Банкротство стратегических предприятий

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Банкротство стратегических предприятий». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


По общим правилам для объявления о своем банкротстве компания должна соответствовать некоторым формальным признакам. Так, сумма ее задолженности перед кредиторами должна находиться на отметке более 300 тыс. р., а продолжительность просрочки – превышать 3 месяца.

Конкурсное производство в отношении стратегических организаций

Особенности банкротства стратегических предприятий подразумевают особую процедуру для стадии конкурсного производства. Если восстановить платежеспособность компании не удалось или же Правительство в этом не заинтересовано, имущество, принадлежащее предприятию, будет продано на аукционе.

Когда имущество относится к общему обороту, но оно выставляется на открытые торги, а если принадлежит к категории ограниченного оборота, то аукцион проводится закрытый. Допускаются к нему физические, юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые имеют право владеть таким имуществом, согласно законодательству РФ.

Приобретая имущество, покупатель берет на себя следующие обязательства:

  1. обеспечение целевого назначения приобретаемого имущества;
  2. выполнение договоров, заключенных компанией-должником с региональным или федеральным правительством.

Процесс банкротства стратегических предприятий и организаций может быть запущен по заявлению:

  • директора компании-должника;
  • государственных органов, перед которыми у компании имеется долг;
  • любыми лицами, имеющими право на выставление финансовых претензий к градообразующему предприятию;
  • действующих и бывших сотрудников фирмы, не получивших причитающиеся выплаты (зарплаты, премии, пособия).

Руководители организации обязаны ходатайствовать о начале процесса банкротства, если:

  • образовалась ситуация, при которой выплата по одному долгу сделает исполнение обязательств по остальным платежам невозможным;
  • имеются реальные признаки несостоятельности.

Остальные могут инициировать процедуру только после того, как суд рассмотрит дело о взыскании долгов и вынесет соответствующее постановление.

Процесс банкротства стратегических предприятий и организаций может быть запущен по заявлению:

  • директора компании-должника;
  • государственных органов, перед которыми у компании имеется долг;
  • любыми лицами, имеющими право на выставление финансовых претензий к градообразующему предприятию;
  • действующих и бывших сотрудников фирмы, не получивших причитающиеся выплаты (зарплаты, премии, пособия).

Это тоже важно знать:
Финансовое оздоровление: понятие, план процедуры, последствия

Бесплатная консультация юриста Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Задать вопрос

Руководители организации обязаны ходатайствовать о начале процесса банкротства, если:

Бесплатная консультация юриста

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Задать вопрос

  • образовалась ситуация, при которой выплата по одному долгу сделает исполнение обязательств по остальным платежам невозможным;
  • имеются реальные признаки несостоятельности.

Остальные могут инициировать процедуру только после того, как суд рассмотрит дело о взыскании долгов и вынесет соответствующее постановление.

Проведение процедуры банкротства стратегических предприятий достаточно редкое, но возможное явление. Оно имеет свои нюансы, существенно осложняющие признание несостоятельности. Итак, особенности банкротства градообразующих организаций:

  • инициируется при размере долга свыше 0,5 млн. рублей, а также в случае, если с даты последнего планируемого платежа прошло более полугода;
  • перечень стратегических предприятий установлен законодательно (основные характеристики – количество сотрудников превышает 5 тыс. либо свыше 25% от общего числа работоспособных граждан конкретного населенного пункта);
  • инициировать процесс признания банкротом могут как кредиторы, так и сам руководитель организации, также привлекается третья сторона – местный орган власти;
  • этапы процедуры стандартные, но срок каждого увеличен за счет проведения максимального количества мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности;
  • дополнительная стадия процедуры, не предусмотренная для остальных юридических лиц – поручительство органов власти, благодаря которому должнику предоставляется отсрочка по выплатам;
  • при невозможности финансового оздоровления, запускается конкурсное производство, в ходе которого реализуется весь имущественный комплекс предприятия единовременно;
  • новый владелец обязан сохранить не менее половины рабочих мест в последующие 3 года, иначе сделка купли-продажи будет аннулирована;
  • выплаты по долгам имеют строгую очередность: сначала ликвидируются последствия для региона, далее выплачиваются зарплаты, затем компенсации и пособия. Оплата кредитов производится в последнюю очередь, если оставшихся средств не хватает, эти долги списываются;
  • признание банкротом стратегических предприятий имеет масштабные последствия для экономики и социальной жизни региона.
Читайте также:  Как проиндексируют возмещение вреда чернобыльцам в 2023 году

Упрощенные процедуры банкротства

К упрощенным процедурам банкротства относятся банкротство ликвидируемого и отсутствующего должника.

1. Банкротство ликвидируемого должника. В случае если стоимость имущества должника – юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренным Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”.

В этом случае собственник или учредители должника обязаны обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. Нарушение этого правила является основанием для отказа во внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности юридического лица. При этом собственник (учредитель) несет субсидиарную ответственность по неудовлетворенным требованиям по денежным обязательствам и обязательным платежам.

Далее арбитражный суд принимает решение о признании ликвидируемого должника банкротом и об открытии конкурсного производства и утверждает конкурсного управляющего. Обязанности конкурсного управляющего могут быть возложены на председателя ликвидационной комиссии независимо от наличия лицензии арбитражного управляющего.

Кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение одного месяца с момента публикации объявления о признании ликвидируемого должника банкротом.

Наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве ликвидируемого должника не применяются.

Восстановление месячного срока для предъявления кредиторами требований к ликвидируемому должнику законодательством не предусмотрено.

2. Банкротство отсутствующего должника. В случаях, когда руководитель должника – юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствует или установить местонахождение юридического лица не представляется возможным, заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом независимо от размера кредиторской задолженности.

Заявление о признании отсутствующего должника банкротом подается уполномоченным органом только при наличии средств, необходимых для финансирования процедур, применяемых в деле о банкротстве. Порядок и условия финансирования процедур, применяемых в деле о банкротстве к отсутствующему должнику, в том числе размер вознаграждения конкурсного управляющего, устанавливаются Правительством РФ.

Особенностью рассмотрения дела о банкротстве в отношении отсутствующего должника является то обстоятельство, что закон предусматривает на это сокращенный срок (один месяц), поскольку в отношении данного должника не применяются процедуры наблюдения, финансовое оздоровление и внешнее управление.

Конкурсный управляющий осуществляет опубликование сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в отношении отсутствующего должника. Одновременно он письменно уведомляет о банкротстве отсутствующего должника всех известных ему кредиторов, которые в месячный срок со дня получения уведомления могут предъявлять свои требования [1] .

Если в ходе конкурсного производства обнаружено имущество должника, конкурсный управляющий вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством о прекращении упрощенной процедуры банкротства и переходе к общим процедурам банкротства, предусмотренным Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ.

В случае обнаружения признаков отсутствующего должника в ходе наблюдения, временный управляющий обязан подать заявление в арбитражный суд о переходе к упрощенной процедуре, применяемой в деле о банкротстве к отсутствующему должнику. Арбитражный суд выносит соответствующее определение.

Кто является инициатором банкротства

Правом на обращение с заявлением наделены:

  • руководитель градообразующей организации;
  • государственные структуры, перед которыми у предприятия есть задолженность по обязательным платежам;
  • кредиторы;
  • нынешние и бывшие работники, не получившие свой заработок и выходные пособия.

Начать процесс банкротства может как сам руководитель, так и кредиторыРуководитель компании обязан подать заявление в арбитражный суд, если:

  • возникла ситуация, при которой погашение одного долга приведет к невозможности ответить по финансовым обязанностям перед другими лицами;
  • в случае возникновения одного из признаков банкротства.

Кредиторы, работники и государственные органы могут выступать инициаторами разбирательства после того, как в суде будет рассмотрено дело о взыскании задолженности и получен соответствующий исполнительный документ.

Читайте также:  Формы заявлений для назначения социальных пособий и компенсаций

Банкротство (несостоятельность) — признанный арбитражным судом или объявленный должником факт неспособности последнего удовлетворять требования кредиторов в полном объеме или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Градообразующими организациями применительно к процедуре банкротства признаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее 25% численности работающего населения соответствующего населенного пункта. К ним приравниваются также иные организации, численность работников которых превышает 5 тыс. чел.

Проведенное исследование позволило выделить особенности процедур банкротства градообразующих организаций в сравнении с общими правилами о банкротстве:

1. Закон «О несостоятельности (банкротстве)» расширяет число лиц, участвующих при рассмотрении дела о несостоятельности (банкротстве) градообразующей организации: участвующим в деле, признается соответствующий орган местного самоуправления; кроме того, для участия в деле арбитражным судом могут быть привлечены федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ.

2. Закон устанавливает особый порядок введения внешнего управления. В отличие от общих правил арбитражный суд вправе ввести внешнее управление в том случае, если собрание кредиторов не приняло решение о введении внешнего управления градообразующей организацией. Это возможно, если имеется ходатайство органа местного самоуправления, федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ и при условии предоставления поручительства по обязательствам должника.

3. Законом установлен особый порядок продажи предприятий. При продаже предприятия в процедуре внешнего управления и конкурсном производстве оно должно выставляться на торги как единый имущественный комплекс и только, если предприятие не будет продано на первых торгах путем проведения конкурса, оно продается на открытых торгах.

Таким образом, законодатель обоснованно выделяет особенности в осуществлении процедуры банкротства градообразующих организаций в силу их особой значимости для населения и развития соответствующего населенного пункта, а также экономики в целом. В правовом регулировании процедуры банкротства главное согласовать интересы всех участников, вовлеченных в этот процесс, найти разумный баланс частных и публичных интересов и в конечном итоге обеспечить устойчивость гражданского оборота.

Кто является инициатором банкротства

Правом на обращение с заявлением наделены:

  • руководитель градообразующей организации;
  • государственные структуры, перед которыми у предприятия есть задолженность по обязательным платежам;
  • кредиторы;
  • нынешние и бывшие работники, не получившие свой заработок и выходные пособия.

Начать процесс банкротства может как сам руководитель, так и кредиторыРуководитель компании обязан подать заявление в арбитражный суд, если:

  • возникла ситуация, при которой погашение одного долга приведет к невозможности ответить по финансовым обязанностям перед другими лицами;
  • в случае возникновения одного из признаков банкротства.

Кредиторы, работники и государственные органы могут выступать инициаторами разбирательства после того, как в суде будет рассмотрено дело о взыскании задолженности и получен соответствующий исполнительный документ.

Кредиторы, а также государственные органы, перед которым у стратегических предприятий имеется финансовая задолженность, в том числе и по погашению платежей общеобязательного характера, сумма которых превышает полмиллиона рублей, наделяются правом инициирования процедуры банкротства в отношении должника. Срок неисполнения обязательств при этом должен составлять не менее 6 месяцев.

Во время прохождения процедуры в качестве лица, представляющего должника, выступает федеральный орган, относящийся к ведомству исполнительных властей. Таким образом происходит реализация политики государства в конкретной экономической отрасли.

Суд обязан ввести на предприятие процедуру финансового оздоровления, если об этом ходатайствует учредитель должника, собственник его имущества или федеральный орган его представляющий. Такая же процедура вводиться по заявлению третьих лиц, которые выступили в качестве сторон, обеспечивающих полное исполнение финансовых обязательств предприятия стратегического типа.

В тех случаях, когда место имеет внешнее управление, со стороны внешнего управляющего должен быть разработан план оздоровления, который должен быть предоставлен в федеральные органы не позднее, чем за 15 дней до даты рассмотрения этого документа собранием кредиторов.

На основании такого плана федеральные органы разрабатывают мероприятия, которые позволят улучшить экономическое состояние путем проведения сделок с частью имущества организации.

В тех случаях, когда продажа организации неминуема, ее проводят на конкурсной основе, с условием обязательного сохранения целевого предназначения такого имущества в будущем и принятием покупателем обязанности по выполнению договоров госзаказа на поставку продукции, производимой на базе реализованного имущественного комплекса.

Конкурсное производство

Если поручитель нарушил свои обязательства или же этапы финансового оздоровления и внешнего управления не привели к восстановлению платежеспособности, в отношении организации может быть начато конкурсное производство, подразумевающее продажу предприятия, однако реализовываться оно будет полностью, чтоб сохранить его деятельность.

Это тоже важно знать:
Процедура банкротства физического лица: отзывы прошедших процедуру

Согласно законодательству, договор купли-продажи градообразующего предприятия обязывает нового владельца сохранить не менее 50% рабочих мест организации сроком до 3 лет. В случае нарушения условий договора, он расторгается арбитражным судом, и сделка признается недействительной.

Читайте также:  Что изменится в отчётности с 2023 года

Сельскохозяйственные организации

Сельскохозяйственные организации — юридические лица, основной вид деятельности которых — производство или производство и переработка сельскохозяйственной продукции. Объем произведенной продукции не может быть менее 50% от общей суммы выручки.

Особенности:

  • Минимальная сумма требований — 500 000 рублей;
  • Срок задолженности — от трех месяцев с момента, когда обязательства должны были быть исполнены;
  • Для планирования погашения задолженности в период наблюдения должны учитываться такие факторы, как:
    • сезонность;
    • влияние климатических условий;
    • возможность погасить задолженность за счет доходов, которые будут получены после завершения текущего с/х сезона.
  • Аналогичные условия применяются к рыболовецким артелям:
    • выручка от реализации произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции должна быть не менее 70% от общей суммы выручки;
  • Финансовое оздоровление и внешнее управление вводятся на период до завершения сельскохозяйственного сезона с учетом срока на реализацию продукции;
  • В случае ухудшения положения юр.лица из-за форс-мажора оздоровление или внешнее управление продлевается дополнительно на год. При этом потребуется откорректировать соответствующий график выплаты задолженности;
  • При продаже имущества преимущественное право покупки предоставляется с/х предприятию, расположенному территориально рядом с должником. Это могут быть как юридические лица, так и фермерские хозяйства. Если же такие покупатели отсутствуют, то предпочтение отдается тем, кто расположен в той же местности или муниципальном образовании.

Порядок финансового оздоровления стратегических объектов

Если кредиторами в период первого собрания по вопросам банкротства предприятия не выработана политика применения процедур, необходимых в деле о банкротстве стратегических объектов, не представлена кандидатура арбитражного управляющего, суд переносит заседание о рассмотрении заявления о банкротстве данного объекта до принятия кредиторами соответствующего решения.

Если нет оснований для отложения дела, суд выносит решение о проведении финансового оздоровления стратегического предприятия, при наличии поданных ходатайств учредителей или собственника об этом.

Вырабатывается стратегия выхода из финансового кризиса, путем предоставления государственных гарантий и разработки графика ликвидации задолженностей. Указанный график должен содержать срок не более одного месяца на ликвидацию долгов и выполнения обязательств с момента вынесения судом решения по оздоровлению предприятия.

Предупредительные меры банкротства стратегических объектов

Предупредительные меры для стратегически важных объектов разрабатываются Правительством России и представляют собой следующее:

  • Осуществление учета финансового состояния и анализирование деятельности предприятия на предмет установления способности выполнять обязательства и совершать платежи
  • Выполнение реорганизационных мер в структуре оборонных предприятий и объектов
  • Взятие на себя обязательств Правительством по ликвидации имеющихся задолженностей по оплате оборонного заказа государства, выполняемого данным предприятием
  • Реструктурирование основных задолженностей и процентом по ним, а также штрафных санкций в отношении предприятия исполняющего оборонный заказ
  • Взаимодействие по вопросам мировых соглашений между стратегическими объектами и кредиторами на предмет погашение задолженностей, а также предоставление гарантий государственного значения
  • Проведение досудебных мер по финансовому оздоровлению данных предприятий;
  • Совершение иных мер препятствующих к образованию банкротства на стратегически важных объектах, не противоречащих действующему законодательству


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *