значительной мере снижает сотрудничество с кредитными компаниями.
    • Остаток производства больше установленной нормы. Данный фактор означает, что определенная доля продукции компании не подлежит реализации. А значит, с нее фирма не получает прибыль.
    • Меры по регулированию роста хозяйственной деятельности предприятия не были приняты. Это способствует повышению затрат компании, которые нельзя перекрыть прибылью.
    • Динамика клиентуры является нестабильной. Так, невнесение или регулярная просрочка платежей клиентами может привести к финансовой несостоятельности фирмы.
    • Сбыт у фирмы отсутствует. К этому может привести неграмотное осуществление маркетинговых действий, а также неправильное осуществление мер по предотвращению финансовой несостоятельности. В том случае, если осуществление мер по выявлению рисков банкротства не было применено, сбыт предприятия также может отсутствовать.
    • Компания использует на своем производстве старое или неэффективное оборудование. Это влечет за собой понижение уровня конкурентоспособности вследствие понижения спроса и неспособности обеспечить приемлемое для потребителей качество продукции при доступной цене.

    Предупреждение банкротства – это ряд мероприятий, направленных на улучшение характеристик и деятельности компании. Основная цель – предупредить и обнаружить угрозу банкротства. Во время процесса выявляются причины и факторы, которые пагубно влияют на организацию, принимаются меры по уменьшению или устранению угроз.

    Для осуществления профилактических мероприятий применяются различные системы и методики, которые помогают вовремя выявить несостоятельность компании. Это дает возможность владельцам своевременно принять меры и избежать банкротства. Успешность зависит от качества и количества доступной информации, которую используют для анализа. При этом учитываются не только внутренние факторы, но и внешние.

    Антикризисное управление деятельностью предприятий

    Основополагающие процедуры, применяемые к предприятиямдолжникам, отражены в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)».

    Совокупность мер, применяемых к предприятиям-банкротам согласно действующему законодательству, можно разделить на две основные группы: реорганизационные и ликвидационные.

    Основное отличие всех реорганизационных процедур от ликвидационных заключается в том, что их применение не влечет за собой прекращения деятельности предприятий-должников. Главная задача здесь — организовать вывод предприятия из неплатежеспособного состояния и обеспечить нормальное его функциониро]вание.

    Реорганизация. К реорганизационным процедурам относятся внешнее управление имуществом, досудебная санация, наблюдение, мировое соглашение.

    Под внешним управлением имуществом понимается процедура, применяемая к предприятию-должнику в целях восстановления его платежеспособности, которая направлена на продолжение деятельности данного предприятия. Внешнее управление вводится решением арбитражного суда по заявлению должника, кредитора или уполномоченного органа и осуществляется на основании передачи функций по управлению предприятием-должником арбитражному управляющему.

    Досудебная санация — это меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства.

    Наблюдение — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

    Мировое соглашение — процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.

    Ликвидация. К ликвидационным процедурам относятся конкурсное производство и принудительная ликвидация предприятиядолжника по решению арбитражного суда.

    Ликвидация предприятий-должников осуществляется в процессе конкурсного производства, при котором определяется ликвидируемое имущество должника (конкурсная масса), распределяемое между кредиторами в порядке очередности.

    Конкурсное производство — процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

    Законом определена очередность при расчетах с кредиторами. Вне очереди покрываются судебные издержки, а также расходы по оплате труда конкурсного управляющего и по осуществлению деятельности предприятия-банкрота в период его правления. В первую очередь по требованиям граждан погашается задолженность по выплате пособий за причинение вреда жизни и здоровью. Затем — по выплате выходных пособий, по оплате труда лицам, работающим по трудовым договорам (контрактам) и по выплате авторских вознаграждений. В третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

    Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, удовлетворяются за счет стоимости предмета залога преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога.

    Процедуры, предусмотренные в процессе банкротства в широком смысле слова, целесообразно определить как антикризисные. Тогда собственно процедуры банкротства будут составной частью антикризисных.

    Процесс реализации антикризисных процедур применительно к деятельности предприятий-должников называется антикризисным процессом.

    В условиях рыночной экономики антикризисный процесс управляем.

    Антикризисное регулирование — это макроэкономическая категория, представляющая собой меры воздействия со стороны государства, направленные на защиту предприятий от кризисных ситуаций.

    Антикризисное управление деятельностью предприятий представляет собой совокупность форм и методов реализации антикризисных процедур применительно к конкретному предприятию-должнику. В отличие от мониторинга это микроэкономическая категория, отражающая производственные отношения на уровне предприятия.

    Механизм антикризисного управления включает: диагностику технико-экономического и финансового состояния предприятия, оценку перспектив развития бизнеса, маркетинг, антикризисную инвестиционную политику, управление персоналом, производственный менеджмент, организацию ликвидации предприятия.

    Читайте также:  Как заполнить анкету на Грин Кард

    Стратегические мероприятия заключаются в анализе и оценке положения предприятия, изучении производственного потенциала, разработке производственных программ, политики доходов, инноваций, разработке общей концепции финансового оздоровления предприятия.

    Матрица реструктуризации имущественного комплекса коммерческой организации

    --------------T---------------------------------------------------------------------------¬
    ¦ ¦ Правовые меры развития действующего имущественного комплекса ¦
    +-------------+---------------T--------------T-------------T---------------T--------------+
    ¦Правовые ¦Синергия ¦Преобразование¦Листинг акций¦Передача ¦Правовые ¦
    ¦меры форми- ¦нескольких ¦коммерческой ¦акционерного ¦имущест- ¦меры развития ¦
    ¦рования новых¦имущественных ¦организации ¦общества, ¦венного ¦действующего ¦
    ¦имущественных¦комплексов ¦в другую форму¦публичная ¦комплекса ¦имущественного¦
    ¦комплексов ¦ ¦ ¦транспарен- ¦в долгосрочную ¦комплекса ¦
    ¦ ¦ ¦ ¦тность ¦аренду ¦ ¦
    +-------------+---------------+--------------+-------------+---------------+--------------+
    ¦ ¦Присоеди- ¦Увеличение ¦Организация ¦Стимулиро- ¦ ¦
    ¦ ¦нение комм. ¦имущест- ¦сбыта ¦вание рациона- ¦ ¦
    ¦ ¦организации ¦венного ¦продукции ¦лизаторства и ¦ ¦
    ¦ ¦к финансово- ¦комплекса ¦через ¦изобрета- ¦ ¦
    ¦ ¦промышленной ¦ ¦собственные ¦тельства ¦ ¦
    ¦ ¦группе ¦ ¦филиалы ¦работников ¦ ¦
    +-------------+---------------+--------------+-------------+---------------+--------------+
    ¦ ¦Продажа ¦Слияние ¦Уменьшение ¦Финансовый ¦ ¦
    ¦ ¦непрофиль- ¦двух и более ¦имущест- ¦(аренда) лизинг¦ ¦
    ¦ ¦ного, вспомога-¦имущественных ¦венного ¦энерго- ¦ ¦
    ¦ ¦тельного, ¦комплексов ¦комплекса ¦производящего ¦ ¦
    ¦ ¦излишнего ¦в единый ¦ ¦оборудования ¦ ¦
    ¦ ¦имущества ¦комплекс ¦ ¦ ¦ ¦
    +-------------+---------------+--------------+-------------+---------------+--------------+
    ¦ ¦Продажа ¦Разделение ¦Выделение ¦Дробление ¦ ¦
    ¦ ¦имущест- ¦имущественного¦из действую- ¦имущест- ¦ ¦
    ¦ ¦венного ¦комплекса ¦щей комм. ¦венного ¦ ¦
    ¦ ¦комплекса ¦коммерческой ¦организации ¦комплекса ¦ ¦
    ¦ ¦(предприятия) ¦организации ¦хозяйст- ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦в целом ¦ ¦вующих ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦ ¦ ¦субъектов ¦ ¦ ¦
    +-------------+---------------+--------------+-------------+---------------+--------------+
    ¦Правовые меры формирования новых имущественных комплексов ¦ ¦
    L--------------------------------------------------------------------------+---------------

    Шесть правовых способов, обеспечивающих формирование новых предприятий, расположены ниже диагонали матрицы. Чем ближе мероприятие к диагонали и верхнему углу матрицы, тем оно более эффективно при практическом применении для коммерческой организации. Другие шесть хозяйственно-правовых мероприятий, обеспечивающих развитие действующей коммерческой организации, расположены выше диагонали матрицы. Чем ближе конкретное мероприятие к диагонали и верхнему углу матрицы, тем оно более приоритетное для хозяйствующего субъекта.

    Для предотвращения фиктивного банкротства осуществляется разработка определенных систем и методов контроля и борьбы с несостоятельностью организации. Законодательно закреплено, что каждый субъект хозяйственной деятельности обязуется делать все, что возможно и не допустить банкротства. Успешность борьбы с этим негативным явлением определяется количеством и качеством информацию, доступной для анализа, а также исследованием ситуации в стране и среди других фирм в целом. Важным является определение типичных причин банкротства.

    Система предупреждения банкротства – это совокупность всех органов государственного правления, общественных организаций, которые принимают необходимые меры по предупреждению, а также по предварительной оценке вероятности банкротства. Среди основных частей этой системы можно выделить субъектов предупреждения банкротства, их сотрудничество между собой, применение ими различных мер для предупреждения несостоятельности, которые образуют комплексные стратегии и программы борьбы с банкротством и его негативных последствий.

    Законодательное обоснование

    Меры устанавливаются статьей 30 ФЗ №127 «О банкротстве» от 26 октября 2002 года. В законе не приведены конкретные меры. Нормативный акт только содержит сведения о досудебной санации. То есть предприниматель может сам определять меры по предотвращению. Это могут быть, к примеру, экономические инструменты. Однако все они должны отвечать главным целям: увеличению платежеспособности и обеспечению притока ресурсов.

    В пункте 1 статьи 30 ФЗ №127 указаны обязанности руководителя фирмы-банкрота. В частности, руководитель должен направить учредителям уведомления о наличии признаков несостоятельности. Однако если управленец нарушит положения этого пункта, он не будет привлечен к ответственности. Она просто не предусмотрена нормативными актами.

    Статьей 31 ФЗ №127 установлена необходимость проведения досудебной санации. Она представляет собой прямую выдачу банкроту компенсации, нужной для покрытия всех задолженностей. Законом дана возможность принятия банкротом обязательств в отношении санатора.

    О диагностике состояния компаний и прогнозировании

    Можно прибегнуть к санации, но она – лишь одно из возможных решений. Рекомендуется провести тщательную диагностику положения, в котором сейчас находится предприятие. И сформировать стратегии, направленные на преодоление кризиса. Либо провести полную реструктуризацию.

    Проводя оценку финансового положения, изучают сразу несколько факторов:

    • Эффективность, с которой используются материальные активы.
    • Экономическая результативность деятельности.
    • Устойчивость в финансовом плане.
    • Наличие и эффективность производственных ресурсов.
    • Конкурентоспособность.
    • Состав и структура выпускаемой позиции.
    • Изучение процесса реализации.

    Деструкция предполагает, что руководство полностью отказывается от способов ведения деятельности, которые применялись ранее.

    Способы предотвращения несостоятельности

    Рассмотрим основные методы предупреждения банкротства:

    • Контроль над долгами перед кредиторами. Компания не должна допускать накопления задолженностей. Большое количество долгов – высокие риски банкротства. Следует погашать краткосрочные долги. Нужно соблюдать сроки расчетов. Для контроля над сроками имеет смысл автоматизировать контроль над задолженностями. Для этого создаются специальные таблицы.
    • Контроль над задолженностями дебиторов. Практически у каждой компании есть дебиторы. Возврат их задолженностей является одним из источников финансирования деятельности фирмы. Имеет смысл заняться организацией работы с дебиторами. Она включает в себя составление перечня долгов, рассылку уведомлений дебиторам, подачу исков в суд о взыскании задолженностей.
    • Оптимизация деятельности фирмы. Требуется провести анализ вертикальных и горизонтальных управленческих связей. Проводится реорганизация дочерних организаций, между ними распределяются деньги и рабочие функции.
    • Анализ ликвидности собственности фирмы. После анализа осуществляется продажа активов. Полученные средства можно направить на покрытие имеющихся задолженностей.
    • Поиск кредиторов. Кредиторы могут быть государственными или частными. Полученные от них деньги позволят покрыть имеющиеся задолженности и вложить деньги в бизнес.
    • Взыскание задолженностей с покупателей. Компания может отгружать продукцию в кредит. В этом случае нужно организовать работу с покупателями. Проводится взыскание долгов.
    • Увеличение размера уставного капитала. Позволяет фирме получить взносы в денежной форме.
    • Эмиссия акций фирмы. Позволяет привлечь дополнительные деньги в форме вступительных взносов от новых участников.
    • Поиск частных инвесторов. Имеет смысл искать инвесторов, интересующихся отраслью, в которой работает фирма.

    Из перечисленных мер можно сделать вывод о том, что главная цель всех мер по предотвращению банкротства – привлечение новых средств. Привлекаться они могут самыми разными способами: обращение к новым инвесторам, работа с дебиторами, выпуск акций. Имеет смысл также оптимизировать имеющиеся задолженности.

    Почему компании становятся банкротами

    Швейная мастерская «Веретено» приносила Ангелине стабильный доход в течение двух лет. Девушка решила масштабировать бизнес. Она планировала открыть две новые мастерские в пригородах. Для этого Ангелина взяла в банке кредит – 10 млн рублей на 15 лет. Ателье были открыты и работали уже три месяца, когда в стране объявили локдаун.

    Мастерская лишилась всех клиентов, поэтому долги по аренде и кредитам только росли. Ангелине удалось договориться с арендатором, в чьем ТЦ располагалась первая мастерская, о скидке за аренду. Однако собственники новых помещений отказались уступать, и девушке пришлось закрыть ателье.

    Чтобы оплачивать аренду оставшейся мастерской, Ангелина продала оборудование из закрытого ателье. Этого хватило для оплаты нескольких месяцев. Предприниматель понимала, что ей не избежать банкротства компании.

    Процедуру банкротства часто инициируют после того, как кредиторы понимают, что предприниматель не способен полностью оплатить долги по денежным займам и не закрывает счета по обязательным платежам.

    Основная причина банкротства – расходы превысили доходы, из-за чего компания не смогла расплатиться с кредиторским долгом. Иногда этому способствует финансовый кризис, который могут спровоцировать неожиданные мировые события.

    Чтобы признать компанию банкротом, должен быть не выплаченный в течение трех месяцев долг в размере свыше 300 тысяч рублей. Несостоятельность организации в этом случае признает арбитражный суд.

    В России после весеннего локдауна закрылось 30% фитнес-клубов, 20% заведений общепита. В Москве не открылось около 30%, а в Санкт-Петербурге — 30–40% гостиниц.

    И хотя в России на наиболее пострадавшие категории бизнеса был введен мораторий на банкротство, то есть финансовые организации не могут взыскать долги с турагентств, ресторанов, гостиниц и проч., такие компании продолжают испытывать трудности.

    Одновременно с введением внешнего управления арбитражным судом утверждается внешний управляющий.

    До его утверждения исполнение обязанностей и осуществление прав внешнего управляющего возлагается арбитражным судом на лицо, исполнявшее обязанности временного управляющего или административного управляющего должника.

    Об утверждении внешнего управляющего арбитражный суд выносит определение, которое подлежит немедленному исполнению. Оно может быть обжаловано и не влечет за собой приостановление его исполнения.

    С момента введения внешнего управления:

    • прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего;
    • внешний управляющий вправе издать приказ об увольнении руководителя должника или предложить руководителю должника перейти на другую работу в порядке и на условиях, которые установлены трудовым законодательством;
    • прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника — унитарного предприятия, полномочия руководителя должника и иных органов управления должника переходят к внешнему управляющему, за исключением полномочий, предусмотренных п. 2 ст. 94 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве).

    Порядок прекращения полномочий внешнего управляющего

    Прекращение производства по делу о банкротстве или принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства влечет за собой прекращение полномочий внешнего управляющего.

    В случае если внешнее управление завершается заключением мирового соглашения или погашением требований кредиторов, внешний управляющий продолжает исполнять свои обязанности в пределах компетенции руководителя должника до даты избрания (назначения) нового руководителя должника.

    Внешний управляющий обязан созвать орган управления должника, к полномочиям которого в соответствии с Законом о банкротстве и учредительными документами должника относится рассмотрение вопроса об избрании (назначении) руководителя должника, для рассмотрения данного вопроса.

    Полномочия иных органов управления должника и собственника имущества должника — унитарного предприятия восстанавливаются.

    В случае если арбитражный суд принял решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и утвердил конкурсным управляющим другое лицо или если невозможно утвердить конкурсного управляющего одновременно с принятием такого решения, до даты утверждения конкурсного управляющего внешний управляющий исполняет его обязанности.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *