Классификатор основных средств по амортизационным группам

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Классификатор основных средств по амортизационным группам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Распределение легкового транспорта по соответствующим группам зависит от класса автомобиля, объема двигателя, предназначения. Грамотное определение того, к какой амортизационной группе относится легковой автомобиль, позволит бухгалтеру точно рассчитать сумму износа, а значит, начислить налоговые платежи в бюджет согласно требованиям налогового законодательства РФ.

Когда следует начинать

Если исходить из бухгалтерского учёта, то по действующим правилам амортизацию ТС следует начислять с первого числа месяца, следующего за месяцем взятия амортизируемого автомобиля на бухучёт.

Если же говорить про налоговый учёт, то здесь ситуация несколько иная. Вычисленная норма амортизации для автомобиля начинает начисляться также с первого числа месяца, но после того месяца, когда транспортное средство было уже введено в эксплуатацию.

Для расчётов может применяться как стандартная, так и ускоренная амортизация для авто, вне зависимости от того, к какой группе относится автомобиль. Это важная процедура, от которой во многом зависит прозрачность бухгалтерского и налогового учёта компании.

Важно добавить, что факт проведения процедуры регистрации транспортного средства в отделении ГИБДД при начислении амортизации роли не играет.

Требуется вовремя приступить к амортизации согласно действующим нормам и законам. В противном случае могут возникнуть проблемы при дальнейших проверках.

Стоимость автотранспортных средств погашается посредством начисления амортизации (пункт 17 ПБУ 6/01)

Пунктом 49 Методических указаний N 91н уточнено, что посредством начисления амортизации погашается стоимость основных средств, находящихся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, включая объекты основных средств, переданные в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление.

Не начисляется амортизация по объектам основных средств некоммерческих организаций. По таким объектам на забалансовом счете производится обобщение информации о суммах износа, начисляемого линейным способом.

Начисление амортизации по автомобилям, сданным в аренду, производится арендодателем. Если автомобиль входит в состав имущественного комплекса, переданного в аренду по договору аренды предприятия, амортизация по ним начисляется как по иным объектам, находящимся у организации на праве собственности.

Если автомобиль является предметом договора финансовой аренды (лизинга), то амортизация по нему начисляется либо лизингодателем, либо лизингополучателем в зависимости от условий договора (п. 50 Методических указаний N 91н).

Начинать начисление амортизации по автотранспортному средству следует с 1 числа месяца, следующего за месяцем его принятия к бухгалтерскому учету, и производить до полного погашения его стоимости либо списания его с бухгалтерского учета (п. 21 ПБУ 6/01). Например, если автомобиль принят к учету в феврале, то начисление амортизации по нему следует начинать в марте.

Прекращать начисление амортизации следует с 1 числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости автомобиля либо его списания с бухгалтерского учета (п. 22 ПБУ 6/01). То есть если стоимость автомобиля погашена в феврале, с 1 марта амортизация по нему уже не начисляется.

Четвертая группа (имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно)

14 2915070
Средства подъемно-транспортные прочие 
(автопогрузчики)
14 2944000
Машины и оборудование для коммунального 
хозяйства, включая оборудование для
пожаротушения (автомашины специальные
для коммунального хозяйства и машины
пожарные 14 3410000)
14 3440000
Оборудование гаражное и автозаправочное. 
Машины и оборудование для ремонта и
обслуживания автомобилей.
Средства транспортные
15 3410114
Автомобили легковые малого класса для 
инвалидов
15 3410020
Автомобили грузовые, дорожные тягачи 
для полуприцепов (автомобили общего
назначения: бортовые, фургоны,
автомобили-тягачи; автомобили-самосвалы
Кроме 15 3410191,
15 3410195 -
15 3410197,
15 3410211 -
15 3410216
15 3410270 -
15 3410283
Автобусы средние и большие длиной до 
12 м включительно
15 3410300 -
15 3410302
Автобусы прочие 
15 3410032
Троллейбусы 
15 3410361
Автоцистерны для перевозки 
нефтепродуктов, топлива и масел;
химических веществ
15 3410380 -
15 3410449
Автомобили специализированные для 
лесозаготовок; специализированные
прочие; специальные прочие, кроме
включенных в группировку 14 3410040

Методы начисления амортизации

В целях налогообложения прибыли амортизация начисляется двумя методами (п. 1 ст. 259 НК РФ):

Читайте также:  Продажа квартиры с долями несовершеннолетних детей в 2023 году

линейным;

нелинейным.

Сумма амортизации определяется ежемесячно и по каждому автотранспортному средству начисляется отдельно (п. 2 ст. 259 НК РФ).

Расходы в размере не более 10% первоначальной стоимости автомобиля (за исключением автомобилей, полученных безвозмездно) могут быть включены в состав расходов отчетного (налогового) периода. В аналогичном порядке могут быть включены в расходы отчетного (налогового) периода и расходы, осуществленные в случае дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения (п. 1.1 ст. 259 НК РФ).

В отношении собственных автотранспортных средств начисление амортизации начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда автотранспортные средства были введены в эксплуатацию.

Способ вычисления СПИ в налоговой документации по Классификатору

В Постановлении Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» можно увидеть Классификатор СПИ согласно амортизационным группам транспорта.

Все транспортные средства относятся к отдельным амортизационным группам, на номер группы влияет тип ТС, размер, мощность, сфера эксплуатации.

У всех автомобилей СПИ может варьироваться от двух до девяти лет.

Классификатор СПИ ТС можно представить в качестве следующей таблицы:

№п/п Амортизационная группа СПИ, лет Вид транспорта
1 2 от двух до трех Грузопассажирские подъемники с платформами
2 3 от трех до пяти
  1. Легковой автотранспорт объемом двигателя до 3,5 литров;
  2. Автобусы с габаритами не более 7, 5 метров;
  3. Грузовики вместимостью до 3,5 тонн;
  4. Спец. автомобили, которые не входят в другие амортизационные группы.
3 4 от пяти до семи
  1. Автомобили, используемые инвалидами;
  2. Средние и большие автобусы, длина которых не более 24 метров;
  3. Автобусы, следующие по междугородному маршруту;
  4. Троллейбусы;
  5. Самосвалы, тягачи, фургоны с любой массой;
  6. Специализированный автотранспорт: коммунальная спецтехника, катафалки, бензовозы и прочие;
  7. Спецтранспорт спец. служб: полиция, скорая, спасатели, пожарные;
  8. Спец. машины, перевозящие нефтяную продукцию и газ.
4 5 от семи до девяти
  1. Легковые машины с объемом двигателя более 3,5 литров;
  2. Автобусы от 16,5 метров до 24 метров, кроме тех, которые указаны в четвертой амортизационной группе;
  3. Грузовики с грузоподъемностью от 3,5 до 12 тонн;
  4. Спецтехника: мусоровозы, гидроподъемники;
  5. Прицепы и полуприцепы.

Как новому собственнику определить срок полезного использования бывшего в употреблении имущества

Срок полезного использования может быть определен как установленный предыдущим собственником этого ОС срок их полезного использования, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником.
При этом согласно пункту 12 статьи 258 Налогового кодекса приобретенные организацией объекты амортизируемого имущества, бывшие в употреблении, включаются в состав той амортизационной группы (подгруппы), в которую они были включены у предыдущего собственника (п. 7 ст. 258 Налогового кодекса).

Поэтому, организация вправе определить норму амортизации по приобретенным основным средствам, бывшим в употреблении, исходя из срока полезного использования, определенного в рамках той амортизационной группы, в которую они были включены у предыдущего собственника, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации их предыдущим собственником.

Еще по теме:

Особенности учета использованного имущества

Основное средство «секонд хенд». Как определить норму амортизации?

Вычисление по уменьшаемому остатку

Это ускоренная амортизация. Первые годы размер списания начальной цены начисляются более масштабными темпами, чем в дальнейшие. Самая первая цифра – годовые отчисления. Она соответствует итоговой стоимости машины на начало учетного года. Месячная сумма соответствует 1/12 ее части. Для формулы применяется коэффициент ускорения. Пример.

ООО «Автоуслуги» приобрело автобус ГАЗ-«Круиз» для междугородних перевозок за 2 550 000 руб., и уплатило за регистрацию транспорта 5 000 руб. Срок службы автобуса ограничен 8 годами. Общество решило вычислять амортизацию нового автобуса по уменьшаемому остатку. Норма отчислений: 2 : 8 х 100% = 25% ежегодно. Расчет:

Читайте также:  Льготы и гарантии для людей с инвалидностью
Год Расчет Ежегодная амортизация
1 2 555 000 х 25% 638 750
2 (2 555 000 – 638 750) х 25% 479 062, 5
3 (2 555 000 – 638 750 – 479 062, 5) х 25% 359 296
4 (2 555 000 – ….– 359 296) х 25% 269 472
5 (2 555 000 –….– 269 472) х 25% 201 933
6 (2 555 000 –…. — 201 933) х 25% 151 621
7 (2 555 000 –….– 151 621) х 25% 113 716
8 (2 555 000 –….– 113 716) 85 287
Итого 2 299 137,5

Путем такого расчета начальная стоимость не будет полностью списанной (2 555 000 – 2 299 137,5 = 255 862,5). Министерство финансов разрешает отнести эту сумму к расходам последнего месяца пользования автобусом.

Амортизация при налоговых режимах

При применении спецрежимов налогообложения могут появиться следующие особенности:

УСН ЕНВД ЕСХН
При «доходы-расходы» в убыток вводится выплаченная стоимость транспорта, пущенного в эксплуатацию. Цена ОС уходит в расходы в продолжение текущего года. В последнем квартале списание происходит единовременно При закупке основного средства НДС уходит через амортизацию. При его дальнейшей продаже НДС «вмененщику» придется уплатить. Амортизационные суммы на возмещение цены ОС подлежат учету. А траты на модернизацию не подлежат обязательному отражению в документах

Можно ли ТС отнести к энергоэффективному имуществу?

Основы обеспечения энергетической эффективности заложены в Федеральном законе от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Им предусмотрено определение класса энергетической эффективности для товаров. Подзаконным актом — Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1222 утвержден Перечень видов товаров, в технической документации которых должен быть указан класс энергетической эффективности. В числе таких товаров упомянуты холодильники, стиральные машины, кондиционеры, посудомоечные машины, лампы электрические, телевизоры, электродуховки, лифты пассажирские и грузопассажирские. Транспортных средств в этом списке нет. Причем все названные позиции являются товарами бытового назначения, предназначенными для применения в личных целях.

Как применять специальные коэффициенты?

Лучше этот вопрос рассмотреть на практических примерах, но перед тем, как к ним переходить, скажем, что в силу п. 13 ст. 258 НК РФ применение к нормам амортизации объектов амортизируемого имущества повышающих (понижающих) коэффициентов влечет за собой соответствующее сокращение (увеличение) срока полезного использования таких объектов. Данный показатель амортизируемого имущества должен быть установлен налогоплательщиком самостоятельно (с учетом применяемых коэффициентов к основной норме амортизации) на дату ввода в эксплуатацию объекта и может быть изменен только в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом .

См. Письмо Минфина России от 09.09.2013 N 03-03-06/1/37022.

При применении линейного метода начисления амортизации сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении амортизируемого имущества определяется как произведение его первоначальной (восстановительной) стоимости и нормы амортизации. Норма амортизации по каждому объекту амортизируемого имущества определяется по формуле (п. 2 ст. 259.1 НК РФ):

,

где K — норма амортизации в процентах к первоначальной (восстановительной) стоимости объекта амортизируемого имущества;

n — срок полезного использования амортизируемого имущества, выраженный в месяцах (без учета сокращения срока применением повышающих коэффициентов).

Амортизационная группа и срок полезного использования для легковой машины

Для корректного подсчета амортизации можно воспользоваться указанной ниже таблицей. В ней указаны:

  • виды транспортных средств;
  • соответствующая амортизационная группа (АГ);
  • СПИ;
  • коды ОКОФ.

Для легковых автомобилей взяты следующие группы СПИ:

  • 3 (срок 3-5 лет);
  • 4 (срок 5-7 лет);
  • 5 (срок 7-10 лет).

Сводная таблица:

Вид автотранспорта Его характеристики ОКОФ Амортизационная группа СПИ (в годах)
Легковое ТС. Объем двигателя не более 3,5 л. 310.29.10.21/310.29.10.22. 3 От 3 до 5.
Легковое ТС. Объем двигателя более 3,5 л. 310.29.10.24. 5 От 7 до 10.
Легковое ТС. Дизельный или полудизельный ДВС. 310.29.10.23. 5 От 7 до 10.
Легковое ТС малого класса. Предназначено для перевозки людей с инвалидностью. Мощностные показатели ДВС не учитываются. 310.29.10.24. 4 От 7 до 10.
Грузовое ТС. С допустимой массой не более 3.5 тонн. С дизельным или бензиновым ДВС.
  • 310.29.10.41.111 (дизельные ДВС).
  • 310.29.10.42.111 (бензиновые ДВС).
3 От 3 до 5.
Читайте также:  Парковка для людей с инвалидностью: как получить разрешение и оформить парковку

Согласно КОАП РФ, легковым транспортным средством является автомобиль с заявленной массой не более 3.5 тонн. Машины с большей массой относят к грузовому транспорту.

Опираясь на данные таблицы, можно сделать расчет амортизации.

Методы расчета амортизации

Существует несколько методов расчета амортизации:

    Линейный. Суть метода заключается в том, что отчисления равномерно выполняются на всем протяжении срока эксплуатации. Списание происходит равными суммами. Способ отличает масса преимуществ: простота, комфорт, одинаковое распределение скопившейся амортизации. Однако присутствует и относительный минус: данный метод не подходит компаниям, которые желают оплатить больший процент износа в начале эксплуатации ТС. Способ не позволяет провести учет моментального ремонта машины, которая подверглась моральному износу.

Для расчета используется формула:
среднегодовая стоимость основных средств * норма амортизации ТС/100%.

Метод уменьшаемого остатка. Наибольшие отчисления выполняются в начале эксплуатации ТС. Это ускоренный метод амортизации. Разумность способа объясняется тем, что в начале использования производительность машины выше. Со временем она снижается. Поэтому целесообразно проводить амортизацию именно в первые годы эксплуатации. Для произведения расчетов потребуются следующие вводные данные: изначальная и остаточная стоимость, продолжительность полезного использования.

Методы расчета амортизации

Существует несколько методов расчета амортизации:

  • Линейный. Суть метода заключается в том, что отчисления равномерно выполняются на всем протяжении срока эксплуатации. Списание происходит равными суммами. Способ отличает масса преимуществ: простота, комфорт, одинаковое распределение скопившейся амортизации. Однако присутствует и относительный минус: данный метод не подходит компаниям, которые желают оплатить больший процент износа в начале эксплуатации ТС. Способ не позволяет провести учет моментального ремонта машины, которая подверглась моральному износу.
    Для расчета используется формула: среднегодовая стоимость основных средств * норма амортизации ТС/100%.
  • Метод уменьшаемого остатка. Наибольшие отчисления выполняются в начале эксплуатации ТС. Это ускоренный метод амортизации. Разумность способа объясняется тем, что в начале использования производительность машины выше. Со временем она снижается. Поэтому целесообразно проводить амортизацию именно в первые годы эксплуатации. Для произведения расчетов потребуются следующие вводные данные: изначальная и остаточная стоимость, продолжительность полезного использования.
    Для проведения расчетов используется следующая формула: остаточная цена на начало периода * норма износа * коэффициент форсирования/100%.
  • Метод отчисления по сроку полезного использования объекта. Способ похож на предыдущий. Это ускоренный метод, при котором наибольшие списания проводятся в начале эксплуатации. Основа вычислений – начальная стоимость ТС, при которой авто принималось к учету.
    Для расчетов применяется следующая формула: начальная стоимость ТС * норма амортизации.

    Норма износа определяется в зависимости от периода использования авто. Рассматриваемая методика обычно применяется именно для ТС. Норма амортизации выражается в процентах от изначальной стоимости авто на каждую 1000 пробега.

Организация вправе выбрать любой из существующих методов. Но нужно учитывать, что после ввода авто в эксплуатацию изменить выбранный способов будет нельзя.

Срок амортизации легкового автомобиля

Для автомобилей, введенных в эксплуатацию с 1 января 2017 года (см. таблицу)

Вид автомобиля

Код согласно классификации

Срок полезного использования

Амортизационная группа

Легковой автомобиль с бензиновым двигателем объемом до 3,5 л включительно

свыше 3 лет до 5 лет включительно

Третья

Легковой автомобиль с бензиновым двигателем объемом более 3,5 л

свыше 7 лет до 10 лет включительно

Пятая

Легковой автомобиль с дизельным двигателем

свыше 7 лет до 10 лет включительно

Пятая

Грузовой автомобиль с максимальной массой не более 3,5 т

свыше 3 лет до 5 лет включительно

Третья

Грузовой автомобиль с максимальной массой более 3,5 т

свыше 7 лет до 10 лет включительно

Пятая

Самосвалы и прочие грузовые автомобили независимо от их максимальной массы

свыше 5 лет до 7 лет включительно

Четвертая

Если автомобиль был введен в эксплуатацию до 2017 года, то его срок полезного использования и амортизационную группу не меняют (Письмо Минфина России от 08.11.2016 № 03-03-P3/65124).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *