Юрист Соловьев разъяснил варианты для одновременного получения двух пенсий

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Юрист Соловьев разъяснил варианты для одновременного получения двух пенсий». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Право лиц на одновременное получение двух пенсий

30 апреля 2020 года, 10:21

Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предусматривает, что участники Великой Отечественной войны имеют право на одновременную выплату пенсии по инвалидности и страховой пенсии по старости.

Право на одновременное получение вышеуказанных пенсий также имеют граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда», и граждане, ставшие инвалидами вследствие военной травмы.

Кроме того, законодательство предусматривает возможность одновременной выплаты двух видов пенсий следующим категориям граждан:

  • родители военнослужащих-призывников, погибших в период прохождения военной службы. Кроме пенсии по случаю потери кормильца в рамках ФЗ №166, им выплачивается страховая пенсия по старости (инвалидности);
  • вдовы военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившие в новый брак, получают и пенсию по случаю потери кормильца и страховую пенсию по старости (инвалидности);
  • нетрудоспособные члены семей граждан, пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф. Речь идет не только об аварии на Чернобыльской АЭС, но и о других радиационных катастрофах. Таким гражданам одновременно назначается и пенсия по случаю потери кормильца и страховая пенсия по старости (инвалидности), либо социальная пенсия вместо страховой;
  • членам семей погибших космонавтов выплачивается пенсия по случаю потери кормильца и любая другая пенсия, на которую они имеют право.

Помощник прокурора Советского административного округа города Омска П.И. Антипова.

Общая характеристика российской пенсионной системы

Круг субъектов, имеющих право на трудовые пенсии, определяется общими положениями, согласно которым право на пенсию имеют:

  • граждане РФ, застрахованные в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании, при соблюдении ими условий, предусмотренных Законом о трудовых пенсиях;
  • нетрудоспособные члены семей застрахованных лиц;
  • иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ, которые имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами РФ (за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ).

Понятие застрахованного лица раскрывается в двух законах – Законе об обязательном пенсионном страховании и Законе о персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Согласно Закону об обязательном пенсионном страховании, застрахованные лица – это лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование. К ним относятся:

  • граждане РФ;
  • постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане или лица без гражданства;
  • иностранные граждане или лица без гражданства, временно пребывающие на территории РФ, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

Из числа граждан РФ, указанных иностранных граждан и лиц без гражданства, застрахованными являются лица:

  1. работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору;
  2. самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой);
  3. являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;
  4. работающие за пределами территории РФ в случае уплаты страховых взносов в соответствии со ст. 29 Закона об обязательном пенсионном страховании (если иное не предусмотрено международным договором РФ);
  5. являющиеся членами семейных (родовых) общин малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
  6. священнослужители;
  7. иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании (например, физические лица, вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию: а) в целях уплаты страховых взносов за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем; б) в целях уплаты страховых взносов за себя, если это физическое лицо постоянно или временно проживает на территории РФ и на него не распространяется обязательное пенсионное страхование).

Закон о персонифицированном учете содержит иную формулировку, раскрывающую рассматриваемое понятие: застрахованные лица – лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, включая лиц, занятых на рабочем месте с особыми (тяжелыми и вредными) условиями труда, за которых уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

В совокупности оба определения полнее определяют понятие «застрахованные лица».

Закон о государственном пенсионном обеспечении определяет круг субъектов иным способом – устанавливая перечень конкретных категорий граждан, пенсионное обеспечение которых осуществляется по нормам данного Закона.

Право на государственную пенсию имеют:

  1. федеральные государственные гражданские служащие;
  2. военнослужащие;
  3. участники Великой Отечественной войны;
  4. граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
  5. граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;
  6. граждане из числа космонавтов;
  7. граждане из числа работников летно-испытательного состава;
  8. нетрудоспособные граждане.

Члены семей указанных граждан имеют право на государственную пенсию в случаях, предусмотренных Законом.

Правовое регулирование пенсионного обеспечения военнослужащих осложняется наличием соответствующих норм в двух законах: Законе о государственном пенсионном обеспечении и Законе о пенсионом обеспечении военнослужащих. Разграничение правового регулирования осуществляется в зависимости от статуса военнослужащего. По нормам Закона о государственном пенсионном обеспечении осуществляется пенсионное обеспечение военнослужащих, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (военнослужащие-призывники). По этому же Закону осуществляется пенсионное обеспечение членов семей погибших (умерших) военнослужащих-призывников.

Кроме того, положения данного Закона распространяются на иностранных граждан, проходивших военную службу в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формировани��х и органах, и членов их семей.

Гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Несмотря на небольшое число юридических фактов, выступающих в качестве оснований назначения того или иного вида пенсии, в реальной жизни эти основания могут «наслаиваться» одно на другое. В результате у человека, пенсия которому назначена по одному основанию, может возникнуть право на пенсию по другому основанию (при наступлении соответствующих юридически значимых обстоятельств). По общему правилу человек имеет право получать только одну пенсию. Чаще всего ему назначается наибольшая по размеру пенсия. Вместе с тем он вправе выбрать по своему усмотрению пенсию другого вида, несмотря на ее меньший размер.

Указанное правило, действующее в отношении большинства пенсионеров, имеет исключения. При этом следует отметить тенденцию к увеличению числа этих исключений.

Допускается одновременное получение государственной пенсии и трудовой пенсии, а также двух государственных пенсий. Всех лиц, для которых установлены исключения, условно можно разделить на четыре группы:

  1. военнослужащие и члены их семей;
  2. ветераны войны;
  3. члены семей граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  4. члены семей граждан из числа космонавтов.

Одной из двух пенсий, назначаемых этим лицам, является либо пенсия по инвалидности, либо пенсия по случаю потери кормильца. Вторая пенсия не может устанавливаться по тому же основанию. Это должен быть другой вид пенсии (независимо от того, является ли она трудовой пенсией или государственной).

Формально не включены в перечень лиц, имеющих право на одновременное получение двух пенсий, федеральные государственные гражданские служащие и работники летно-испытательного состава. Фактически им тоже предоставлено право получать две пенсии – трудовую пенсию по старости (по инвалидности) и государственную пенсию за выслугу лет.

Установление накопительной части трудовой пенсии по старости не ограничивает право всех указанных выше лиц на одновременное получение двух пенсий.

В последние годы появился еще один вид исключений из общего правила, предусматривающего выбор одной из полагающихся гражданину пенсий. Отдельным субъектам (военнослужащим-контрактникам, космонавтам) предоставлено право получать одновременно с назначенной государственной пенсией страховую часть трудовой пенсии (при этом выплата накопительной части трудовой пенсии по старости во внимание не принимается).

Иного характера исключение установлено для федеральных государственных гражданских служащих и работников летно-испытательного состава. Им предоставлено право наряду с пенсией за выслугу лет (которая, как указано выше устанавливается к трудовой пенсии) получать долю страховой части трудовой пенсии по старости. Эта доля начисляется сверх суммы двух одновременно выплачиваемых пенсий.

Основные принципы определения размеров пенсий – наиболее важный критерий, отличающий трудовые пенсии от государственных.

Размер трудовой пенсии складывается из твердой суммы фиксированного базового размера и переменной составляющей, в основе которой лежит величина расчетного пенсионного капитала. Эта величина определяется по формулам исходя из суммы уплаченных за застрахованное лицо страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Такой механизм исчисления трудовой пенсии позволяет индивидуализировать его размер, который привязан к сумме уплаченных страховых взносов.

Читайте также:  Сколько Процентов Алименты на 1 Ребенка в Беларуси в 2023 Году

Принципы определения размеров государственных пенсий проще, но не отличаются единством. Пенсии исчисляются:

  • либо в процентном отношении к среднему заработку (денежному довольствию) в зависимости от продолжительности специального трудового стажа (выслуги лет);
  • либо в процентном отношении к определенной денежной выплате (как правило, это социальная пенсия),
  • либо устанавливаются в твердой сумме.

Пенсии, назначаемые по нормам Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих, имеют единую систему определения размеров пенсий – в процентном отношении к сумме денежного довольствия.

Размер социальной пенсии устанавливается в твердой сумме. Основной величиной является общий размер социальной пенсии (в качестве него принимается размер социальной пенсии, указанный в подп. 1 п. 1 ст. 18 Закона о государственном пенсионном обеспечении). С 1 января 2010 г. этот размер составлял 2562 руб. в месяц. В последующие годы данная сумма была проиндексирована, и с 1 апреля 2012 г. она составляет 3626 руб. 71 коп. в месяц.

Таким образом, правовое регулирование в части, связанной с определением размеров пенсий, не имеет единой правовой базы и единых принципов. Следствием этого является существование разных механизмов для исчисления размеров пенсий.

При определении размеров пенсий применяются районные коэффициенты. Размеры всех социальных пенсий для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, определяемых Правительством РФ, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством РФ в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных граждан в указанных районах (местностях).

При выезде граждан из этих районов (местностей) на новое постоянное место жительства размер пенсии определяется без учета районного коэффициента. К сумме фиксированного базового размера также могут применяться районные коэффициенты. Порядок применения районного коэффициента к социальной пенсии или к фиксированному базовому размеру указан в табл. 2.2.

За последние годы изменения в пенсионном законодательстве в наибольшей степени были связаны с регулированием отношений по формированию средств пенсионных накоплений и определением порядка осуществления выплат за их счет.

Формирование пенсионных накоплений осуществляется по трем основным направлениям:

1) посредством выделения части тарифа страховых взносов, уплачиваемых за застрахованное лицо, на формирование накопительной части трудовой пенсии по старости для лиц 1967 г. рождения и моложе (см. § 1 настоящей главы).

В рамках этого механизма средства, которые направляются на накопительную часть трудовой пенсии, инвестируются с целью получения дохода для сохранения накопленных средств и защиты их от инфляционных потерь. При приобретении права на трудовую пенсию наряду со страховой частью трудовой пенсией по старости должна выплачиваться накопительная часть. Ее размер зависит от суммы страховых взносов, которые отражены в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, и суммы дохода от инвестирования этих средств (в случае наличия такого дохода). По желанию застрахованного лица средства пенсионных накоплений он может передать в негосударственный пенсионный фонд или оставить в Пенсионном фонде РФ;

2) посредством участия в системе софинансирования формирования накопительной части трудовой пенсии.

Данный механизм функционирует на основе Закона о дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии, который предусматривает государственную поддержку формирования пенсионных накоплений. В рамках этой поддержки из федерального бюджета передаются в Пенсионный фонд РФ в пользу застрахованного лица дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии. Эти взносы поступают в том случае, если застрахованные лица вступили в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в период с 1 октября 2008 г. до 1 октября 2013 г.

Государственная поддержка формирования пенсионных накоплений осуществляется в течение десяти лет начиная с года, следующего за годом уплаты застрахованными лицами дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии (в сумме не менее 2000 руб.). Размер взноса государственного софинансирования определяется исходя из суммы дополнительных страховых взносов, уплаченной застрахованным лицом за истекший календарный год, но не может составлять более 12 000 руб. в год. В отдельных случаях предусмотрены более льготные условия;

3) посредством направления материнского (семейного) капитала на улучшение пенсионного обеспечения матери.

В этом случае средства (или часть средств) материнского (семейного) капитала по заявлению женщины направляются на формирование накопительной части трудовой пенсии.

Женщины, не принявшие решение о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, вправе при назначении накопительной части трудовой пенсии учесть средства материнского (семейного) капитала (или их часть) в составе пенсионных накоплений.

С 1 июля 2012 г. вступил в силу Закон о порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений. Согласно Закону, за счет средств пенсионных накоплений, сформированных в пользу застрахованного лица, осуществляются следующие виды выплат:

  1. единовременная выплата средств пенсионных накоплений;
  2. срочная пенсионная выплата;
  3. накопительная часть трудовой пенсии по старости;
  4. выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица.

Право на получение нескольких пенсий

При условии получения соответствующих выплат по выслуге, работающий военный пенсионер вправе получать и гражданскую пенсию.

Для этого должны быть выполнены следующие условия:

  1. Достижениегражданином общепринятого пенсионного возраста (до начала пенсионной реформы он составлял 60 лет для мужчин и 55 для женщин, однако предусмотрено его плавное увеличение).
  2. Следует иметь минимальный страховой стаж по гражданской специальности. До 2016 года он составлял 6 лет, однако предусмотрено его повышение на 1 год ежегодно. Таким образом, в 2019 году он составляет уже 10 лет.

Еще больше информации по вопросу предлагаем посмотреть в видео-сюжете:

Военнослужащие, исходя из рода своей деятельности, связанной с повышенной опасностью для жизни, имеют целый ряд льгот и преференций по вопросам, связанным с пенсионным обеспечением. Они вправе рассчитывать на выплаты от МО по достижении выслуги лет. Дополнительно, как и все граждане РФ, они могут получать и вторую, гражданскую, если после окончания службы трудились на гражданских должностях. Для военнослужащих, не прослуживших 20 лет по уважительным причинам, предусмотрено назначение смешанных выплат.

Расчет ее суммы состоит из многих слагаемых и производится по следующей формуле:

Используя данную формулу, можно рассчитать пенсию военнослужащему по следующему алгоритму:

  1. Складываются значения выплат по должности (ОВД), выплат по званию (ОВЗ), и надбавки за выслугу (НВЛ).
  2. Полученная сумма умножается на фиксированный понижающий коэффициент. На данный момент он составляет 72,23.
  3. Затем, при условии полной выслуги (20 лет), года работы сверх выслуги (N) умножается на 50%, при этом за каждый последующий год добавляется еще 3%. Если же расчет происходит для смешанной пенсии, будет прибавляться не 3%, а 1% за каждый год переработки.
  4. Оба полученных значения умножаются друг на друга.
  5. К полученному значению прибавляется президентская надбавка (ПД), индексирующаяся каждый год.
  6. Общее значение умножается на районный коэффициент (РК), который определяется исходя из местности прохождения службы.

Льготное пенсионное обеспечение военнослужащих за выслугу лет приводит к тому, что в силу еще молодого и трудоспособного возраста они нередко продолжают работать на «гражданке». Соответственно, такие люди становятся участниками системы ОПС, а значит могут рассчитывать на получение второй пенсии. О том, что собой представляет вторая пенсия работающим военным пенсионерам, и при каких условиях она назначается, читайте в нашей статье.

В России есть три категории пенсий – страховые, социальные и государственные, и в каждой из категорий есть по три вида – по старости, по инвалидности и по потере кормильца. Получать две пенсии одного вида нельзя, поэтому даже в тех редких случаях, когда пенсионер имеет право на две пенсии, это будут две разные пенсии. Чаще всего пенсионеры, которые имеют право на две пенсии, получают одну страховую и одну государственную выплату.

Российская и белорусская пенсии

Международные соглашения об условиях выплаты пенсий гражданам – очень сложные документы, но именно они определяют, на какое государство возлагается ответственность по выплате пенсий тем, кто успел поработать в 2-3 странах и остался жить на пенсии в одной из них. Самым первым таким было Соглашение стран СНГ – по нему пенсию выплачивает та страна, где фактически проживает пенсионер (но с учетом стажа, который он заработал в других странах – участницах Соглашения). Похожие документы Россия подписала с рядом других стран.

Но еще в 2006 году между Россией и Белоруссией было подписано новое Соглашение, которое ввело новый принцип выплаты пенсий – каждая страна выплачивает свою часть пенсии. Работает все это так:

  • за стаж в советский период пенсию платит та страна, где фактически живет пенсионер;
  • за период после 13 марта 1992 года пенсию платит та страна, где работал человек;
  • если у пенсионера достаточно стажа и пенсионных прав, он может оформить пенсию в той стране, где живет – и ему зачтут стаж в другой стране (но в случае со стажем в России это работает только до 2002 года).

Другими словами, имея достаточно стажа в России и Белоруссии, пенсионер будет получать пенсию от обеих стран (хотя фактически выплачивать ее будет та страна, где он живет – а потом Пенсионные фонды проведут взаиморасчеты на межгосударственном уровне).

А с 2021 года вступило в силу соглашение на уровне ЕАЭС – в него входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия. Условия несколько отличаются от соглашения РФ и РБ – по соглашению ЕАЭС принцип «каждая страна платит за трудоустройство в ней» работает только с момента вступления в силу документа (то есть, только с 2021 года). За предыдущие годы пенсии будут начисляться, как и раньше, кроме Белоруссии.

Читайте также:  Какие документы подтверждают право собственности на квартиру в 2022 году?

Правда, в этом соглашении есть и новшество – при невозможности подтверждения зарплаты в другой стране (из списка ЕАЭС) Россия готова добавить по 1 пенсионному баллу за каждый год работы – это поможет выйти на пенсию и получить за этот стаж хоть что-то.

Физические лица могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления непосредственно либо через доверенное лицо.

Обращение за пенсией — это процедура подачи гражданином заявления в территориальный орган ПФР о назначении пенсии. Днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами. Перечень документов для назначения пенсии представлен на официальном сайте ПФР.

По желанию гражданина заявление со всеми необходимыми документами может быть подано в ПФ путем отправке по почте. В этом случае днем обращения за пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.

Факт и дата приема заявления и необходимых документов от гражданина, обращающегося за пенсией, подтверждается распиской-уведомлением, выдаваемой территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. В том случае, если заявление и необходимые документы поступили по почте, расписка-уведомление направляется в адрес заявителя по почте.

Важно отметить, что граждане подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган ПФР по месту жительства.

В тех случаях, когда лицо, которому назначается пенсия, является несовершеннолетним или недееспособным, заявление подается по месту жительства его родителя (усыновителя, опекуна, попечителя). При этом, если родители (усыновители) ребенка проживают раздельно, то заявление подается по месту жительства того из родителей (усыновителей), с которым проживает ребенок.

Заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом ПФР и до наступления пенсионного возраста гражданина, однако не ранее чем за месяц до возникновения права на эту пенсию.

По результатам рассмотрения заявления гражданина, срок которого 10 дней, территориальный орган ПФР производит расчет размера пенсии и выносит соответствующее решение.

Заявление о назначении трудовой пенсии (либо о переводе на трудовую пенсию или с одного вида трудовой пенсии на другой) рассматривается не позднее чем через 10 дней со дня приема этого заявления со всеми необходимыми документами либо со дня представления недостающих документов для назначения пенсии.

В случае отказа в удовлетворении указанного заявления орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не позднее чем через пять дней после вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причины отказа и порядка его обжалования и одновременно возвращает все документы.

В случае несогласия гражданина, обратившегося за пенсией, с решением, вынесенным территориальным органом ПФР, по его заявлению данное решение может быть обжаловано.

Какие категории граждан имеют право на одновременное получение двух пенсий дайте развернутый ответ

Статья 3. Право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом

1. Право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют:

граждане Российской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом для различных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению;

2. Гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом.

С 01.01.2022 ст. 3 дополняется п. 2.1 (ФЗ от 26.05.2021 N 153-ФЗ). См. будущую редакцию.

3. Право на одновременное получение двух пенсий предоставляется:

1) гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и страховая пенсия по старости;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) участникам Великой Отечественной войны. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная статьей 16 настоящего Федерального закона, и страховая пенсия по старости;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 21.06.2010 N 122-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ, от 27.12.2018 N 536-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) вдовам военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившим в новый брак. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и страховая пенсия по старости (инвалидности), или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и социальная пенсия, предусмотренная статьей 18 настоящего Федерального закона (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца), или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и пенсия за выслугу лет (по инвалидности), предусмотренная Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»;

(в ред. Федеральных законов от 21.12.2006 N 239-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 21.06.2010 N 122-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ, от 27.12.2018 N 536-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) гражданам, указанным в подпункте 11 пункта 1 статьи 10 настоящего Федерального закона. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 3 (с применением пункта 4) статьи 17 настоящего Федерального закона, и страховая пенсия по старости (инвалидности) или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 3 (с применением пункта 4) статьи 17 настоящего Федерального закона, и социальная пенсия, предусмотренная статьей 18 настоящего Федерального закона (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца);

(в ред. Федеральных законов от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», и гражданам, награжденным знаком «Житель осажденного Севастополя». Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная статьей 16 настоящего Федерального закона, и страховая пенсия по старости;

(пп. 6 введен Федеральным законом от 25.11.2006 N 196-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 216-ФЗ, от 22.12.2020 N 431-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) членам семей погибших (умерших) граждан из числа космонавтов, предусмотренных статьей 7.1 настоящего Федерального закона. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная статьей 17.1 настоящего Федерального закона, и любая другая пенсия, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца).

(пп. 7 введен Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

4. Пенсии, предусмотренные настоящим Федеральным законом, устанавливаются и выплачиваются независимо от получения накопительной пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ «О накопительной пенсии».

(п. 4 в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Федеральные государственные гражданские служащие имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет, предусмотренной настоящим Федеральным законом, и доли страховой пенсии по старости, устанавливаемой к указанной пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».

(п. 5 в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О страховых пенсиях».

(в ред. Федеральных законов от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ, от 27.12.2018 N 536-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Граждане из числа космонавтов при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Федеральным законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О страховых пенсиях».

(п. 7 введен Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ, в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Читайте также:  С чего начать оформление инвалидности в 2023 году

8. Граждане из числа работников летно-испытательного состава имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет, предусмотренной настоящим Федеральным законом, и доли страховой пенсии по старости, устанавливаемой к указанной пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».

(п. 8 в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.01.2022 в п. 9 ст. 3 вносятся изменения (ФЗ от 26.05.2021 N 153-ФЗ). См. будущую редакцию.

9. Лицам, являющимся инвалидами, пенсия по инвалидности в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается на основании сведений об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре инвалидов, или документов, поступивших от федеральных учреждений медико-социальной экспертизы.

Главный плюс участия в программах НПФ — предоставление налогового вычета. Возврат части уплаченных средств можно оформить на внесенную сумму до 120 тыс. рублей в год. Например, если за 2019 год вы перечислили в НПФ 100 тыс. рублей, то в 2020 сможете вернуть 13 тыс. рублей.

Налоговый вычет оформляйте через подачу декларации 3-НДФЛ или через работодателя. Если хотите воспользоваться вычетом через работодателя деньги будут доступны уже в текущем году. Но 13% не будут удерживать только в случае, если взносы в НПФ переводят из заработной платы по вашему заявлению.

Существуют корпоративные программы софинансирования НПФ. В этом случае одну часть взносов выплачиваете вы, а вторую — компания, в которой вы работаете. Это добровольное решение работодателя, поэтому НПФ выбираете не вы, а компания. Вторую пенсию работники получают на таких же условиях, как если бы выплачивали взносы самостоятельно. Им полагаются и государственные выплаты, и корпоративные.

Какие документы могут потребоваться еще для оформления двойных пенсионных начислений?

Как уже было сказано выше, каждой категории граждан, которая претендует на получение одновременно 2-х пенсий, необходимо предоставить свой пакет документов.

Если человек является инвалидом, то помимо основного списка бумаг, ему следует подтвердить свой статус справкой об инвалидности, которую можно получить в бюро медико-социальной экспертизы. Выдача этой бумаги осуществляется после прохождения ежегодной специальной медицинской комиссии.

Чтобы подтвердить право на получение выплаты за потерю кормильца, претенденту следует доказать свои родственные связи или брачные узы с погибшим военнослужащим. Также ему потребуется передать в ПФ РФ свидетельство о регистрации смерти кормильца.

Для получения 2-ой пенсии военным пенсионерам следует доказать трудовой стаж и передать справку, где указана дата назначения пенсионных начислений, длительность службы и другого вида деятельности.

Вдовы военных пенсионеров

Женщины, которые посвятили себя семье и ездили с мужем-военным по гарнизонам, часто не заработали достойную пенсию. После смерти супруга они остаются фактически без средств к существованию. Поэтому на законодательном уровне государство оставило им возможность претендовать на пенсионные выплаты и от мужа на основании ФЗ № 4468-1, то есть на пенсию от Минобороны, от другого военного ведомства.

Условия начисления:

  • смерть военного пенсионера наступила в период, когда деньги ему уже выплачивались;
  • причиной смерти стали раны, болезни, приобретенные в период военной службы;
  • у вдовы есть ребенок до 14 лет (общий с усопшим);
  • женщина на инвалидности, достигла выхода на пенсию;
  • вдове исполнилось 50 лет.

Если общий с умершим ребенок еще не достиг возраста 8 лет, то на него положена пенсия по потере кормильца. Если женщина также находилась на иждивении мужа, то и она имеет право на пенсию по его потере.

Пенсия от военной организации может начисляться вдове к уже существующим: страховой, социальной (кроме по потере кормильца), инвалидной или государственной. Также женщина имеет право получить страховую выплату, если покойный уже получал страховую выплату по возрасту или по инвалидности.

Не разработано законодательство, согласно которому можно установить максимум\минимум значений в конкретных цифрах размера страхового взноса и зарплаты, которые напрямую влияют на сумму второй пенсии.

Для расчета трудовой пенсии в ПФР берут личные данные каждого военного пенсионера. Все решается индивидуально, невозможно все данные систематизировать или обобщить. Поэтому потенциальному получателю второй пенсии нужно будет обратиться в местный отдел ПФ РФ, принести документы и попросить рассчитать свою сумму.

Как оформить для разных категорий

Бывшие военнослужащие обращаются в ПФР, пишут заявление, собирают минимальный пакет документов (паспорт, СНИЛС, трудовая книжка, справку, подтверждающую военную выплату). Возможны иные бумаги, которые подтверждают стаж в тяжелых условиях и пр.

Вдовы должны встать на учет в военкомат, в учреждение, где был военным умерший. Пакет документов включает в себя бумаги, подтверждающие статус семьи и наличие детей, иные (инвалидность, пенсию и т.п.). Далее они идут в ПФ РФ.

Чернобыльцы и космонавты также должны обращаться в местное отделение ПФ РФ. Они имеют право на вторую пенсию, только если у них есть инвалидность, полученная на месте прохождения службы. Также они могут претендовать и на страховое обеспечение, в том числе – досрочное.

На заметку. В РФ, как и во многих других странах, действует смешанная пенсионная система. По-другому она называется распределительно-накопительной. Часть отчислений граждане (или компании, в которых они работают) вносят в государственный пенсионный фонд страны. Это так называемая базовая часть. Впоследствии эти средства будут начисляться по государственной программе пенсионного обеспечения. За счет другой части денег формируется их индивидуальная накопительная часть.

Размер пособий и число граждан, которые получают социальные выплаты, во многом зависит от экономических возможностей государства и определяется целым рядом факторов: налоговой политикой, уровнем инфляции, демографическими и иными показателями.

Рассмотрим, как устроена российская пенсионная система, виды материального обеспечения, как работают ПФР и негосударственные фонды. Постараемся ответить на вопрос о том, как повысить размер будущего пособия тем, кто сегодня официально трудоустроен. Кратко расскажем о повышении возраста для мужчин и женщин, а также то, в каком направлении будет идти пенсионная реформа в дальнейшем.

Понятие и виды государственных пенсий

Законом о государственном пенсионном обеспечении в соответствии с Конституцией РФ установлены основания возникновения права на пенсию по государственному обеспечению и порядок ее назначения, круг лиц, имеющих право на их получение, виды пенсий, их финансирование за счет средств федерального бюджета; условия и нормы пенсионного обеспечения охватываемых категорий граждан, установленных законодательством РФ. Данный Федеральный закон фактически является кодифицирующим законодательным актом, объединяющим в себе нормы о пенсионном обеспечении, содержащиеся в различных законах и иных нормативных правовых актах.

Право на государственную пенсию возникает в связи с:

  • — длительным выполнением государственной службы различных видов в системе органов государственной власти;
  • — наличием у отдельных категорий граждан, боевых и иных особых заслуг перед государством;
  • — необходимостью компенсации вреда, нанесенного здоровью лицам в результате радиационных аварий и техногенных катастроф;
  • — потребностью предоставления материальной помощи гражданам, не приобретшим права на трудовую пенсию.

Пенсия (от латинского pension – платёж) – регулярная и, как правило, пожизненная денежная выплата нетрудоспособным гражданам со стороны государства или иных субъектов в качестве основного источника средств существования, назначаемая в установленном законом случаях: при достижении ими определенного пенсионного возраста, при установлении инвалидности, в случае смерти кормильца, а также в связи с профессиональной длительной деятельностью. Является формой социальной защиты населения. [6]

В ст. 2 Закона «О страховых пенсиях» впервые в истории отечественного пенсионного законодательства дано правовое определение понятия «страховые пенсии». Страховые пенсии – ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им страховой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Законом о страховых пенсиях. [7]

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению – ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение, которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Негосударственная пенсия – денежные средства, регулярно выплачиваемые участнику в соответствии с условиями пенсионного договора. Как правило, носит дополнительный характер по отношению к государственной пенсии, хотя в последнее время институт негосударственной пенсии все более обосабливается в отдельную категорию социальных выплат. В России институт негосударственной пенсии получил распространение сравнительно недавно, с 1993 г. [8]

Таким образом, пенсия – регулярная и, как правило, пожизненная денежная выплата нетрудоспособным гражданам со стороны государства или иных субъектов в качестве основного источника средств существования, назначаемая в установленном законом случаях: при достижении ими определенного пенсионного возраста, при установлении инвалидности, в случае смерти кормильца, а также в связи с профессиональной длительной деятельностью. Является формой социальной защиты населения.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *