Статья 20.1 КоАП РФ. Мелкое хулиганство

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 20.1 КоАП РФ. Мелкое хулиганство». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Необходимо знать, что ключевым наказанием за нарушения действующего на территории страны законодательства в части, которая касается общедоступных территорий, считается денежный штраф. Его размер, как правило, варьируется в зависимости от разновидности проступка. Кстати, за мелкое хулиганство, которое совершено в общественном месте, может «светить» и административный арест.

Правила поведения в общественных местах и связанные с этим ограничения

Вполне естественно, что права и свободы человека и гражданина, в том числе пределы его поведения в общественных местах, могут быть ограничены законом. Это прямо закреплено в Конституции Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55).

Указанная норма логично соотносится с ч. 3 ст. 17 Конституции, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Наиболее важными среди нормативных актов, регламентирующих правила пребывания людей в общественных местах, можно назвать Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. ст. 6.24, 20.1, 20.20, 20.21, 20.2.2).

Съемка в общественных местах

Ваше основное право на самом деле довольно простое: если вы находитесь в общественном месте, и вы можете увидеть его, вы можете сфотографировать его. Это означает, что пока вы находитесь в общественном месте, вы можете легально сделать практически любую фотографию. Однако, если вы используете телеобъектив, параболический микрофон или скрытую камеру, чтобы сделать снимок частной собственности, когда вы стоите в публичной собственности, у вас может возникнуть проблема, если кто-то в этой собственности рассчитывает на конфиденциальность. Итак, что представляет собой общественное место? Большинство мест очевидно: парк, улица, футбольное поле — это, несомненно, законные места для фотографирования всего происходящего. Но как насчет всех тех фотографий из инстаграм из еды, которые ты сделал в бизнесе? Это немного по-другому.

Как правило, если частная собственность открыта для публики (например, ресторан, магазин розничной торговли, туристические зоны и т. Д.), Вам разрешается фотографировать и снимать видео, если оно явно не размещено где-то в помещении, которое вы не можете. В большинстве случаев можно предположить, что вам разрешено делать фотографии и видео в магазине, который прямо не запрещает это. Однако, если владелец собственности (или сотрудник магазина) говорит вам остановиться, вы должны остановиться. Что еще более важно, используйте здравый смысл и оцените ситуацию и окружающую среду прежде, чем сделать снимки.

Это касается и гражданской журналистики. Если вы видите несчастный случай, который вы хотите записать, проступок государственного служащего или даже контрольно-пропускные пункты , вы можете делать это, если вы не вмешиваетесь в полицейские или медицинские операции. Что касается Министерства юстиции, то вам также разрешено снимать видео или снимать полицейских, если они находятся на государственной территории . Видеосъемка полицейских по-прежнему сложная ситуация без конкретного решения, но суды склоняются к защите вашего права на кинопоказчиков.

Как и в большинстве законов, вы найдете некоторые исключения из правил. Фотографирование на любой четко обозначенной частной собственности считается незаконным. Что касается государственной собственности, то вы в основном в порядке, однако вы не можете фотографировать большинство военных баз или внутри большинства зданий суда. Несколько других больших предостережений существуют также.

То, что некоторые места являются публичными, не делает их законными для фотографирования. Например, ванная комната является общественным местом, но люди ожидают уединения в ванной, поэтому фотографии, как правило, не очень хорошая идея. Это также имеет место в любом другом месте, где люди могут ожидать уединения, в том числе в таких местах, как собрания АА или кабинеты врачей.

То же самое касается фотографий людей в приватном пространстве, где они ожидают приватности, даже если вы находитесь в общественной собственности. Таким образом, если вы можете видеть в окне своего соседа с тротуара, пока он принимает душ, вы не сможете сделать этот снимок, даже если вы находитесь в общественной собственности (и, возможно, вы захотите сказать своему соседу закрыть шторы). Общее правило в основном состоит в том, что если вы не хотите, чтобы кто-то тайно фотографировал вас в полуприватном месте, вероятно, не стоит делать свою собственную фотографию. Эти правила могут варьироваться от законодательстве субъектов РФ, поэтому проверьте местные законы, прежде чем вы будете помечены как «подглядывание». Если вас поймают, когда вы фотографируете, вы не должны этого делать или если вас обвиняют в том, что вы делали нелегальную фотографию, когда вы в чистоте, ваш ответ должен быть примерно таким же.

Правила поведения в общественных местах и связанные с этим ограничения

Вполне естественно, что права и свободы человека и гражданина, в том числе пределы его поведения в общественных местах, могут быть ограничены законом. Это прямо закреплено в Конституции Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55).

Читайте также:  Отчетность в Росприроднадзор в 2023 году

Указанная норма логично соотносится с ч. 3 ст. 17 Конституции, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Наиболее важными среди нормативных актов, регламентирующих правила пребывания людей в общественных местах, можно назвать Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. ст. 6.24, 20.1, 20.20, 20.21, 20.2.2).

Ответственность за нарушение правил поведения в общественных местах

Что касается административных правонарушений, которые не связаны с употреблением алкоголя или табака в общественных местах, то наиболее распространенными являются правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 20.1 КоАП РФ, которой установлена ответственность за мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.

С объективной стороны мелкое хулиганство представляет собой действие, нарушающее общественный порядок и спокойствие граждан. Такими действиями являются нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам, уничтожение или повреждение чужого имущества.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 ноября 2007 года N 45, явное неуважение лица к обществу выражается в умышленном нарушении общепризнанных норм и правил поведения, продиктованном желанием виновного противопоставить себя окружающим, продемонстрировать пренебрежительное отношение к ним. При этом важен именно умысел на противопоставление обществу, пренебрежение им.

В качестве примера из судебной практики можно привести решение Ставропольского краевого суда от 16.12.2015 по делу N 7-1343/2015. Суд установил, что выражение нецензурной бранью само по себе не образует состав мелкого хулиганства. Если конфликт произошел во дворе жилого частного дома, принадлежащего гражданину, а действия, основанные на личных неприязненных отношениях, произведены в отношении членов семьи, родственников, знакомых, сослуживцев по бытовым мотивам, то они не могут быть квалифицированы как мелкое хулиганство. Земельный участок, находящийся в пользовании физического лица, на котором расположен жилой дом, не является общественным местом применительно к требованиям действующего законодательства.

Административное право – одна из важнейших отраслей правовой системы РФ, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с практической реализацией исполнительной власти, или, в более широком понимании, – в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности.

Сущность административного права:

– является публичным правом, призванным обеспечить публичный интерес, регулируя отношения, связанные с управлением общественными процессами;

– нормы административного права обеспечивают интересы общества, государства, коллективов, права и интересы граждан и т. д.;

– составляет основу правового регулирования разнообразных общественных отношений.

В основе разделения отраслей права лежит предмет правового регулирования. В административном праве он включает в себя:

– управленческие отношения, в рамках которых реализуются задачи, функции и полномочия органов исполнительной власти и местного самоуправления;

– управленческие отношения внутриорганизационно-го характера, возникающие в процессе деятельности органов законодательной, судебной власти и органов прокуратуры;

– управленческие отношения внутриорганизационно-го характера в сфере негосударственных образований.

Воздействие административного права на общественные отношения:

– регулирует отношения во всех сферах общественных отношений – в экономике, административно-политической, социально-культурной и т. д.;

– определяет систему и структуру органов, задействованных в общественных отношениях;

– устанавливает правила поведения граждан, должностных лиц, организаций и других субъектов(правила в сфере торговли, дорожного движения, строительства и т. д.);

– за нарушение установленных правил нормами административного права предусматривается ответственность, закрепляется порядок привлечения к ответственности, порядок обжалования решений и т. д. Методом административно-правового регулирования является совокупность средств и способов воздействия на управленческие отношения, на поведение их участников.

Методы административного права: 1)метод власти-подчинения, согласно которому один участник административных правоотношений подчиняется другому, а другой осуществляет управление первым и вправе давать ему обязательные для исполнения указания;

2) метод рекомендации, при котором обязательных для исполнения указаний не дается, но предлагается вариант поведения, наиболее благоприятный в определенной ситуации;

3) метод согласования характерен лишь для субъектов, не находящихся в подчинении друг у друга, но при этом они могут быть неравноправны, например согласование порядка работы между двумя государственными органами, должностными лицами, разными по правовому статусу;

4) метод равенства – в некоторых источниках называется как подвид метода согласования;

5) метод дозволения – юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению;

6) метод запрета – возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.

Источники административного права – это внешние формы выражения административно-правовых норм, которыми являются различные по юридической силе нормативные правовые акты.

Виды источников административного права:

1. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ – включаются в систему источников норм административного права в соответствии с положениями ч. 4 ст. 15 Конституции РФ.

2. Конституция РФ, а также конституции и уставы субъектов Федерации – содержат нормы, имеющие определенную административно-правовую направленность, например нормы, устанавливающие основы организации и функционирования исполнительной власти и др.

3. Законы (федеральные, конституционные, основы законодательства, а также законы субъектов Федерации) – регулируют различные вопросы в сфере организации и деятельности федеральных органов исполнительной власти и т. д.

Читайте также:  Сколько стоит загранпаспорт в 2023 году: цены на новый/старый, срочно

4. Указы Президента РФ и нормативные правовые акты глав субъектов Федерации – определяют правовой статус федеральных органов исполнительной власти, которые находятся под руководством Президента РФ и глав субъектов Федерации (Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изм. и доп.)).

5. Постановление Правительства РФ и нормативные правовые акты правительств (администраций) субъектов Федерации – утверждают различного рода правила и порядок осуществления той или иной деятельности в сфере управленческой деятельности (Положение о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденное постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 330).

6. Нормативные правовые акты федеральных и региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления – регулируют различные сферы общественных отношений в соответствии с переданными государственно-властными полномочиями.

7. Публичные договоры – федеративные, административные договоры, соглашения между общефедеральными объединениями профсоюзов и т. д.

Формы источников административного права:

– правила – чаще всего обязательны для обеих сторон управленческого процесса, утверждаются, как правило, указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ;

– положения – делятся на предметные (группируют нормы, призванные регулировать определенную группу отношений, и органические);

– инструкции, порядки, методические указания (рекомендации);

– уставы – в данной форме группируется значительное количество норм;

– кодексы – группируют нормы института административной ответственности. Систематизация – это деятельность по упорядочению и совершенствованию нормативного материала путем его обработки и расположения по классификационным критериям, избираемым в соответствии с разрешаемыми этой деятельностью задачами.

Цель систематизации – упорядочение накопленного нормативно-правового материала с его последующим анализом, в результате чего определяются взаимосвязи законодательных актов, выявляются противоречия, дублирование, пробелы и другие недостатки; далее, как следствие, вместо нескольких законов разрабатывается комплексный закон в определенной сфере.

Субъектами любой отрасли права признаются участники общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли.

Субъект административного права – это лицо, которое является потенциальным участником административного правоотношения, отвечающее особым признакам, закрепленным в нормах административного права, обусловливающим возможность приобретать и реализовывать права и обязанности на основании таких норм.

Административно-правовой статус – это совокупность прав и обязанностей физического или юридического лица, закрепленных за субъектами нормами административного права.

Характерной особенностью административного права является огромное разнообразие субъектов административно-правовых отношений. Еще одной особенностью административного права является то, что в подавляющем большинстве случаев обязательным субъектом таких отношений выступают те, которые обладают определенными властными полномочиями по отношению к иным субъектам административно-правовых отношений. К числу таких властных субъектов относятся органы исполнительной власти, должностные лица, государственные служащие. В качестве субъектов административного права выступают Президент РФ, Правительство РФ, органы законодательной и судебной власти, местного самоуправления.

Необходимым условием участия в административно-правовых отношениях является наличие административной правосубъектности. Традиционно ее рассматривают в качестве взаимосвязи двух элементов: административной правоспособности и административной дееспособности.

Административная правоспособность представляет собой установленную законом возможность субъекта иметь права в сфере, регулируемой административным правом, вступать в различного рода административные правоотношения, приобретать права и нести обязанности. Признаки административной правоспособности:

– управленческая сущность;

– наличие специальных прав и обязанностей субъектов административного права;

– юридическая властность действий и распорядительность решений, принимаемых некоторыми субъектами административного права;

– реализация государственно-принудительных полномочий, мер административного принуждения;

– обеспечение защиты правоотношений, участниками которых являются граждане. Административная дееспособность – возможность и способность субъекта своими самостоятельными осмысленными действиями приобретать права, создавать и нести обязанности, а также нести ответственность за свои действия (в ряде случаев – и за бездействие). Иными словами, административная дееспособность означает возможность практической реализации административной правоспособности.

Виды субъектов административного права:

1) индивидуальные:

– граждане РФ;

– иностранные граждане;

– лица без гражданства;

– государственные служащие или должностные лица;

2) коллективные:

– государственные (органы исполнительной власти, государственные предприятия и учреждения, структурные подразделения органов исполнительной власти);

– негосударственные (общественные объединения, трудовые коллективы, органы местного самоуправления, коммерческие объединения).

Определение по закону: что включает в себя понятие общественного места

Анализ правовой базы РФ позволяет сделать вывод о том, что законодатель выделяет следующие характерные признаки, присущие местам общественного пользования, это:

  • Места частого, регулярного и единовременного посещения граждан.
  • Территории, не имеющие ограничений доступа для каких-либо определенных категорий граждан (например, объекты, где осуществляется строительство, не подпадают под определение общественного места, поскольку доступ на них является ограниченным, такие места имеют специальное заграждение и таблички с надписью «Вход воспрещен»).
  • Объекты недвижимости, как капитальные, так и временные, различного назначения, где находятся граждане, которые могут стать невольными очевидцами противоправных деяний, определенных российским законом в качестве таковых, либо их непосредственными участниками.
  • Здания, места, площадки, сооружения, территории, которые не являются частной собственностью, предназначенной для единоличного использования гражданином и членами его семьи — дачные постройки, загородные дома, коттеджи, квартиры, комнаты в общежитиях и др.

Проблемы правоприменения: что говорят суды

Органы правопорядка при толковании норм административного запрета на совершение различных действий гражданами в местах общественного пользования, как правило, руководствуются расширительным толкованием указанного понятия. Привлекаются к ответственности лиц за распитие спиртных напитков, курение, мелкое хулиганство во всех случаях совершения указанных действий при нахождении поблизости хотя бы одного недовольного совершением указанных действий человеком либо в присутствии ребенка. Исходя из изложенного, для полиции существенным при квалификации деяний, связанных с общественными местами, считается наличие в действиях виновного лица признака явного неуважения к обществу. Многие юристы считают, что этим сотрудники ПО злоупотребляют своими полномочиями, руководствуясь так называемой «палочной системой».

Однако у любого гражданина имеется право обжаловать в судебном прядке привлечение его к ответственности в случае, если такие действия должностного лица он считает незаконными и необоснованными. В частности, можно выделить такие случаи:

  1. Посещение пляжа в ночное время суток со спиртными напитками (их употреблением) – в суде можно ссылаться на непредвидение гражданином возможности появления людей ночью в этом месте, а также на ненаступление общественно-опасных последствий деяния.
  2. Нахождение в магазине кого-либо из сотрудников в состоянии опьянения после закрытия данного учреждения торговли – такое место является общественным исключительно во время его функционирования согласно режиму работы магазина (супермаркета).
Читайте также:  Расчет при сокращении сотрудника. Сколько выплачивается окладов?

Российская судебная практика склонна придерживаться позиции отнесения подъездов жилых домов, лестничных площадок и их пролетов в многоквартирных домах к территориям совместного использования и назначения. Что касается квартир, балконов, комнат в общежитиях судебные органы признают частной собственностью, на площади которой гражданин волен распивать спиртное, курить, употреблять иные вещества, не отнесенные к наркотическим и психотропным согласно официальному перечню. В любом случае, в таких местах появление полиции, как правило, инициируют соседи.

Состав административного правонарушения

Деяние, содержащее такие признаки административного правонарушения как противоправность, виновность, наказуемость, не всегда может являться административным правонарушением, поскольку в конкретном деянии может отсутствовать состав административного правонарушения.

Признаки административного правонарушения как понятия следует отличать от элементов и признаков состава конкретного административного правонарушения.

Состав административного правонарушения — это совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние становится административным правонарушением.
Состав административного правонарушения представляет собой совокупность нескольких элементов, заключающих в себе однотипную совокупность признаков: субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона.

1) Объект административного правонарушения — это общественные отношения, охраняемые мерами административной ответственности, которым противоправным деянием наносится вред.

Общим объектом для всех административных правонарушений является совокупность общественных отношений, урегулированных нормами административного и некоторых других отраслей российского права, которая охраняется мерами административной ответственности.

Выделяют родовой объект административного правонарушения, который соответствует каждой из глав Особенной части КоАП РФ). Например, объектом правонарушений, сгруппированных в главе 5 КоАП РФ будут являться права граждан, в главе 7 КоАП РФ – отношения в области охраны собственности, в главе 12 КоАП РФ – отношения в области дорожного движения, и т.д.

Выделяют непосредственный объект административного правонарушения, который определяется в каждой главе Особенной части КоАП РФ конкретным составом административного правонарушения.

Например, непосредственным объектом посягательства, согласно статье 5.61 КоАП РФ будет являться честь и достоинство лица, родовой же объект, как указывалось выше – права граждан.

2) Объективная сторона административного правонарушения — это совокупность признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения.

Административное правонарушение – это, прежде всего противоправное деяние (действие или бездействие), а также наступившие вредные последствия и причинно-следственная связь между ними.

Устанавливать причинно-следственную связь необходимо для определения обстоятельств наступления негативных последствий, т.е. для определения действительности наступления таких последствий в результате противоправного деяния, а не по иным причинам. Например, для привлечения к административной ответственности по статье 12.24 КоАП РФ («Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего») не достаточна констатация того обстоятельства, что после ДТП потерпевший месяц провел в больнице. Следует установить, мог ли водитель, соблюдая правила дорожного движения, избежать столкновения с пешеходом, или причинения вреда здоровью стало следствием неправомерных действий самого потерпевшего. Кроме того, необходимо установить, что кратковременное или длительное расстройство здоровья в указанный период стало последствием именно действий лица, нарушившего правила дорожного движения, а не иных событий, произошедших ранее. Указанные обстоятельства могут устанавливаться на основании заключений экспертов, медицинских заключений.

Материальный состав правонарушения

Вышеприведенный пример описывает материальный состав правонарушения, в объективную сторону которого всегда включается наступление негативных материальных последствий. Как в примере, указанном выше – вред здоровью лица. Последствием может быть возникновение пожара, причинение ущерба и проч. Материальный состав правонарушения предполагает, что если указанные соответствующей статье КоАП РФ последствия не наступили, то лицо к административной ответственности не привлекается.

Что такое общественное место по закону: определение

Например, никто не может запретить вам находиться ночью в сквере, прогуливаться по ночной улице и пр. Но, к сожалению, именно в ночное время суток совершается весьма существенное количество преступлений. И понятие «общественное мнение» в системе наказаний играет отягощающую роль.

Также нужно учитывать понятие частной собственности. На нее не распространяется понятие общественного мнения. А все по той причине, что закон охраняет частные владения, которыми может пользоваться исключительно собственник и лица, с его разрешения. Также в нашей стране есть масса территорий, доступ к которым является ограниченным. Например, заводы и предприятия. Хотя на предприятиях находится существенное количество людей–работников, но такие места не считаются общественными.

Многие юристы считают, что понятие «общественное место» и «место общего пользования» нуждаются в доработке и создании весьма четкой и точной трактовки, обуславливающей все особенности данных понятий.

Многие знают о том, что российское законодательство предусматривает наказание за курение и распитие спиртосодержащих напитков в общественных местах.

Понятие общественного места закреплено лишь в отдельных правовых актах и считается очень шатким. Наиболее точно главный смысл этого определения можно уловить из статей 20.1, 20.20 Кодекса об административных нарушениях. Ведь за указанные проступки гражданин несет наказание, а следовательно, здесь появляются и последствия. Так, например, лицо, задаржанное в состоянии опьянения в общественном месте, может быть поставлено на учет у нарколога.

Кроме того, на пьяного человека прохожие всегда смотрят с презрительным удивлением. Конечно, ведь лицо в таком состоянии себя совсем не контролирует. В некоторых случаях опьяневшие люди появляются в общественных местах в полураздетом виде и не считают это неприличным. Вот здесь и срабатывают законодательные нормы. Ведь находиться в состоянии опьянения в местах общего пользования недопустимо.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *