Стандарты аудита финансовой отчетности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Стандарты аудита финансовой отчетности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Аудиторская деятельность регулируется Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ. Он охватывает такие вопросы, как порядок проведения аудита бухгалтерской отчетности, требования к аудиторам и оформлению аудиторских заключений, кодекс профессиональной этики, членство в СРО, права и обязанности аудиторов и аудируемых лиц, а также меры дисциплинарного воздействия на аудиторов за нарушения профессиональных стандартов. Положениям именно этого документа в первую очередь должны следовать аудиторы и аудируемые компании при проведении проверок бухгалтерской отчетности.

Порядок проведения, этапы и результаты аудита

Обратите внимание!

С 1 января 2017 года аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с Международными стандартами аудита (МСА). Вместе с тем аудит бухгалтерской отчетности за 2016 год разрешено провести (завершить) в соответствии с ФСАД, утвержденными Правительством Российской Федерации и Минфином России, если договор с аудиторской организацией был подписан до 2017 года.

Сроки проводимых проверок могут быть различны в зависимости от того, проводится ли аудит в обязательном порядке или инициативном и является ли он сплошным или выборочным. Самый пик сезона проведения аудита приходится на февраль–март в силу того, что годовая бухгалтерская отчетность сдается в ФНС России в течение 90 дней после окончания отчетного периода. Сроки проведения инициативного аудита полностью зависят от желания аудируемого лица.

Аудиторская проверка — неизменный этап в деятельности крупных и небольших предприятий, подразумевающий проверку на факт следования действующим правилам и нормам законодательства. В зависимости от ситуации работа проводится в определенный период (обязательная) или по желанию руководителей (добровольная). По результатам контроля можно судить о правильности сведений по балансу и финансам предприятия.

Аудиторской проверкой занимаются специальные структуры и индивидуальные специалисты, работающие на основании договора на проведение аудиторской проверки. К работе допускаются субъекты, прошедшие обучение и имеющие на руках соответствующий аттестат. В штате проверяющего предприятия должно быть от трех специалистов, состоящих в СРО. При выполнении своих обязанностей аудиторы действуют на базе ФЗ №307 и ряда других документов.

Если говорить в целом, аудиторская проверка выполняется с учетом ряда правил:

  1. Стандарты — международные (МСА), отраслевые, федеральные (ФСАД).
  2. Внутренние кодексы.
  3. ФЗ №№ 307, 395, 402, 315.
  4. Постановление Правительства России под номерами 696, 576.
  5. Приказы Минфина РФ — №46н, №16н, №90н, №99н, №90н, №147н, №122н.

Основным документом считается МСА, который обязателен для индивидуальных специалистов и аудиторских фирм, а также проверяющих компаний. МСА стоит на ступень выше других стандартов, установленных Минфином, Правительством и СРО аудиторов.

Сообщение информации по вопросам аудита лицам, отвечающим за управление экономическим субъектом

ISA 260 «Communication of audit matters with those charged with governance»

Аудитор должен сообщать информацию по вопросам аудита, имеющим значение для управления и возникающим в ходе аудиторской проверки финансовой отчетности, лицам, отвечающим за управление предприятием.

Под термином «управление» понимается деятельность по наблюдению и контролю за предприятием, а также по руководству им. Лица, осуществляющие управление, несут ответственность за обеспечение целей предприятия, имеющих отношение к достоверности финансовой отчетности, эффективности и оперативности деятельности, соответствию применяемым законодательным требованиям и предоставлению информации заинтересованным лицам.

Под вопросами аудита, имеющими значение для управления, подразумеваются вопросы, возникающие в ходе аудиторской проверки финансовой отчетности, которые важны, по мнению аудитора, и которые касаются лиц, ответственных за управление, при осуществлении ими контроля за финансовой отчетностью и раскрытием информации. Вопросы аудита, имеющие значение для управления, включают только те вопросы, которые привлекли внимание аудитора при осуществлении проверки. При проведении аудита в соответствии с МСА аудитору не требуется разрабатывать аудиторские процедуры специально для выявления вопросов, имеющих значение для управления.

Аудит оценочных значений

ISA 540 «Audit of accounting estimates»

Аудитор должен получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства, подтверждающие оценочные значения.

Оценочное значение — это приблизительная сумма статьи при отсутствии точных способов измерения. Например:

  • нормы снижения запасов и величины дебиторской задолженности до предполагаемого объема продаж (оценочные резервы);
  • расчет амортизации основных активов исходя из предполагаемого срока их полезного использования (амортизационные отчисления);
  • начисленная выручка;
  • отложенные налоговые активы и обязательства;
  • резерв на покрытие убытков, понесенных в результате судебного процесса;
  • убытки по договорам подряда на строительство, признаваемые до окончания срока действия этих договоров (при незавершенном строительстве);
  • резерв на покрытие претензий по гарантиям.

Существенность при планировании и проведении аудита

При разработке плана аудита аудитор должен установить приемлемый уровень существенности с целью выявления существенных (с количественной точки зрения) искажений бухгалтерской отчетности.

Читайте также:  Порядок регистрации автомобиля в 2023 году

В экономической литературе, а также в нормативно-правовых актах по бухгалтерскому учету и аудиту содержатся различные трактовки понятия «существенности».

Таблица 6.4

Понятия «существенности»
МСА 3205 Искажения, включая упущения, считаются существенными, если они в отдельности или в совокупности способны, как это можно обоснованно предположить, повлиять на экономические решения, принимаемые пользователями на основе финансовой отчетности.
Р. Адамс Значимость пропусков или ложных заявлений в учетной информации, ввиду которой при определенном стечении обстоятельств возникает вероятность, что ее пользователь изменит свое первоначальное мнение, основанное на доверии к ней.
Э.А. Аренс, Дж.К. Лоббек Мера опущенной или неточно раскрытой учетной информации, которая в сложившихся обстоятельствах порождает вероятность того, что мнение квалифицированного пользователя, полагающегося на эту информацию, может измениться от такого пропуска или неверного отражения данных, которым он придает большое значение.
С.М. Бычкова Ошибка считается существенной, если ее пропуск (необнаружение) существенно искажает состояние бухгалтерской отчетности и влияет на решение пользователя, основанное на данной отчетности.
Дж. Робертсон Максимально допустимый размер ошибочной суммы, которая может быть показана в публикуемых финансовых отчетах и рассматриваться как несущественная, т. е. не вводящая пользователей в заблуждение.
В.В. Скобара Параметр возможного изменения информации, способного повлиять на мнение ее компетентного пользователя.
А.А. Терехов Определенная мера прогноза, при помощи которой аудитор определяет, насколько достаточны, уместны и своевременны собранные им в ходе проверки аудиторские доказательства.

Популярные ошибки бухгалтерской отчетности

В завершение рассмотрим несколько популярных ошибок, которые часто допускают бухгалтеры при работе с документацией:

👉 Расхождение в идентичных показателях. Например, в первом документе по доходным операциям указана одна сумма, а во втором документе — другая. Это может быть указывать как на простую ошибку или описку, так и на серьезное нарушение в бухгалтерской отчетности (например, компания хочет утаить операцию от налоговиков).

👉 Некорректные результаты по операциям. Например, компания выполнила ряд доходных и расходных операций на определенную сумму. Но при ручных подсчетах оказывается, что получившийся показатель не соответствует указанной сумме. Это также может быть сделано из-за невнимательности либо с умыслом.

👉 Неполное указание реквизитов. Например, в документации о совершении расходных операций не указана полная информация о получателе денежных средств. Ошибки могут иметь различный характер — неполные данные, несовпадение данных в разных документах, недостоверная информация и другие.

Некоторые организации очень часто заказывают предварительный внутренний аудит. Его главной целью является не столько составление итогового отчета, сколько поиск ошибок.

Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) – деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.

К числу сопутствующих аудиторских услуг относятся:

– постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета;

– составление деклараций о доходах и бухгалтерской (финансовой) отчетности;

– анализ финансово-хозяйственной деятельности;

– оценка активов и пассивов экономического субъекта;

– консультирование в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства;

– обучение и др.

Перечень сопутствующих аудиту услуг устанавливается Федеральными стандартами аудиторской деятельности.

Аудит – независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность, предусмотренная Федеральным законом «О бухгалтерском учете», а также аналогичная по составу отчетность, предусмотренная иными федеральными законами.

Цель аудита – решение конкретной задачи, которая определяется законодательством, системой нормативного регулирования аудиторской деятельности, договорными обязательствами аудитора и клиента.

В ходе аудита бухгалтерской отчетности должны быть получены достаточные и уместные аудиторские доказательства , позволяющие аудиторской организации с приемлемой уверенностью сделать выводы относительно:

А) соответствия бухгалтерского учета экономического субъекта документам и требованиям нормативных актов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;

Б) соответствия бухгалтерской отчетности экономического субъекта тем сведениям, которыми располагает аудиторская организация о деятельности экономического субъекта.

Обязательный аудит – ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухучета и финансовой (бухгалтерской) проверки организаций и индивидуальных предпринимателей.

Основная цель – проверка и подтверждение законности хозяйственных операций, правильности их отражения в учете и достоверности финансовой отчетности субъектов, попадающих под обязательный аудит.

Регламентируется государством. Проводится аудиторскими организациями. Аудиторы-предприниматели проводить обязательный аудит не могут .

Критерии обязательной ежегодной аудиторской проверки:

1) организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

2) организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, страховой организацией, обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, фондом, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;

3) объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 50 млн рублей, или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 млн рублей. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть снижены;

4) в иных случаях, установленных федеральными законами.

Может осуществляться по поручениям органа дознания, прокурора, следователя суда и арбитражного суда.

Обязательный аудит проводится ежегодно.

Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, а также консолидированной отчетности проводится только аудиторскими организациями.

Читайте также:  Фиксированные платежи на 2022 год для ИП

Состав совета по аудиторской деятельности утверждается руководителем уполномоченного федерального органа.

В состав совета по аудиторской деятельности входят:

1) десять представителей пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности. Меняются один раз в три года не менее чем на 25 % их общего числа;

2) два представителя уполномоченного федерального органа;

3) по одному представителю от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности, от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков, и от Центрального банка Российской Федерации;

4) два представителя от саморегулируемых организаций аудиторов. Меняются один раз в год.

Членами совета по аудиторской деятельности не могут быть члены рабочего органа совета, за исключением представителей уполномоченного федерального органа.

Председатель совета по аудиторской деятельности избирается на первом заседании совета из представителей пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Секретарем деятельности является представитель уполномоченного федерального органа из числа членов совета.

В целях подготовки решений совета по аудиторской деятельности создается его рабочий орган .

Состав рабочего органа совета по аудиторской деятельности и его численность утверждаются уполномоченным федеральным органом.

В состав рабочего органа совета по аудиторской деятельности входят руководители постоянно действующих коллегиальных органов управления и другие представители всех саморегулируемых организаций аудиторов, руководитель единой аттестационной комиссии, представители уполномоченного федерального органа, представители общественности.

Число представителей саморегулируемых организаций аудиторов в рабочем органе должно составлять не менее 70 % общего числа членов рабочего органа.

Ответственность за непредставление аудиторского заключения

Как было указано выше, аудиторское заключение в отношении отчетности, подлежащей обязательному аудиту, необходимо сдать в налоговый орган. За непредставление аудиторского заключения в установленные сроки предусмотрены следующие штрафы (статья 19.7 КоАП РФ):

  • для юридических лиц — от 3 000 до 5 000 руб.;
  • для должностных лиц — от 300 до 500 руб.

В отношении эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг, клиринговых организаций и др. непредставление или нарушение порядка и сроков представления информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, влечет наложение административного штрафа (статья 15.19 КоАП РФ):

  • на должностных лиц — от 20 000 до 30 000 руб. или дисквалификацию на срок до одного года;
  • на юридических лиц — от 500 000 до 700 000 руб.

Аудиторская проверка, как правило, всегда ограничена определенным сроком (в среднем — две недели); из-за этих ограничений на крупном и даже среднем по мощности предприятии провести сплошную аудиторскую проверку не всегда удается. Поэтому аудитору следует определить стратегию проверки с учетом индивидуальных особенностей каждого экономического субъекта, которая предусматривает:

  • рассмотрение собранной информации о деятельности клиента;
  • предварительную оценку риска и эффективности внутреннего контроля;
  • определение глубины, сущности и продолжительности проверок отдельных групп операций.

Стратегия аудиторской проверки основана на выборе наиболее рациональных путей достижения целей этой проверки и зависит от опыта и квалификации аудитора, длительности сотрудничества аудиторской фирмы и клиента, т.е. от степени знания особенностей клиента, характера задач, решаемых в аудите, и других факторов (общая схема проведения аудиторской проверки представлена на рис. 6.1).

Стратегия аудиторской проверки должна иметь вид плана, составляемого аудитором в письменной форме, цель которого:

  1. предварительно определить объем и тип необходимых тестов;
  2. оценить издержки по их проведению;
  3. достичь взаимопонимания с клиентом по всем основным вопросам до начала проверки;
  4. иметь доказательства обоснованности выполнения аудита и его качества у данного клиента.

Международные стандарты аудита

Во время выполнения процедуры по проверке отчетности клиента, аудиторские компании должны руководствоваться не только принятыми в России стандартами деятельности, но также и международными правилами.

Международные стандарты аудита (МСА) – это правила проведения аудиторской проверки, которые были составлены и введены в действие Международной федерацией бухгалтеров. Они имеют свою силу по всему миру. Все российские стандарты создаются на основе международных.

Применение международных стандартов связано с использованием в бухгалтерской деятельности и при составлении отчетности стандартов МСФО.

Использование во время проверки МСА позволяет выполнять процедуру на высоком уровне, использовать в деятельности компаний последние разработки в области методики предоставления услуг, а также новейшие научные достижения.

Внимание! МСА определяет принципы, как именно необходимо делать аудит, какие документы нужно запросить для его выполнения, какие применить методики анализа в каждом случае и т. д.

Сейчас в России применяется более 50 переработанных международных стандартов, которые разделены на несколько сегментов: «Общие принципы», «Аудиторские доказательства», «Аудиторские выводы и заключения» и т.д.

Аудит — это добровольная проверка для улучшения показателей

Аудит (audit)— это проверка финансовой и хозяйственной деятельности предприятия. Основная цель проверки — изучение и анализ достоверности финансовой отчётности.

Могут анализироваться также все производимые предприятием продукты, и проекты, которые оно реализует. Аудит очень похож на контрольную проверку или ревизию, но отличается целями.

Читайте также:  Некачественные ПВХ окна от застройщика что делать

Основная задача аудита — выявление ошибок и поиск путей их устранения. В отличие от ревизии, которая всегда принудительна, аудит может проводиться и добровольно, с целью улучшения показателей.

Существует множество различных видов и направлений аудита. Например, по отношению к аудируемой организации можно выделить внешний, внутренний и инициативный аудит.

  1. Внешний аудит — процедура, как правило, добровольная. Она проводится с привлечением сторонних независимых специалистов — аудиторской компании. Цель — получить точный и максимально объективный анализ. Так как контролирующие лица не ангажированы и не заинтересованы в определённых результатах проверки, аудит может значительно помочь при оптимизации бизнес-процессов.
  2. Внутренний аудит производится собственными силами предприятия и его инвесторов, и обеспечивает защиту инвесторов и руководства. В данном случае аудит — это контроль соблюдения персоналом стандартов профессиональной деятельности.
  3. Инициативный аудит предпринимается по желанию руководства. Его цель — выявление ошибок и недочётов в бухгалтерском учёте, поиск недоработок при составлении отчётности или документов по налогообложению.

Регулярное проведение аудита позволяет в динамике оценить финансовую и экономическую деятельность предприятия, повысить уровень доверия со стороны инвесторов, снизить налоговые риски.

При проведении аудиторской проверки разрабатываются рекомендации, с помощью которых можно оптимизировать бизнес-процессы.

К объектам аудита могут относиться:

  1. ресурсы. Финансы, трудовые ресурсы, различные нематериальные активы, например, авторские или имущественные права;
  2. результаты деятельности предприятия. Рентабельность как общая, так и отдельных производственных процессов и линий. Себестоимость (что это?) сырья. Объёмы выпускаемых заготовок и готовой продукции;
  3. методы организации и управления, и их рентабельность (например, планирование и контроль).

В любом виде аудита, в том числе и обязательном, заинтересовано само руководство компании.

В его ходе проверяется правильность оформления деклараций, ведения бухгалтерской отчётности, трудовых соглашений в плане их соответствия законодательству.

Аудит, скорее, носит консультативный характер, что следует даже из самого перевода этого слова с латыни. Аудит означает — слушающий.

Итак, в конце проверки компания получает отчет и аудиторское заключение. Форма, в которой будет предоставляться информация, а также ее получатели, должны быть прописаны заранее в договоре с аудиторской фирмой. Отчет, он же письменная информация, — документ конфиденциальный. Как правило, он содержит следующую информацию:

  • методы, которыми аудитор пользуется при проверке;
  • рекомендации по изменениям в учетной политике, которые могут повлиять на финансовую отчетность организации;
  • предложения по корректировке отчетности компании;
  • другие моменты, на которые руководителю организации нужно обратить внимание (сюда можно отнести ошибки в ведении внутреннего контроля, ситуации необоснованных действий руководства).

В отчете прописываются выявленные нарушения и возможные варианты их исправлений. Как правило, это оформляется в виде сводной таблицы.

ВНИМАНИЕ! К отчету должны быть обязательно приложены копии бухгалтерской отчетности за текущий год и самое главное — заключение аудитора.

С какой целью проводится

В соответствии с действующими нормами главной целью проведения аудиторской проверки является установление независимого мнения специалиста о представленных в отчетности данных.

Важность аудита выражается в значении, которое в настоящее время придается информации. Она является одним из основных ресурсов работы хозяйствующего субъекта. Правильное ее восприятие позволяет адекватно принимать на ее основе решения и вступать во взаимоотношения с другими компаниями.

Партнерам компании очень важно знать, что представленные в отчетах сведения являются достоверными.

Поэтому можно определить следующие цели проведения аудита отчетности:

  • Определение с какой точностью и правильностью оформления осуществлено отражение сведений в бухгалтерских финансовых отчетах, сформированных за прошедший отчетный год.
  • Выявление фактов отступления от действующих правил ведения бухучета, отказа от принятых методов учета, несоответствия нормам законодательства с целью своевременного вмешательства и исправления допущенных неточностей.
  • Обеспечение высокого уровня достоверности информации, отраженной в отчетности.

Пример общей стратегии аудита учетной политики

При формировании стратегии аудита по МСА, перечень вопросов может быть расширен, так как не является закрытым. Приведем пример стратегии аудита учетной политики.

Аудируемое лицо ПАО «СБЕРБАНК»
Направление работы Аудит учетной политики
Руководитель аудиторской группы Бабаев Ю.А.
Состав аудиторской группы Бабаев Ю.А., Корнелюк С.И.
Концепция подготовки финансовой отчетности, на основании которой готовилась, подлежащая аудиту финансовая информация РСБУ
Характерные для данной отрасли требования к отчетности Стандартные отчеты
Основная цель проведения аудиторской проверки Требования собственников
Предлагаемый охват аудита Стандартный подход
Наличие в организации службы внутреннего аудита Отсутствует
Использование организацией услуг обслуживающих организаций Не используются
Доступность персонала и данных клиента Клиент готов максимально предоставлять, запрошенную аудитором информацию
Значительные производственные изменения Не наблюдались
Изменения в составе руководства Не наблюдались
Прочие значительные изменения Не наблюдались
Календарь предоставления отчетности организации Годовая отчетность
Охват аудиторской проверки Аудиторская проверка пройдет по месту осуществления деятельности клиента, совпадающему с местом хранения бухгалтерской документации и местом хранения документации по аудируемому лицу
Аудит проводится Сплошным способом
Планируемый аудиторский риск 0,26%
Риск средств контроля 9%
Уровень существенности 20000 тыс. руб.
Период аудита с 01.01.20. по 31.12.20г.
Количество чел/часов 72 чел/часов


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *