Отличие преступления от иного правонарушения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отличие преступления от иного правонарушения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.



Разграничить административные проступки и преступления можно и должно лишь по степени их общественной опасности. Задача эта сложная — особенно в случаях, когда речь идет о сходных по характеру проступках и преступлениях, но она должна решаться в точном соответствии с законом, ибо только таким путем можно избежать необоснованного установления уголовной ответственности за административные правонарушения, совершенные повторно или при других отягчающих обстоятельствах. Будучи совершенным даже при определенных отягчающих обстоятельствах, административный проступок не может квалифицироваться как преступление, если его качественная определенность и степень его общественной опасности не выходят за границы проступка. Если же степень его опасности существенно повышается и достигает уровня преступлении, то он должен признаваться таковым и влечь за собой уголовную ответственность.

В чем отличие преступления от проступка?

Видыправонарушений. Правонарушенияпо степени общественной опасности(вредности) подразделяются на преступленияи проступки. Преступления -виновно совершённые общественно опасныедеяния и запрещённые уголовным закономпод угрозой наказания.

Противоправныепроступки имеютменьшую степень общественной опасностии подразделяются в зависимости отобъектов правонарушений и порядкапривлечения к юридической ответственностина гражданско-правовые, административныеи дисциплинарные правонарушения:

  • Гражданско-правовые правонарушения (деликты) совершаются в сфере гражданских правоотношений и выражаются в неисполнении, ненадлежащем исполнении обязательств, причинении вреда и т.п.
  • Административные правонарушения посягают в основном на порядок государственного управления и общественный порядок.
  • Дисциплинарные правонарушения – противоправные нарушения трудовой, служебной, учебной, воинской и иной дисциплины.

Юридическаяответственность —применение мер государственногопринуждения по отношению к правонарушителю.За свои деяния человек отвечает передзаконом и судом (этим юридическаяответственность отличается от моральной,где основным мерилом оценки поведенияявляются стыд и совесть человека).

Видыответственности и меры наказания зависятот характера правонарушения. Различаютответственность:

  • уголовную – наступает исключительно за преступления. Только суд может привлечь к уголовной ответственности и определить ее меру. Меры уголовного наказания — лишение свободы, смертная казнь и т.д.;
  • административную – наступает за проступки, нарушающие общественный порядок или совершенные в сфере государственного управления. Мерой ответственности служат административные взыскания, среди которых — предупреждение, штраф, исправительные работы, административный арест до 15 суток;
  • гражданскую — наступает за нарушение имущественных прав — неисполнение договорных обязательств, причинение имущественного вреда. мера ответственности — возмещение убытков;
  • дисциплинарную — наступает за нарушение трудовой, учебной, воинской, служебной дисциплины. Меры воздействия на правонарушителя — замечание, выговор, увольнение, исключение из учебного заведения.

Мерыпредупредительного воздействия можноподразделить на меры, применяемые вцелях предупреждения возможныхправонарушений (проверка документов,удостоверяющих личность, досмотр багажа,груза, административный надзор залицами, освобожденными из мест лишениясвободы, и др.), Принуждение проявляетсяв том, что оно осуществляется без согласиялиц, обязанных подчиниться предписаннымдействиям либо воздержаться от каких-либодействий, и, кроме того, в том, что ониограничивают права людей, хотя иприменяются уполномоченными на тоорганами и должностными лицами.

Мерыпресечения преследуютцель прекратить противоправные деянияи не допустить новых. Они должны бытьоперативными и осуществляться в интересахобщества, государства или в интересахсамого потенциального правонарушителя(помещение в медицинский вытрезвитель,в психиатрическую больницу, применениеогнестрельного оружия и др.).

Иногдамеры пресечения нарушают физическуюнеприкосновенность граждан, как этоимеет место при использовании служебныхсобак, технических средств (дубинок,газов, водяной струи, наручников и т.п.). Меры пресечения отличаются большимразнообразием.

Правовосстановительныемеры применяютсяза проступки, обладающие минимальнойстепенью общественной опасности, илиза деяния, представляющие собой лишьнекоторую «правовую аномалию»,незначительное отклонение от нормальногоправопорядка, не приобретшие характерправонарушения.

Меры защиты заключаютсяв том, что лицо принуждается к исполнениюлежащей на нем обязанности, которую оноранее должно было исполнить, но покаким-либо причинам не исполнило

  1. Преступление совершается со злым умыслом, продуманно и подготовленно, а потому более опасно. Проступок – как правило, действие неосознанное, спонтанное.
  2. Преступление непременно повлечет за собой наказание по Уголовному кодексу и судимость. За проступок устанавливается ответственность по Трудовому, Административному, Семейному, Гражданскому, кодексам и различным подзаконным нормативным актам.

Возраст наступления ответственности

В вопросах наказания многое зависит от личности совершившего правонарушение лица. Если оно не в состоянии понять последствия своих действий, то применение суровых мер только навредит его психике, а это бессмысленно с учетом принципа гуманности правосудия, законодательно закрепленного в большинстве стран современного мира.

Осознание вины за какие-либо нарушения приходит к каждому человеку с возрастом. Маленькие дети не воспримут правильно тюремного заключения и не смогут выполнить, например, исправительные работы. Исходя из подобных психологических особенностей большинства людей, возраст является одним из определяющих факторов при выборе карательных мер.

Административной ответственности подвержены лишь субъекты старше 16 лет. За дисциплинарные и гражданские нарушения разрешено привлекать с 18. Справедливы ли эти рамки? Правильно ли определен возраст осознания ответственности, учитывая современные психологические условия развития молодежи? Подобные проблемы беспокоят юристов разных стран. Сложно сказать, к чему приведут эти рассуждения, но сейчас возраст субъекта остается важнейшим отличием проступка от преступления.

За преступление подросток может быть судим при достижении 16 лет, но в некоторых случаях допускается привлечение к ответственности и с 14.

Административная ответственность наступает с 16 лет. До этого за правонарушение ребенка ответственны его родители.

Юридическая
ответственность —
применение мер государственного
принуждения по отношению к правонарушителю.
За свои деяния человек отвечает перед
законом и судом (этим юридическая
ответственность отличается от моральной,
где основным мерилом оценки поведения
являются стыд и совесть человека).

Виды
ответственности и меры наказания зависят
от характера правонарушения. Различают
ответственность:

  • уголовную
    – наступает
    исключительно за преступления. Только
    суд может привлечь к уголовной
    ответственности и определить ее меру.
    Меры уголовного наказания — лишение
    свободы, смертная казнь и т.д.;

  • административную
    – наступает
    за проступки, нарушающие общественный
    порядок или совершенные в сфере
    государственного управления. Мерой
    ответственности служат административные
    взыскания, среди которых — предупреждение,
    штраф, исправительные работы,
    административный арест до 15 суток;

  • гражданскую —
    наступает за нарушение имущественных
    прав — неисполнение договорных
    обязательств, причинение имущественного
    вреда. Главная мера ответственности —
    возмещение убытков;

  • дисциплинарную —
    наступает за нарушение трудовой,
    учебной, воинской, служебной дисциплины.
    Меры воздействия на правонарушителя
    — замечание, выговор, увольнение,
    исключение из учебного заведения.

Понятие и признаки преступления

В ст. 14 УК РФ определяется, что «преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания». В упомянутой статье приведено типовое (обобщающее) определение преступления, оно содержит указание на важнейшие признаки преступления, которые позволяют отграничить преступление от иных правонарушений, не являющихся преступлением.

Преступление – важная категория уголовного права, на которой базируются такие дисциплины, как криминология, криминалистика, уголовный процесс и др. Они анализируют состояние, определяют процедуру создания доказательственной базы и применяются при расследовании преступления. Преступление, как форма поведения человека, связана с конфликтом конкретного человека и общества, оно соответственно вызывает отрицательную оценку со стороны государства.

По сложившемуся в юридической науке убеждению, признаками преступления являются те условия, при наступлении которых совершенное деяние может быть признано преступлением. Так в уголовном законе содержится четыре таких признака: уголовная противоправность, общественная опасность, виновность и наказуемость деяния.

Признаки, указанные в УК РФ, являются качественными, и признание деяния преступлением возможно только в случае соответствия его всем четырем признакам[31]. Рассмотрим каждый из них в отдельности.

Признак общественной опасности преступления, безусловно, является самым дискуссионным для уголовного права. Учеными выдвигается множество различных мнений по поводу определения соответствующего научного термина, и его отличительных характеристик.

Однако общепринятым является понятие общественной опасности в проекции материального признака преступления, несущий объективный характер. Другими словами, общественная опасность деяния имеет место быть вне зависимости от того, признается ли она таковой законом.

Общественная опасность — это свойство деяния причинить или создать реальную угрозу причинения вреда охраняемым уголовным законом отношениям и интересам[32].

Общественная опасность это материальный признак преступления, от которого во многом зависит признание его преступлением. При этом советская доктрина традиционно и однозначно исходила из того, что общественная опасность это основополагающий признак преступления, а все остальные признаки преступления объявлялись производными от нее[33].

Качественный признак общественной опасности это ее характер, который зависит от важности охраняемого общественного отношения или интереса, на который посягает деяние. Так, например, преступления против жизни и здоровья личности всегда более опасны по своему характеру, чем преступления против собственности, в силу того, что охрана жизни и здоровья являются более ценным юридическим благом по сравнению с интересом собственности.

А вот количественный признак общественной опасности выражается в ее степени, которая зависит от характера воздействия различных преступлений на одни и те же охраняемые законом отношения.

Читайте также:  Где можно найти информацию об умершем человеке?

На формирование общественной опасности оказывают влияние множество факторов. Одним из важнейших факторов, безусловно, является объект преступного посягательства.

Важно отметить, что также степень общественной опасности преступления может зависеть от способа совершения посягательства, формы вины, а также тяжести последствий и т.д. Характер и степень общественной опасности преступления имеют определяющее значение при выделении категорий самих преступлений, установлении исключающих преступность деяния обстоятельств, решении вопроса об освобождении от уголовной ответственности или наказания, определении вида и размеров наказания, истечения срока судимости.

Общественная опасность представляет собой важнейшую категорию преступного деяния. Исходя из этого, в иерархии признаков преступления общественная опасность занимает первое место[34].

Общественная опасность свидетельствует о вреде как последствие любого преступления. Поэтому общественную опасность можно определить как причинения вреда деянием для личных или общественных интересов.

По своему характеру общественная опасность это объективное свойство преступного деяния. Разумеется, общественная опасность свойственна преступлению, т.е. общественно-порицаемому акту поведения. А вот как разновидность общественного поведения, преступление носит субъективный отпечаток. Отсюда можно сделать вывод, что и общественная опасность является категория объективно-субъективная[35].

Такой вывод содержится в ряде работ по уголовному праву. В данной связи возникает вопрос можно ли считать личность преступника составляющей общественную опасность.

Если исходить из имеющегося толкования действующего уголовного закона, то, действительно, можно отметить личность преступника как элемент, образующим общественную опасность[36]. Так, к примеру, лицо может быть освобождено от уголовной ответственности, в случае если будет признано, что оно перестало быть общественно опасным[37].

Однако, учитывая субъективный фактор преступления, надо также иметь в виду, что понятие преступление состоит из совокупности признаков, которые неразрывно присутствуют в преступлении[38].

Некоторые эти признаки субъективны, такие как виновность, а вот часть объективна, такая как общественная опасность. Если лицо освобождают от уголовной ответственности, потому что оно впервые совершило преступление небольшой или средней тяжести, то данное обстоятельство свидетельствует лишь о том, что такое лицо нецелесообразно наказывать, потому что через какое-то время оно показало себя с хорошей стороны[39]. В этом случае наказание не выполняет свою прямую функцию.

Общественная опасность ориентирована, прежде всего, именно на такие ценности, которым посредством совершения преступления причиняется вред. Большая или меньшая общественная опасность деяния зависит от объекта посягательства главным образом, т. е. от тех общественных отношений, которые нарушаются в результате преступного посягательства.

Значимость общественной опасности в контексте преступления дает законодатель. Следовательно, криминализация деяния – это процесс оценки его с точки зрения вредности для общества. Законодатель, признавая деяние как общественно опасное, исходит из сущностной характеристики деяния как способного причинить вред личным или общественным интересам граждан.

Если деяние противоречит нормальным условиям существования общества, вступает с общественным прогрессом в противоречие, следовательно, оно должно считаться общественно опасным и получить законодательную оценку в виде запрещающей нормы права[40].

Объективное свойство общественной опасности означает, что она существует вне зависимости от того, каковы личностные свойства субъекта и даже вообще от существования субъекта. Так, убийство всегда останется общественно опасным деянием вне зависимости от того, совершил его человек с отличной характеристикой или патологический изверг.

Характеристика личности преступника учитывается судом при назначении наказания, но общественная опасность деяния от нее ни в коей мере не зависит.

В литературе считается, что на общественную опасность влияют признаки субъекта преступления, такие, например, как должностное положение лица, отношение к воинской обязанности и т.п.[41]. Например, взяточничество это исключительно должностное преступление. Потому недолжностное лицо не может быть осуждено за взятку. Из такого положения можно сделать вывод, что свойства субъекта действительно влияют на общественную опасность деяния.

Однако следует иметь в виду, что любое преступление, которое совершается специальным субъектом, таким как должностное лицо, военнослужащий и т.д., опасно вовсе не потому, что оно совершено именно особенным лицом, а потому, что посягает на соответствующие сферы общественных отношений[42].

Общественная опасность деяния в таких ситуациях повышается в связи с тем, что субъект, наделенный определенными служебными или профессиональными возможностями, посягает на значимые социальные связи, дискредитируя соответствующие отношения и нанося, таким образом, вред[43].

Если признать, что общественная опасность повышается в результате того, что субъект совершил преступление, будучи наделенным специальными полномочиями, тогда любой специальный субъект, например должностное лицо, становится субъектом потенциально повышенного риска. Если субъект стал должностным лицом, то он уже превратился в потенциального носителя общественной опасности, однако в действительности это не так.

Еще одним важнейшим признаком преступления выступает наказуемость. Это признак преступления, характеризующий не его сущность, а указывающий на его неизбежное юридическое последствие, неблагоприятное для правонарушителя. Таким образом, совершение преступного деяния в любом случае влечет за собой возможность назначения наказания, подразумевает угрозу наказанием при нарушении уголовно-правовой нормы.

Наказуемость как самостоятельный признак преступления представляет собой угрозу назначения и применения наказания за совершенное преступление. Так УК РФ при наличии определенных условий и оснований предусматривает возможность освобождения от наказания, а к несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия. Наказание как неизбежное следствие совершения преступления не должно смешиваться с наказанием, предусмотренным за это деяние в санкции. Именно угроза наказания, а не реальное наказание, которое в конкретном случае может и не последовать, является признаком преступления.

В теории уголовного права спорный вопрос о том, является ли наказуемость самостоятельным признаком преступления. Одни авторы считают, что это элемент уголовной противоправности, а другие, что это самостоятельный признак. Примечательно, что в ч. 1 ст. 14 УК РФ отсутствует указание на обязательность наказания именно поэтому согласно нашему уголовному праву возможно освобождение лица от уголовной ответственности или от наказания[65].

В правоприменительной практике нередки случаи, когда фактически преступление было совершено, но наказания за него не последовало. Это возможно в случае, когда преступление не было, зафиксировано правоохранительными органами или не было раскрыто. Подобные случаи отнюдь не отменяют признак наказуемости преступного деяния.

Дело в том, что сам факт того, что законодатель назначает уголовное наказание за совершение определенного деяния, уже делает его преступным, то есть наличие угрозы наказания уже само по себе является достаточным для действия признака наказуемости. Назначение реального наказания при этом не имеет определяющего значения. Следовательно, нельзя говорить о неотвратимости применения наказания как признаке преступления.

Наказуемость как признак преступления предполагает обязательную реакцию государства в ответ на совершение преступного деяния. Наказуемость между тем вовсе не означает непременного наказания вслед за фактом преступления.

Признак наказуемости содержит в себе потенциальную угрозу привлечения к ответственности лица в случае совершения им деяния, запрещенного уголовным законом. Таким образом, наказуемость следует рассматривать как потенциальную угрозу наступления негативных последствий на совершенные преступления. Именно как угрозу, поскольку возможны ситуации, когда фактически совершенное преступление остается без наказания[66].

Так, при применении норм гл. 11 УК РФ об освобождении от уголовной ответственности, субъект освобождается от ответственности на ранней стадии следственных действий, т.е. фактически совершенное преступление остается без реального исполнения наказания[67].

Наказуемость в данном случае выступает лишь как профилактика, которая тоже крайне необходима.

Сделаем вывод. При этом преступление может быть признано таковым только в случае наличия у него всех этих признаков. Первые два признака являются основными и определяют базовые характеристики преступления как особого вида правонарушения, а два последующих являются производными.

Словари дает следующее определение данному термину:

Преступление (лат. scelus; англ. crime) — в уголовном праве РФ виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания. (Энциклопедия права. 2015).

Преступление — общественно опасное действие (или бездействие), нарушающее существующий правопорядок и подлежащее уголовной ответственности (Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.)

Легальное определения понятия «преступления» содержится в статье 14 Уголовного кодекса РФ:

Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания.

Отличие преступлений от непреступных правонарушений и аморальных проступков

Преступления являются одной из разновидностей правонарушений. В практической деятельности по применению уголовного закона нередко возникает вопрос о разграничении преступлений и непреступных правонарушений, предусмотренных административным, гражданским, трудовым, земельным, семейным, хозяйственным, транспортным правом.

Правонарушения, ответственность за которые регулируется перечисленными отраслями права, в основном могут быть разделены на три вида: административные, дисциплинарные, гражданско-правовые.

Как преступления, так и иные правонарушения препятствуют нормальному функционированию общества, причиняют вред сложившейся системе общественных отношений. Поэтому и те, и другие объективно являются общественно опасными. Однако степень их вредоносности, мера опасности для установившейся системы правовых связей различна.

Величина причиненного вреда является определяющим показателем степени общественной опасности и основным критерием отграничения преступления от иных правонарушений.

Разграничение преступлений и непреступных правонарушений осуществляется по трем основным признакам:

  1. объекту,
  2. характеру и степени общественной опасности,
  3. виду и форме противоправности.
Читайте также:  Какую поддержку получит бизнес в 2023 году

Общий объект совокупности всех преступлений по разнообразию регулируемых сфер правоотношений шире соответственно административных, дисциплинарных и гражданских правонарушений. Для ряда преступлений характерно посягательство на такие общественные отношения (жизнь человека, государственную безопасность), когда подобные деяния могут быть отнесены лишь к числу преступлений.

По характеру и степени общественной опасности преступления всегда отличаются большей социальной вредностью, чем иные правонарушения.

В этом заключается главный материальный критерий разграничения преступлений и проступков.

Отличие преступления от иных видов правонарушения

Применение уголовного закона нередко сопряжено с необходимостью проведения четкой границы между преступлением и иными правонарушениями. Так, преступление следует отличать от административных, гражданских, дисциплинарных, трудовых и иных правонарушений.

Все они обладают определенной мерой общественной опасности.

Однако только качественно высокий уровень общественной опасности позволяет оценивать определенный тип поведения людей именно как преступление и законодательно устанавливать для борьбы с ним меры уголовного наказания.

В настоящее время практически общепризнанно, что главные отличия преступления от иных правонарушений заключаются в различной степени общественной опасности. Общественная опасность — признак всех правонарушений, но количественная характеристика этого свойства между преступлением и проступком не одинакова. У преступления более высокая степень общественной опасности.

Законодатель при конструировании норм, суды при их толковании всегда стремятся, возможно, точнее толковать преступления и проступки.

Ведущим разграничительным общественно опасным элементом выступает размер причиненного ущерба правоохраняемым интересам личности, общества, государства.

Материальный ущерб, который причиняется в результате совершаемых ныне преступлений, измеряется в денежном выражении, в физическом вреде — в четко фиксированных показателях утраты трудоспособности, органов или их функций (ст. 111-118 УК РФ).

В отличие от других правонарушений преступление отражает высокую меру общественной опасности конкретных типов поступков людей на определенном этапе развития общества. С изменением социальных условий эта опасность может снижаться либо возрастать. Изменение опасности влечет за собой перемену границ между преступлением и правонарушением.

Ярким примером такого процесса может служить практика борьбы уголовно-правовыми средствами с незаконным предпринимательством (ст. 171 УК РФ). Вместе с тем конкретные нарушения незаконной торговли расцениваются как административные правонарушения.

Реже изменение границ между преступлением и правонарушением связано с непоследовательностью решения законом конкретных вопросов. Например, УК РСФСР 1960 г. содержал ряд норм с административной преюдицией. В частности, ст.

166 УК относила к числу преступных посягательств незаконную охоту после применения мер административного взыскания за такое же нарушение. В действующем Уголовном кодексе РФ такие нормы вообще отсутствуют. Повторное административное правонарушение остается именно правонарушением.

Такое решение вопроса законом представляется верным, ибо сложение двух административных правонарушений не может составить одного преступления. Каждое из них в отдельности не обладает необходимым уровнем общественной опасности. Не образует ее и сложение упомянутых правонарушений.

Действующий УК РФ практически во всех случаях причинения прямого материального ущерба в примечаниях к соответствующим статьям Особенной части называет его величину. Например, в разд. VIII «Преступления в сфере экономики» такие примечания приведены во всех нормах о преступлениях с прямым материальным ущербом. Он исчисляется в едином измерении.

Но есть и криминообразующие величины общественно опасных последствий, без которых отсутствует само преступление. Например, преступлением признано уклонение от уплаты таможенных платежей в крупных размерах. Примечание к ст. 194 УК РФ определяет таковой в виде стоимости свыше пятисот тысяч рублей.

Уклонение от уплаты таможенных платежей в меньшем размере является таможенным правонарушением, предусмотренным нормами Таможенного кодекса РФ.

Понятно, что гораздо сложнее проводить границу между гражданскими правонарушениями и экономическими преступлениями с непрямым материальным ущербом, когда ущерб носит комплексный характер, включает прямые и непрямые материальные уроны, дезорганизацию предпринимательской либо управленческой деятельности. К примеру, при незаконном предпринимательстве, финансовом банкротстве, легализации «грязных» денег, монополистической деятельности и т.п. потребуются сложные бухгалтерские экспертизы, чтобы такой экономико-организационный ущерб определить.

В единичных случаях ГК РФ вторгается в сферу уголовно-правовых отношений, что затрудняет разграничение преступлений и гражданских деликтов. Так, ст. 575 ГК РФ разрешает дарение «обычных подарков», стоимость которых не превышает трех тысяч рублей.

На практике со вступления ГК РФ в силу возник правомерный вопрос: как отграничить взятку на указанную сумму и «обычное дарение». Дискуссия по данному вопросу при обсуждении проекта постановления Пленума Верховного Суда РФ конструктивно не завершилась. В постановлении № 6 Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г.

Отличие преступления от иных правонарушений

Признаки преступления.

1. общественная опасность деяния — деяние запрещается уголовным законом.

2. Особая общественная опасность деяния — РѕРЅРѕ, посягает РЅР° охраняемые законом общественные отношения.

3. Р’РёРЅРѕРІРЅРѕРµ совершение деяния — то есть умышленное совершение либо совершение РїРѕ неосторожности, РЅРµ является преступлением невиновное причинение вреда.

4. Наказуемость деяния — Р·Р° совершение преступления уголовным законом устанавливается наказание.

Деяние может выражаться в действии или бездействии (не могут быть считаться преступлением мысли, намерения).

Субъектом преступления может быть только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности.

Признак уголовной противоправности также называется формальным, Р° признак общественной опасности — материальным

  • Малозначительное деяние (например, кража батона хлеба или незначительной денежной СЃСѓРјРјС‹) РЅРµ представляет той степени общественной опасности, какая характерна для преступления, вред РѕС‚ такого деяния незначителен, однако РѕРЅРѕ может быть квалифицировано как административное или РёРЅРѕРµ правонарушения.
  • Отличие преступления РѕС‚ иных правонарушений.
  • Преступления являются разновидностью правонарушений, РёС… необходимо отличать РѕС‚ гражданско-правовых деликтов, административных Рё дисциплинарных правонарушений:

2. РџРѕ объекту посягательства — например, РЅР° жизнь человека РґСЂСѓРіРёРµ правонарушения посягать РЅРµ РјРѕРіСѓС‚.

3. РџРѕ степени общественной опасности — преступления представляют наибольшую общественную опасность, причиняют наибольший вред.

8. Состав преступления: понятие, виды, значение. Соотношение преступления и состава преступления.

  1. Состав преступления — это совокупность предусмотренных уголовным законом объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно опасное деяние как преступление.
  2. Значение состава преступленияпризнать прест, квал по определенной статье, необх и достат основания для привлечения к УО, отграничение от смежных.
  3. КЛАСС�Ф�КАЦ�Я (В�ДЫ) СОСТАВОВ ПРЕСТУПЛЕН�Й
  4. По конструкции и числу обязательных признаков, относящихся к объективной стороне деяния, составы преступлений подразделяют на материальные, формальные и усеченные.
  5. МАТЕР�АЛЬНЫЙ – предусмотрены последствия (халатность).
  6. ФОРМАЛЬНЫЙ — РЅРµ указывается РЅР° конкретные последствия, для таких составов достаточно совершения предусмотренного РІ статье РЈРљ действия (бездействия).
  7. УСЕЧЕННЫЙ, когда окончание преступного деяния законом перенесено на более раннюю стадию его совершения. (бандетизм)

В зависимости от формы вины различают составы преступлений с умышленной и неосторожной виной.

К составам с двумя формами вины относятся умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего (ч. 4 ст.

111 УК); незаконное производство аборта, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей либо причинение тяжкого вреда се здоровью (ч. 3 ст. 123 УК) и др.

По субъекту преступления различаются составы с общим и специальным субъектом. Так, субъектом кражи (ст.

158 УК) может быть любое вменяемое физическое лицо, достигшее 14 лет; специальным субъектом состава оставления погибающего военного корабля (ст.

345 УК) является командир военного корабля.

По приемам конструирования составы преступлений подразделяют на простые и сложные.

Простые составы РІ СЃРІРѕСЋ очередь, подразделяются РЅР° описательные Рё бланкетные, Р° сложные — РЅР° составные, СЃ альтернативными либо неоднократными действиями либо последствиями, составы СЃ РґРІСѓРјСЏ объектами Рё СЃ РґРІСѓРјСЏ формами РІРёРЅС‹, составы длящихся Рё продолжаемых преступлений.

По общественной опасности: на основные составы (без отягчающих и смягчающих обстоятельств), привилегированные (со смягчающими обстоятельствами), квалифицированные и особо квалифицированные (с отягчающими и особо отягчающими обстоятельствами).

Соотношение: преступление –шире, состав- это модель.

9. Элементы и признаки состава преступления.

  • Каждая сторона (элемент) состава преступления характеризуется определенными признаками, которые РІ том или РёРЅРѕРј конкретном составе преступления РїРѕ своему специфичны Рё, как правило, неповторимы.
  • Признаки: обязательные Рё дополнительные
  • Общие признаки состава преступления, относящиеся Рє его объекту, — это обстоятельства, характеризующие общий, СЂРѕРґРѕРІРѕР№, РІРёРґРѕРІРѕР№ Рё непосредственный объекты преступления, Р° РёРЅРѕРіРґР° также предмет преступления (Рё потерпевшего).

Отличие преступления от иных видов правонарушения

Применение уголовного закона нередко сопряжено с необходимостью проведения четкой границы между преступлением и иными правонарушениями. Так, преступление следует отличать от административных, гражданских, дисциплинарных, трудовых и иных правонарушений. Все они обладают определенной мерой общественной опасности. Однако только качественно высокий уровень общественной опасности позволяет оценивать определенный тип поведения людей именно как преступление и законодательно устанавливать для борьбы с ним меры уголовного наказания.

В настоящее время практически общепризнанно, что главные отличия преступления от иных правонарушений заключаются в различной степени общественной опасности. Общественная опасность — признак всех правонарушений, но количественная характеристика этого свойства между преступлением и проступком не одинакова. У преступления более высокая степень общественной опасности.

Законодатель при конструировании норм, суды при их толковании всегда стремятся, возможно, точнее толковать преступления и проступки. Ведущим разграничительным общественно опасным элементом выступает размер причиненного ущерба правоохраняемым интересам личности, общества, государства. Материальный ущерб, который причиняется в результате совершаемых ныне преступлений, измеряется в денежном выражении, в физическом вреде — в четко фиксированных показателях утраты трудоспособности, органов или их функций (ст. 111-118 УК РФ).

Читайте также:  Меры социальной поддержки и льготы в Костроме и Костромской области в 2023 году

Действующий УК РФ практически во всех случаях причинения прямого материального ущерба в примечаниях к соответствующим статьям Особенной части называет его величину. Например, в разд. VIII «Преступления в сфере экономики» такие примечания приведены во всех нормах о преступлениях с прямым материальным ущербом. Он исчисляется в едином измерении. Но есть и криминообразующие величины общественно опасных последствий, без которых отсутствует само преступление. Например, преступлением признано уклонение от уплаты таможенных платежей в крупных размерах. Примечание к ст. 194 УК РФ определяет таковой в виде стоимости свыше пятисот тысяч рублей. Уклонение от уплаты таможенных платежей в меньшем размере является таможенным правонарушением, предусмотренным нормами Таможенного кодекса РФ.

Понятно, что гораздо сложнее проводить границу между гражданскими правонарушениями и экономическими преступлениями с непрямым материальным ущербом, когда ущерб носит комплексный характер, включает прямые и непрямые материальные уроны, дезорганизацию предпринимательской либо управленческой деятельности. К примеру, при незаконном предпринимательстве, финансовом банкротстве, легализации «грязных» денег, монополистической деятельности и т.п. потребуются сложные бухгалтерские экспертизы, чтобы такой экономико-организационный ущерб определить.

Главное отличие преступления от иных пра­вонарушений заключается в различной степени общественной опас­ности. Административное пра­вонарушение также обладает свойством общественной опасности, поскольку способно причинять вред перечисленным общественным отношениям.

Общественная опасность свойство (признак) всех пра­вонарушений, но количественная характеристика этого свойства не одинакова. Более высокая степень общественной опасности, отличаю­щая преступление от иных правонарушений, может определяться различными обстоятельствами.

Преступление отличается от иных правонарушений толь­ко характером наступивших последствий совершенного деяния. Так, нарушение правил охраны труда, не повлекшее вредных последствий или повлекшее причинение легкого либо средней тяжести вреда здо­ровью человека, является дисциплинарным или административным проступком, а то же деяние, причинившее по неосторожности тяжкий вред здоровью, образует состав преступления (ст. 143 УК РФ).

Иногда фактором, значительно повышающим общественную опасность деяния и превращающим его в преступление, могут слу­жить мотивы и цели совершения такого деяния. Например, регистра­ция заведомо незаконных сделок с землей квалифицируется как пре­ступление, предусмотренное статьей 170 УК РФ, только в случаях, когда это деяние совершено должностным лицом из корыстной или иной личной заинтересованности.

В отдельных случаях преступление отличается от иных правона­рушений только по форме вины. Так, при умышленной форме вины причинение легкого вреда здоровью образует преступление (ст. 115 УК РФ), а в случае причинения того же вреда по неосторожности от­ветственность причинителя может иметь только гражданско-правовой характер (ст. 1085 ГК РФ).

В редких случаях деяние становится преступлением лишь при систематическом совершении.

Между преступлением и другими правонарушениями имеются другие различия, производные от ос­новного: по характеру противоправности и по юридическим последст­виям.

Отличие преступления от иных правонарушений по их юридиче­ским последствиям заключается в том, что только преступление вле­чет за собой такие специфические последствия, как уголовное наказа­ние и судимость.

Наказание как акт применения уголовного закона — это самая строгая из мер принуждения, применяемых к лицам, виновным в со­вершении правонарушений, и единственная мера, процессуальной формой применения которой является обвинительный приговор суда.

Судимость это специфическое правовое последствие отбыва­ния наказания, назначенного за совершение преступления. Оно ука­зывает на то, что лицо уже наказывалось за совершение преступления и влечет для осужденного ряд неблагоприятных уголовно-правовых и общесоциальных последствий в течение установленного законом сро­ка, продолжительность которого зависит от тяжести совершенного преступления.

Что такое правонарушение

Правонарушение можно охарактеризовать как противоправное деяние, направленное против личности, имущества, а также подрывов установленных государством запретов и ограничений. Данные деяния не представляют собой опасность для общества, поэтому для их описания юристы часто используют термин «общественная вредность».

Нарушение ПДД пешеходом.

Таким образом, лица, совершающие правонарушение, не являются социально-опасными элементами и не могут быть осуждены в полном смысле этого слова с изоляцией от общества через тюремное заключение на длительный срок. Все правонарушения являются административно-наказуемыми противозаконными действиями, наказания за которые регламентируются КоАП РФ и предоставляют собой достаточно мягкие меры дисциплинарного воздействия, такие, как:

  • Наложение денежного взыскания в виде штрафа с суммой, ограниченной тяжестью нарушаемой статьи Кодекса для водителей, должностных лиц, представителей индивидуального предпринимательства, различных сфер малого, среднего или крупного бизнеса, а также простых граждан.
  • Административный арест на срок до 15 суток за повторяющиеся нарушения и особо тяжкие статьи, требующие повышенных мер по пресечению незаконной активности.
  • Исправительные работы до 150 часов, предназначенные прежде всего для лиц, посягающих на сохранность чужой частной или государственной собственности.
  • Лишение права заниматься тем или иным видом деятельности за нарушения, совершённые при занятии данной деятельностью (к данным мерам относятся лишение водительского удостоверения, приостановка или отзывы лицензий на право осуществления того или иного вида деятельности и т. д.).

Дела, связанные с административным делопроизводством, при особой тяжести правонарушения могут быть переквалифицированы в уголовную плоскость и переименованы в преступления.

Административное наказание может быть применено в том числе и к несовершеннолетним после 14 лет. Поэтому даже подростковое мелкое хулиганство подразумевает наложение дисциплинарных мер.

Проступок как разновидность правонарушения

Проступками называются виновные противоправные деяния, не являющиеся общественно опасными, влекущие применение не наказаний, а взысканий. То есть по своему характеру и последствиям они менее значительны, чем преступления.

Проступки могут совершаться в различных сферах общественных отношений и взыскания за них также имеют свою дифференциацию. В связи с этим проступки делят на следующие виды:

· гражданские (деликты);

· административные;

· дисциплинарные;

· материальные;

· процессуальные.

Гражданские проступки (деликты) совершаются в сфере гражданских правоотношений и выражаются в неисполнении, ненадлежащем исполнении обязательств, причинении вреда, нарушение прав собственника, заключение противозаконной сделки и т.д.

Субъектами гражданских правонарушений могут быть граждане и юридические лица. При нарушении личных неимущественных прав мерой ответственности может быть, например, опровержение ответчиком сведений, порочащих честь и достоинство истца.

При имущественных проступках взыскание выступает в виде возмещения убытков, уплаты неустойки, отобрания вещи у должника, признания сделки недействительной и т.д. Дела, о гражданских проступках могут рассматривать суды общей юрисдикции, арбитражные и третейские суды.

Административные проступки, конечно же, имеют непосредственное отношение к нарушениям норм административного права, охраняющих установленный в обществе правопорядок, систему управления, экологические объекты, памятники истории и культуры, санитарно-гигиенические требования, правила противопожарной безопасности, эксплуатации транспорта и т.д.

Особенностью данного вида правонарушения является то, что в качестве его субъекта могут выступать как граждане, так и лица без гражданства, иностранные граждане и должностные лица. Основная масса дел об административных проступках рассматривается специально уполномоченными на то органами исполнительной власти: органами внутренних дел, государственного пожарного надзора, таможенными органами, органами железнодорожного, морского, речного и воздушного транспорта, административными комиссиями при органах местного самоуправления.

Видами взысканий за административный проступок являются: предупреждение, штраф, исправительные работы, административный арест, лишение водительских прав, исправительные работы до двух месяцев, запрет на охоту и др.

Согласно Российскому законодательству, повторность одного и того же административного проступка в ряде случаев может повлечь за собой «трансформацию» административной ответственности в уголовную.

Дисциплинарные проступки связаны с нарушениями производственной, служебной, воинской, учебной, финансовой дисциплины, внутреннего трудового распорядка различных организаций, учреждений, предприятий, других государственных структур. Яркими примерами проступков данного рода выступают: прогулы, опоздания, самовольное оставление воинской части, явка на работу в нетрезвом виде, невыполнение трудовых нормативов и т.п.

Наиболее частые взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, понижение в должности, лишение воинского чина, лишение премии, увольнение и др. К ответственности за дисциплинарные правонарушения привлекают вышестоящие должностные лица – руководители, не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка. При этом взыскание не может быть наложено позднее шести месяцев со дня совершения проступка.

Уже в названии данного вида нарушений отчетливо просматривается основание для выделения данной категории как отдельной. В данном случае речь идет именно о нарушении норм моральных, а не гражданских в целом.

Согласно действующему трудовому кодексу, проступки такого рода служат достаточным основанием для увольнения человека с занимаемой им должности. В трудовую книгу при этом вносится соответствующая запись, которая впоследствии приводит к серьезным затруднениям в попытках трудоустройства.

К аморальным поступкам чаще всего относят, к примеру, совершение насильственных действий в воспитательных целях или показательное унижение человека. Чаще всего, как ни прискорбно, такого рода нарушения закона совершают сотрудники школ, детских садов и других образовательных учреждений.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *