Что такое островок безопасности и разрешена ли на нем остановка?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое островок безопасности и разрешена ли на нем остановка?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


При составлении протокола о правонарушении сотрудник ДПС должен привести веские доказательства произошедшего. Как правило, к делу прилагаются материалы по нарушению, сделанные при помощи видео- или фотосъемки.

Каким образом ДПС может доказать вашу вину?

Возможности современных технических устройств позволяют составить доказательную базу, которая предельно четко и ясно освещает картину произошедшего события. Если есть возможность, сотрудник ДПС непременно попытается запастись свидетельскими показаниями. Для этого непосредственно на месте составления протокола просят дать показания очевидцев нарушения.

В крупных городах нарушение правил разметки (пересечение островка безопасности) фиксируется с помощью автоматических видеокамер, установленных по городу. И в этом случае водитель получит постановление по почте в виде “письма счастья”.

Что такое островок безопасности, и как он работает?

В новых Правилах дорожного движения об островках безопасности сказано мало, а в КоАП вообще нет никаких упоминаний. Однако это не значит, что при проезде этих элементов обустройства дороги нет никаких требований, ограничений и наказаний за нарушения.

Итак, островок безопасности – элемент обустройства автотрассы, который выполняет функции:

  • разделения разнонаправленных дорожных полос или разделения/слияния нескольких автомобильных потоков (выделяется разметкой 1.16.1 – 1.16.3 ПДД);
  • защиты пешеходов, переходящих многополосную дорогу (может быть частью пешеходной «зебры или выделяется бордюром).

Островки могут оборудоваться на проезжей части, разделительной полосе движения, перекрестке с круговым движением, въезде в населенный пункт или пешеходном переходе (регулируемом, нерегулируемом). По ГОСТ они должны иметь длину не менее 1.5 метров и ширину пешеходного перехода.

Дорожная разметка зависит от вида/назначения островка безопасности, размещается в пешеходной зоне, где нет автомобильного движения, и бывает трех видов:

  • 1.16.1 — для разделения транспортных потоков или разнонаправленных полос;

Стоянка перед перекрестком

В остальных случаях остановка и стоянка на островке безопасности наказывается не так строго. Если автомобиль встал в нейтральной зоне перед пересечением проезжих частей, но не в пределах перекрестка, то эвакуация авто не предусмотрена, однако за это деяние грозит штраф в 500 рублей. Этот штраф выписывается не за парковку, а за нарушение требований разметки. При проезде на островок водитель пересек сплошную линию, за что и следует наказание.

Кстати, островок безопасности не считается обочиной, и если перед ним не установлен знак 3.27 «Остановка запрещена», то автомобили могут на нем находиться. В городах зона действия знака 3.27 распространяется только на ту часть улицы, где он расположен. Островок безопасности обычно располагается посередине проезжей части и не попадает в зону действия знака.

Таким образом, при остановке на островке безопасности на небольшое время сурового штрафа и эвакуации можно избежать, если, конечно, там нет желтых линий разметки.

Самый двусмысленный вариант парковки — это стоянка в пределах островка, который находится в месте разделения транспортных потоков попутного направления, но не на перекрестке.

Часто в таких местах находятся камеры фиксации нарушений, штрафующие водителей за поворот из средних рядов. В таком случае применяется штраф по статье 12.16 КоАП РФ за нарушение требований разметки. Стоянка на островке безопасности и в этом случае не возбраняется, правда, за проезд на него придется заплатить 500 рублей штрафа.

Эвакуация автомобиля в этом случае не предусмотрена, если перед таким островком нет знака 3.27 или нет желтых линий разметки.

Можно ли стоять на островке безопасности

Разграничительная зона обустраивается не только ради того, чтобы выделить полосы для организованного движения автомобилей. Это возможно и без островка безопасности. В самом определении расшифровывается его предназначение. Зона необходима для того, чтобы не успевший пересечь проезжую часть пешеход имел шанс дождаться зеленого сигнала светофора и продолжить следование до тротуара.

Если речь об этой категории участников движения, не стоит сомневаться, можно ли стоять на островке безопасности по ПДД. А в подпункте 4.6 есть прямое требование, как поступать тем, кто находится на проезжей части, когда для машин уже зажегся зеленый сигнал светофора:

Читайте также:  Порядок получения наследства без завещания

Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на островке безопасности или на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений.

Другое дело, когда речь о транспортном средстве. Для него остановка на островке безопасности ПДД не только не предусмотрена, но и запрещена. Прямого указания на этот счет нет. Среди мест, где остановка не может осуществиться, зона безопасности не упоминается. Разве что в случае, когда она располагается на пешеходном переходе. Этот участок, а также пространства на расстоянии 5 м от его краев, внесены в список зон, где ТС не имеют права прерывать или прекращать движение.

Но останавливаться на островке безопасности автомобили не должны, даже когда он не относится к пешеходному переходу. Запрет объясняется двумя причинами:

  • В пункте 12 Правил четко сказано, где следует останавливаться ТС. Действие допустимо на обочине с правой стороны дороги или у того же края проезжей части в ее отсутствие. Можно остановиться и слева, если речь о населенном пункте, а полоса для езды в каждом направлении только одна, нет посередине трамвайных путей. Центр дороги в список разрешенных для этого мест не входит.
  • Границы участков безопасности для пешеходов обозначаются сплошными линиями. А такую разметку пересекать нельзя.

Раз в указанной зоне не допускается остановка, стоянка транспорта там тем более непозволительна.

Что это такое? Определение

Постараемся не сыпать юридической терминологией (хоть без нее совсем и не обойтись), а объяснять все простым и доступным большинству языком.

Островок безопасности – это место на разделительной полосе или проезжей части в районе пешеходного перехода, где пешеходы могут дождаться возможности перейти дорогу далее.

Это может быть территория, выделенная только разметкой, или и разметкой, и бордюром (приподнятый островок безопасности). Кроме этого существует ГОСТ Р 52766-2007 (регламентирует элементы обустройства дорог общего пользования), задающий отдельные нормы. О них поговорим ниже подробнее.

Сразу оговоримся, что приподнятые островки, а тем более переходы в местах, оборудованных ограждением, рассматривать не будем. Мало кому придет в голову ездить там или парковаться. Наша дальнейшая задача разобраться с островками, обозначенными только разметкой.

Можно ли стоять на островке безопасности

Разграничительная зона обустраивается не только ради того, чтобы выделить полосы для организованного движения автомобилей. Это возможно и без островка безопасности. В самом определении расшифровывается его предназначение. Зона необходима для того, чтобы не успевший пересечь проезжую часть пешеход имел шанс дождаться зеленого сигнала светофора и продолжить следование до тротуара.

Если речь об этой категории участников движения, не стоит сомневаться, можно ли стоять на островке безопасности по ПДД. А в подпункте 4.6 есть прямое требование, как поступать тем, кто находится на проезжей части, когда для машин уже зажегся зеленый сигнал светофора:

Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на островке безопасности или на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений.

Другое дело, когда речь о транспортном средстве. Для него остановка на островке безопасности ПДД не только не предусмотрена, но и запрещена. Прямого указания на этот счет нет. Среди мест, где остановка не может осуществиться, зона безопасности не упоминается. Разве что в случае, когда она располагается на пешеходном переходе. Этот участок, а также пространства на расстоянии 5 м от его краев, внесены в список зон, где ТС не имеют права прерывать или прекращать движение.

Штраф за заезд и пересечение островка безопасности

Штрафные санкции за нарушение предписаний разметки на дороге может накладываться на автомобилиста как при совершении правонарушения (если сотрудник ГИБДД поймал вас на горячем), так и намного позже, по почте. Последний вариант актуален в том случае, если нарушение было зафиксировано камерой дорожного слежения. Зачастую, сумма материального наказания за переезд линий или остановку на островке безопасности составляет 500 рублей и мало кто из автовладельцев спешит обжаловать его в суде, куда проще просто заплатить. Однако, если внимательно изучить ПДД РФ, то при аргументации штрафа служители Закона не могут ссылаться на пункты 1.16.1, 1.16.2 или 1.16.3, поскольку в этих пунктах ПДД описывается только сама разметка и о штрафах ничего не сказано.

Где можно, а где нельзя парковаться во дворе жилого дома?

Предусмотрена ли ответственность для водителя при наезде только одним колесом во время выполнения обгона – да, предусмотрена в ПДД. Камеры автоматической фиксации (а именно они помогают запечатлеть 90% нарушений) настроены таким образом, что считают за нарушение любое пересечение сплошной линии.

Часто в таких местах находятся камеры фиксации нарушений, штрафующие водителей за поворот из средних рядов. В таком случае применяется штраф по статье 12.16 КоАП РФ за нарушение требований разметки. Стоянка на островке безопасности и в этом случае не возбраняется, правда, за проезд на него придется заплатить 500 рублей штрафа.

Читайте также:  Выплаты на детей в приемных семьях: кому сколько положено

Работала корректором в издательстве, специализирующемся на периодических изданиях экономической тематики, писала статьи для профильных журналов по кадровому делопроизводству. С 2021 года работает в «Рамблере».

Как оказалось, ситуации с проездом по «островкам» могут подпадать под разные статьи КоАП. Кроме того, оказалось, что многие автомобилисты до сих пор уверены, что на таких островках можно безнаказанно останавливаться, когда, например, заблудился в дороге.

Что такое островок безопасности на дороге, можно ли заезжать и парковаться на разметке?

Говорят, что человек может привыкнуть даже к самым строгим, драконовским, но постоянным законам. И, наоборот, будет чувствовать себя некомфортно при законах мягких и здравых, но если их нормы постоянно меняются. Именно на второй вариант и похожа сегодня ситуация с островками безопасностями на российских дорогах.

Все указать, расписать, регламентировать – может и неплохая идея. Но поменять все кардинально, при этом оставляя в силе и старые нормы, не указывать напрямую на санкции, но выписывать штрафы, запутать автолюбителей так, что они перестали понимать где можно останавливаться, и как именно перемещаться в районе этой разметки – это не только плохая задумка, это прямые проблемы для дорожного движения.

Однако на свете есть автоюристы! И мало кому удается запутать эту категорию профессионалов, готовых помочь разобраться. Сложностям, связанным с островками безопасности (их нормам и штрафам за нарушения) будет посвящена эта статья.

Можно ли стоять на островке безопасности

Разграничительная зона обустраивается не только ради того, чтобы выделить полосы для организованного движения автомобилей. Это возможно и без островка безопасности. В самом определении расшифровывается его предназначение. Зона необходима для того, чтобы не успевший пересечь проезжую часть пешеход имел шанс дождаться зеленого сигнала светофора и продолжить следование до тротуара.

Если речь об этой категории участников движения, не стоит сомневаться, можно ли стоять на островке безопасности по ПДД. А в подпункте 4.6 есть прямое требование, как поступать тем, кто находится на проезжей части, когда для машин уже зажегся зеленый сигнал светофора:

Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на островке безопасности или на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений.

Другое дело, когда речь о транспортном средстве. Для него остановка на островке безопасности ПДД не только не предусмотрена, но и запрещена. Прямого указания на этот счет нет. Среди мест, где остановка не может осуществиться, зона безопасности не упоминается. Разве что в случае, когда она располагается на пешеходном переходе. Этот участок, а также пространства на расстоянии 5 м от его краев, внесены в список зон, где ТС не имеют права прерывать или прекращать движение.

Но останавливаться на островке безопасности автомобили не должны, даже когда он не относится к пешеходному переходу. Запрет объясняется двумя причинами:

  • В пункте 12 Правил четко сказано, где следует останавливаться ТС. Действие допустимо на обочине с правой стороны дороги или у того же края проезжей части в ее отсутствие. Можно остановиться и слева, если речь о населенном пункте, а полоса для езды в каждом направлении только одна, нет посередине трамвайных путей. Центр дороги в список разрешенных для этого мест не входит.
  • Границы участков безопасности для пешеходов обозначаются сплошными линиями. А такую разметку пересекать нельзя.

Общие правила движения пешеходов

Данная категория участников является самой незащищенной среди остальных, поскольку находятся они вне транспортных средств и передвигаются при помощи ног.

Правилами дорожного движения для пешеходов установлен особый порядок их передвижения. Данные нормы перемещения пешеходов законодательно закреплены в пункте 4 ПДД 1993 г. № 1090. В условиях реального движения пешеходы обязаны ходить по тротуарам. Возможно передвижение по специальным полосам и дорожкам для велосипедистов. По обочине человек может идти тогда, когда специально выделенного пространства не имеется. Если нет боковой части, то ходить можно по дороге справа. Кроме того, правилами дорожного движения для пешеходов, которые следуют группами, предусмотрен порядок перемещения в 1 ряд друг за другом. Чтобы вести постоянное наблюдение за передвижением автотранспорта, пешеходам необходимо двигаться навстречу потоку машин. В вечернее и ночное время, а также в условиях плохой видимости (снегопад, дождь, туман и т. п.) для пешеходов ПДД рекомендуется одевать одежду со светоотражающими элементами. Это обеспечивает их видимость водителем.

Перед выходом на дорогу пешеходы обязаны оценить обстановку и удостовериться в безопасности своего передвижения.

Запрещается мешать движению автомобилей, долго стоять и задерживаться на дороге, если эти действия не направлены на безопасность движения. В случаях задержки при переходе на другую сторону дороги прохожий должен остановиться на линии, которая разделяет потоки транспорта, или на островке. Данное правило хорошо известно каждому пешеходу, поскольку все понимают, насколько велика возможность создания аварийной ситуации на дороге, и никто не хочет узнать на себе лично, что это такое. Островок безопасности ПДД в данном случае служит неким путеводителем, в какой-то мере остерегающим пешехода от опасности.

Читайте также:  Взыскание морального вреда при ДТП

Ожидать такси и автобус, который двигается по установленному маршруту, можно только на площадках для посадки, возвышающихся над проезжей частью, а в случаях их отсутствия – на тротуаре или обочине. На не оборудованные такими элементами остановки разрешается выходить для посадки в ТС лишь после его полной остановки. При высадке нужно, не задерживаясь, покинуть дорогу.

Немедленно уйти с проезжей части или воздержаться и остаться в безопасном месте необходимо тогда, когда к месту перехода приближается транспортное средство с работающим синим проблесковым маячком (может быть синего и красного цветов) и звуковым специальным сигналом.

Что делать, если выписали протокол о нарушении?

Если штраф выписан и водитель с ним согласен, его надо оплатить. Причем большинство штрафов, за исключением повторных нарушений, если они были оплачены в течение 20 дней, могут быть погашены со скидкой в 50% (ч.1.3 ст.32.2 КоАП РФ).

Если водитель не согласен с выписанным постановлением, он может обжаловать штраф. Оспорить можно:

Обжалуется штраф за наезд или движение по островку безопасности по месту произошедшего. Обратиться с заявлением можно либо к начальнику местной ГИБДД, либо в районный суд. Оба варианта равнозначны по возможности решения данного вопроса.

В завершении хотим еще раз напомнить, речь в статье шла именно об островке безопасности, т.е. ограниченном пространстве, связанном с пешеходным переходом. Нередко с ним путают «направляющие островки» — похожи разметки, но не имеющие отношения к пешеходам. Правила для обоих случаев могут отличаться.

Что касается островков безопасности, то очевидно, что нарушений, связанных с ними, довольно много. В зависимости от обстоятельств, это могут быть небольшие проступки со штрафов в 500 рублей или серьезные правонарушения, предполагающие лишение прав. В последнем случае вам поможет юрист по лишению водительских прав.

Не стоит нарушать ПДД и стоять, оставлять машину на островке безопасности, но нужно знать и свои права, чтобы не быть обвиненным напрасно.

Данный вопрос порождает множество спорных ситуаций. Большинство водителей утверждают, что стоять на островке безопасности можно.

В крупных городах иногда сложно найти на парковке свободные места. В связи с этим некоторые лица оставляют свои транспортные средства на островке безопасности. При этом они абсолютно уверены в том, что за совершением данного действия не последует наложение административной ответственности.

Так можно ли стоять на островке безопасности? Если внимательно изучить ПДД, то можно сделать вывод о том, что данный вопрос никоим образом не регламентируется. Точнее, в документе написано, что зона предназначена для пешеходов. В ПДД нет ни слова о том, что въезд или выезд водителям запрещен. Однако стоянка на островке безопасности запрещена.

Каким образом ДПС может доказать вашу вину?

При составлении протокола о правонарушении сотрудник ДПС должен привести веские доказательства произошедшего. Как правило, к делу прилагаются материалы по нарушению, сделанные при помощи видео- или фотосъемки.

Возможности современных технических устройств позволяют составить доказательную базу, которая предельно четко и ясно освещает картину произошедшего события. Если есть возможность, сотрудник ДПС непременно попытается запастись свидетельскими показаниями. Для этого непосредственно на месте составления протокола просят дать показания очевидцев нарушения.

В крупных городах нарушение правил разметки (пересечение островка безопасности) фиксируется с помощью автоматических видеокамер, установленных по городу. И в этом случае водитель получит постановление по почте в виде “письма счастья”.

Что такое островок безопасности и как он выглядит

Варианты разметки «дорожных островов» приведены в ПДД России в пунктах 1.16.1–1.16.3, но все они обозначают место на проезжей части, необходимое для лучшей регулировки движения и предупреждения аварийной ситуации на сложных участках. Такая разметка может находиться на самой дороге или рядом с разделительной полосой, но в любом случае должны соблюдаться требования ГОСТа к размерным значениям.

К примеру, от края дороги и до черты островка должно оставаться 7,5 м, а ширина самого выделенного участка не может быть уже пешеходного перехода при его длине от 1,5 м. (перефразировать, не понятно) Не заметить обозначение островка на дороге просто невозможно, поскольку все нанесённые толстые белые полосы (как горизонтальные, так и вертикальные или контуры) сильно выделяются на фоне тёмного полотна, да и ширина такого участка не позволит ему остаться незамеченным. Края островков всегда обозначаются одинарной сплошной линией, пересекать которую в соответствии с ПДД РФ запрещено.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *