Таможенный союз — это что такое? Государства Таможенного союза

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Таможенный союз — это что такое? Государства Таможенного союза». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В 2001 году бывшими республиками СССР было учреждено Евразийское экономическое сообщество для реализации идей объединенного экономического пространства. В состав сообщества вошли 6 стран. И только три из них (Россия, Казахстан и Белоруссия) объединили свои территории, став первыми участниками Таможенного союза.

Таможенная территория и особенности управления

Общность границ участников повлекла возникновение единого таможенного пространства. К нему отнесены и территории, находящиеся под юрисдикцией членов Союза. Ограничивают ТС сторонние государства. На внешние границы вынесены транспортные и таможенные пункты контроля, между государствами-членами действует только миграционный надзор.

Управление деятельностью объединения осуществляется органами:

  1. Высшим советом. Созывается минимум 1 раз в год и определяет перспективы развития интеграции, стратегию, принимает решения для достижения общих целей.
  2. Межправительственным советом. Состоит из глав правительств государств и проводится минимум 2 раза в год. Обеспечивает контроль исполнения положений Договора о ЕАЭС, решений Высшего совета.
  3. Комиссией. Постоянно функционирующий орган, состоящий из Совета и Коллегии. В отличие от предыдущих органов, пребывание которых меняется по договоренности стран, Комиссия на постоянной основе располагается в Москве. Орган обеспечивает условия деятельности и развития ТС ЕАЭС и вырабатывает предложения в сфере интеграции. Комиссия руководствуется принципами взаимовыгодного сотрудничества, правового равенства, экономической целесообразности и открытости.

Противоречия в Таможенном союзе

Хотя в состав ТС вошли страны, не так давно составляющие единое государство с общей экономикой, сегодня именно экономическое положение у всех разное.

Во времена СССР каждая страна специализировалась на производстве определенного товара/услуги. После распада Советского Союза экономика всех стран претерпела огромные изменения: каждое государство искало на мировом рынке свое место.

В современный Союз вошли страны, находящиеся географически далеко друг от друга. Устройство экономики у них разное, взаимные интересы почти отсутствуют. Но есть и такие вопросы, которые касаются всех стран. Им нужен российский рынок сбыта, а России нужны товары, которые предлагают другие страны-участницы.

Чтобы объединение работало, иногда приходится идти на компромисс, к чему некоторые страны не всегда готовы. Кроме того, хотя таможенные посты на границах между странами-участницами ликвидированы, остается пограничный и санитарный контроль.

Как показывает практика, пока что не наблюдается единого подхода и взаимного доверия. Один из ярких примеров этого — частые «продовольственные войны» между Беларусью и Россией.

Евразийский экономический союз

Сразу уточним: Евразийский экономический союз (ЕАЭС), как международная организация региональной экономической интеграции, создан 1 января 2015 года на основе Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), существовавшего в период с 2011 по 2014 год. Сегодня аббревиатура ЕАЭС принята во всех официальных международных документах.

Согласно Договору о Евразийском экономическом союзе, ЕАЭС обеспечивает странам — участникам свободу движения товаров, капитала, услуг и рабочей силы. Согласованная политика и кооперация в различных сферах экономики, в том числе — снижение бюрократических и таможенных барьеров, должны создавать всем странам условия для стабильного развития опережающими темпами.

Продажа товаров между государствами – членами ЕАЭС осуществляется без таможенного контроля, соответственно, такие товары не облагаются таможенными пошлинами и сборами. Порядок взимания косвенных налогов (НДС и акцизов) при поставке товаров между государствами — членами ЕАЭС регулируется Договором о Евразийском экономическом союзе.

Таможенный союз ЕАЭС — форма торгово-экономической интеграции стран-участников, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом страны-участники Таможенного союза применяют единые таможенные тарифы и другие меры регулирования при торговле с третьими странами.

Читайте также:  Земельный участок для многодетных семей в Воронеже в 2023

Единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории стран-участников Таможенного союза, а также искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства-члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.

Страны-участники Таможенного союза:

  • Казахстан — с 1 июля 2010 года
  • Россия — с 1 июля 2010 года
  • Белоруссия — с 6 июля 2010 года
  • Армения — с 10 октября 2014 года
  • Киргизия — с 8 мая 2015 года

Таможенный союз и ВТО

Если любые таможенные союзы создают определенные преференции для их участников и льготные условия для перемещения товаров между ними, то Всемирная торговая организация (ВТО), напротив, сориентирована на то, чтобы у всех были равные условия, без всяких преференций. Это неизбежно должно было привести к определенным проблемам и нестыковкам документов ТС и ВТО. К тому же соглашение с ВТО охватывает более широкий круг вопросов, чем таможенное регулирование.

Чтобы подготовиться к возможным проблемам и предусмотреть пути их решения, еще накануне вступления России в ВТО руководители государств-участников ТС в мае 2011 года подписали специальный договор, в котором и были прописаны предполагаемые шаги по решению потенциальных проблем. В частности, устанавливалась обязанность привести ставки Единого таможенного тарифа (ЕТТ) в рамках ТС в соответствии с требованиями ВТО. Необходимость подписания такого дополнительного соглашения в рамках ТС вызвана тем, что члены союза вступают в ВТО не одновременно.

Впрочем, ничего экстраординарного в одновременном действии правил ТС и ВТО нет, в мировой практике немало таких ситуаций. Скажем, США, Канада и Мексика в свое время вместе с правилами ВТО руководствовались в своих действиях еще и региональным соглашением НАФТА.

Этапы формирования: первые участники, настоящее время, планы на будущее

В 2001 году бывшими республиками СССР было учреждено Евразийское экономическое сообщество для реализации идей объединенного экономического пространства. В состав сообщества вошли 6 стран. И только три из них (Россия, Казахстан и Белоруссия) объединили свои территории, став первыми участниками Таможенного союза.
С 2015 года по причине создания Евразийского экономического союза (ЕАЭС) сообщество было упразднено. Членство в ЕАЭС автоматически влекло за собой участие в Таможенном союзе (ТС) с применением единых тарифов пошлин.

Одновременно с вступлением в ЕАЭС в 2015 году к ТС примкнули Армения и Киргизия.

Тунис и Сирия изъявили желание стать членами Союза. Существует предложение приобщить к территории и Турцию, но реальных действий для подписания договоров с этими государствами пока не предпринято.

Направления деятельности и условия вступления

ТС ЕАЭС обеспечивает функционирование внутреннего рынка продукции, повышение ее конкурентоспособности относительно импортных товаров. Страны-участники применяют Единый таможенный тариф в отношении торговли с третьими сторонами. Между Белоруссией, Киргизией, Арменией, Казахстаном и Россией перемещение товаров проходит без декларирования и государственного контроля.

Отдельными статьями Договора между государствами-членами прописаны:

  • информационное взаимодействие;
  • регулирование обращения медикаментов;
  • установление единых требований к продукции;
  • соблюдение санитарных норм для обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан;
  • введение единых прав потребителей на всей территории Союза;
  • обеспечение развития всех участников с использованием потенциала и конкурентных преимуществ каждого члена и другие.

Государство, пожелавшее вступить в Союз, должно направить обращение Председателю Высшего совета. Документ передается Комиссии и рассылается другим членам. В течение двух месяцев действующие участники направляют Комиссии позиции по данному вопросу, а решение о принятии кандидата принимается на заседании Совета.

Государство, желающее прекратить членство в ТС ЕАЭС, сообщает о намерении в Комиссию, которая уведомляет остальных участников. Выход из объединения происходит спустя 12 месяцев с момента направления уведомления в Комиссию. Со страной улаживаются все финансовые вопросы.

Налогообложение в ЕАЭС

Юридические лица, занимающие импортом товара среди держав – участников, уплачивают:

  • НДС.
  • Акцизы.

Взимают налоговые органы. Исключение – акцизы по маркированным товарам. Их взимают таможенные органы. Даже применение систем льготных система налогообложения не предусматривает освобождение от уплаты косвенных налогов.

Налоговая база для уплаты НДС рассчитывается как стоимость везённых товаров. Акцизы, подлежащие уплате по подакцизным товарам, входят в общую сумму по уплате НДС.

Предусмотрены случаи освобождения от уплаты косвенных налогов. Это:

  • На основании ст. 150 НК РФ – товары, которые освобождены от налогообложения при ввозе их в РФ.
  • Товары, которые ввозятся гражданами для личных, а не для предпринимательских целей.
  • Товары, передача которых осуществляется в пределах одного юридического лица.
Читайте также:  Компенсация утраты товарной стоимости автомобиля по ОСАГО в 2023 году

При экспорте товаров применяется ставка НДС, равная 0%. От уплаты акцизов также полное освобождение. Право применения нулевой ставки по НДС должно быть подтверждено документами:

  • Договорами.
  • Заявлениями.
  • Транспортными документами.

Этапы формирования: первые участники, настоящее время, планы на будущее

В 2001 году бывшими республиками СССР было учреждено Евразийское экономическое сообщество для реализации идей объединенного экономического пространства. В состав сообщества вошли 6 стран. И только три из них (Россия, Казахстан и Белоруссия) объединили свои территории, став первыми участниками Таможенного союза.
С 2015 года по причине создания Евразийского экономического союза (ЕАЭС) сообщество было упразднено. Членство в ЕАЭС автоматически влекло за собой участие в Таможенном союзе (ТС) с применением единых тарифов пошлин.

Одновременно с вступлением в ЕАЭС в 2015 году к ТС примкнули Армения и Киргизия.

Основная цель создания общего таможенного пространства – достижение социально-экономического прогресса. Работы были направлены на упрощение товарооборота, совершенствование конкурентных условий у хозяйственных субъектов стран-участников ТС. Эти действия должны были привести к увеличению рынка, где страны Союза имели бы возможность реализовывать выпускаемые ими товары и услуги.

Чтобы этого добиться, предполагалось:

  • отменить внутренние таможенные платежи, что привело бы к снижению стоимости продукции, которая производится участниками Союза;
  • ускорить оборачиваемость товаров внутри ТС по причине отмены таможенной проверки и оформления;
  • принять общие требования по санитарии и эпидемиологии, безопасные стандарты на услуги и продукцию, признать общую для всех силу результатов испытаний, проведенных в одной из стран-участников.

Еще одна важная цель создания Евразийского таможенного союза заключается в защите союзного рынка, образовании подходящих условий для изготовления и продажи товаров от стран-участниц. Но в данном вопросе взаимопонимания между союзниками немного меньше, ведь государства имеют свои приоритеты производственного развития.

Опросы общественного мнения

7В 2012 году Центр интеграционных исследований Евразийского банка развития провёл социологический опрос в 10 странах СНГ и Грузии (от 950 до 2000 респондентов в каждой стране). На вопрос «Как Вы относитесь к тому, что экономики Беларуси, Казахстана и России объединились в Таможенный союз (который освободил торговлю между тремя странами от пошлин)?» доли ответов «положительно», «безразлично», «отрицательно» составили:

  • в Казахстане — 80 %, 10 %, 4 %;
  • в Таджикистане — 76 %, 17 %, 2 %;
  • в России — 72 %, 17 %, 4 %;
  • в Узбекистане — 67 %, 14 %, 2 %;
  • в Кыргызстане — 67 %, 15 %, 8 %;
  • в Молдове — 65 %, 20 %, 7 %;
  • в Армении — 61 %, 26 %, 6 %;
  • в Беларуси — 60 %, 28 %, 6 %;
  • в Азербайджане — 38 %, 46 %, 11 %;
  • в Грузии — 30 %, 39 %, 6 %.

Страны, составляющие территорию ЕАЭС

Страны, составляющие территорию ЕАЭС представляют собой особую форму торгово — экономической интеграции. На единой таможенной территории ЕАЭС отменены все таможенные барьеры, т.е. за перемещение товаров между странами, вошедшими в Союз не нужно платить таможенные платежи. На Территории государств членов таможенного союза действует Единый таможенный тариф (ЕТТ), единое таможенное законодательство. Территорию государств членов ЕАЭС очерчивает таможенная граница, отделяющая их от стран, не вошедших в страны ЕАЭС. К таможенной границе относятся таможенные пункты пропуска, через которые осуществляется ввоз и вывоз товаров. Товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат обязательному таможенному оформлению.

Чтобы понять предпосылки и цели создания Евразийского экономического союза, необходимо проследить за развитием процесса.

  • 1995 год – главы 3-х стран (РФ, Беларуси и Казахстана) утвердили первый документ об основании ТС, позже к ним присоединился Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан;
  • 2007 год – заключение договора, который подписали РФ, Казахстан и Беларусь, о строительстве ТС с общим таможенным пространством;
  • 2009 год – договор наполняется другими международными соглашениями (около 40 штук);
  • 2010 год – принятие Таможенного кодекса;
  • 2011 год – снятие таможенной проверки между странами-участницами и перевод ее на внешние рубежи;
  • 2011- 2013 гг. – принятие единых законодательных нормативов, создание общего техрегламента о безопасности товаров;
  • 2015 г – к составу ТС присоединилась Армения и Кыргызстан;
  • 2016 г – подписание документа об экономическом взаимодействии между государствами ТС и Вьетнамом;
  • 2017 год – участники Союза сошлись во мнении, разработали и подписали Договор о кодексе ЕАЭС;
  • 2018 г – вышеуказанный документ вступает в силу, Молдова становится наблюдателем при ЕАЭС, подписан документ о свободной торговле между ТС и КНР, подписан договор временного характера о создании территории свободной торговли с Ираном;
  • 2019 г – начинает работать новый Таможенный кодекс, цель которого упростить товарооборот, улучшить его условия и сформировать более лояльное таможенное пространство.

Межправсовет одобрил предложения по обеспечению устойчивого экономического развития в ЕАЭС

3 Февраля, 2023 На заседании Межправсовета 3 февраля в Алматы Евразийская экономическая комиссия представила доклад о макроэкономической ситуации в государствах Евразийского экономического союза и предложениях по обеспечению устойчивого экономического развития.

В докладе содержится информация о текущих тенденциях развития мировой экономики, динамике и перспективах экономического развития государств ЕАЭС, проанализированы препятствия для роста и предложены принципы и критерии поддержки развития экономик стран Союза.

По оценке Евразийской экономической комиссии, совокупный ВВП ЕАЭС по итогам 2022 года сократится на 1,9%, риск рецессии сохраняется и в 2023 году. При этом наблюдается рост таких ключевых показателей экономики, как выпуск продукции промышленности и сельского хозяйства, объем строительных работ, инвестиции в основной капитал, также сохраняется активность на рынке труда.

«Для повышения темпов экономического роста государствам-членам ЕАЭС следует принять меры по стимулированию вложений в научно-техническое развитие, модернизацию производства, повышение производительности и эффективности. Использование имеющегося в ЕАЭС экономического, производственного и научно-технического потенциала позволяет обеспечить выход на траекторию ежегодного прироста совокупного ВВП ЕАЭС на 4,5 – 5,5% при сохранении внутренней устойчивости экономик государств-членов ЕАЭС, что в перспективе создает условия для сближения государств-членов по уровню экономического развития», — отмечается в докладе.

Как показал анализ Комиссии, успешный опыт большинства стран и интеграционных объединений основан на таких факторах, как активная государственная политика по созданию новых производственных мощностей, встраивание новых производств в региональные и глобальные производственно-сбытовые цепочки, увеличение экономической сложности выпускаемой продукции, а также расширение механизмов и инструментов финансирования экономического роста.

Доклад будет опубликован на сайте Комиссии.

Совет ЕЭК принял решение о предоставлении тарифных льгот на говядину для производства мясной продукции

25 Января, 2023 Совет Евразийской экономической комиссии принял решение о предоставлении тарифных льгот в отношении говядины, ввозимой для производства мясной продукции в 2023 году. Льготы касаются поставок в объемах до 10 тыс. тонн в Республику Армения, до 7,5 тыс. – в Республику Беларусь, до 5 тыс. тонн – в Республику Казахстан, до 2,5 тыс. тонн – в Кыргызскую Республику, а также до 100 тыс. тонн – в Российскую Федерацию.

Основной объем импорта мяса из третьих стран приходится на замороженную продукцию, которая предназначена для производства мясных консервов и колбасных изделий. Одобренная сейчас мера направлена в первую очередь на обеспечение доступным сырьем производителей мясной продукции и стабилизацию потребительских цен на нее, отметили в торговом блоке ЕЭК.

Решение вступит в силу по истечении 10 календарных дней с даты его официального опубликования и будет распространяться на правоотношения, возникшие с 1 января 2023 года.

Основные цели Евразийского экономического союза:

  • создать условия для укрепления и стабильного развития экономик стран-участниц для повышения уровня жизни их населения;
  • сформировать единый рынок товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в странах ЕАЭС;
  • модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.

На территориях стран – участниц ЕАЭС действует общий рынок труда:

  1. Работодателю или заказчику для заключения трудового или гражданско-правового договора с гражданином государства – члена ЕАЭС, не нужно получать специальное разрешение на привлечение иностранных работников.
  2. Гражданам из стран ЕАЭС не нужно получать разрешения или патенты для работы в России. Процедура их трудоустройства не отличается от приёма граждан РФ, а документы об образовании признаются без специальной процедуры.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *