Получение водительского удостоверения
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Получение водительского удостоверения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Теоретические занятия проходят в группах по 10-20 человек. Преподаватель рассказывает о ПДД, просит купить актуальное издание. Также педагог рассказывает о штрафах, которые грозят за те или иные нарушения. На занятиях разбираются конкретные ситуации. Педагог рисует их на доске или просит приобрести книгу с билетами.
Как проходят занятия по теории
Во время теоретических занятий ваша задача – не хвататься сразу за все. Конспектируйте речь преподавателя кратко, но понятно. Выделяйте маркером то, на чем педагог акцентирует внимание. Купите сборник билетов и решайте их дома, закрепляйте уроки в автошколе. Не стоит заучивать ответы – вы должны понимать, из чего состоит машина и как себя вести на дороге.
Длится занятие по теории 1,5-3 часа. Часто теоретический экскурс заканчивается внутришкольным экзаменом: ученики решают 2 билета или проходят виртуальный тест.
Курс обучения в автошколе состоит из двух дисциплин:
- изучения Правил дорожного движения («теория ПДД»);
- получения практических навыков вождения («практика управления автомобилем).
Теоретическая часть (продолжительность 130 часов) |
Изучение Правил дорожного движения |
Основы безопасного движения |
|
Изучение основ законодательства в области дорожного движения |
|
Первая медицинская помощь |
|
Изучение конструктивных особенностей автомобиля |
|
Курс безопасной перевозки пассажиров и грузов |
|
Практическая часть (продолжительность 56 часов) |
Вождение на автодроме |
Вождение в городе |
|
Внутренний экзамен в автошколе (4 часа) |
Тестирование по билетам (теория), экзамен по вождению (автодром и город) |
Пересдачи: сколько, когда, где
По статистике с первого раза экзамен сдают только 30 % обучающихся. Успешная или неуспешная сдача внутреннего экзамена зависит только от вас – автошколе невыгодно показывать низкий уровень готовности курсантов к экзамену, поэтому намеренные «завалы» очень редки, и учреждения, грешащие этим, обычно имеют дурную славу. Не стоит путать «завалы» с ужесточенными требованиями – внутренний экзамен везде и всегда сложнее того, который вы будете сдавать в ГАИ, причем это может быть даже оговорено в договоре и/или внутреннем уставе школы. Это идет на пользу и ученикам, и самому заведению.
Если вы ухитрились провалить экзамен в школе, вам придется выждать минимум 1 для пересдачи теории и еще минимум 2 дня – для пересдачи практики, причем при пересдаче практики вы платите за аренду авто у своей автошколы. Это нормально, т.к. в эту сумму включена сумма за бензин и техобслуживание.
Что касается этого самого экзамена в ГАИ, не будем врать, что здесь тоже все в руках ученика (по крайней мере, не во всех городах дело обстоит именно так), но «завалить» того, кто знает ПДД назубок и отлично управляется с механизмом управления авто, куда сложнее. Скорее всего, от явного «отличника» быстро отстанут, и он получит права в первую же сдачу.
Возврат средств за некачественное обучение
Если вы считаете, что автошкола должна вернуть денежные средства за некачественное обучение, в результате которого вы не можете сдать экзамен, вам нужен «Закон о правах потребителя». В соответствии с ним автошкола будет обязана возместить вам затраченное в полном объеме.
Самым сложным будет доказать, что виновата именно автошкола, а не невнимательный и нерадивый ученик. Но шансы это сделать все-таки есть. Во-первых, вам нужно будет написать претензию на имя самой автошколы (на юридическое лицо, естественное), и иметь на руках письменное заверение о том, что школа претензию получила. Во-вторых, необходимо найти веские доказательства халатности автошколы и ее персонала. Ими могут служить:
* здесь нужно брать во внимание, что, скорее всего, в договоре у вас указаны академические, а не астрономические часы, то есть условленный час обучения равен 45, а не 60 минутам.
Главное – не теряйте присутствия духа: регулярное посещение автошколы и отличное знание ПДД сделают вас неуязвимым для любых проблем.
Пройти медосмотр в частной клинике
Как это работает. Кроме справки из автошколы нужна еще и медицинская справка. Во время медосмотра проверят, можете ли вы водить машину, какие есть противопоказания. Например, тем, кто плохо видит, положено водить машину в очках.
Вот каких врачей нужно пройти, если хотите водить легковой автомобиль:
Медосмотр можно пройти в обычной поликлинике. Это может занять несколько дней, если врачи принимают в разные дни. Поэтому справки часто оформляют в частных медцентрах. Закон это разрешает. Главное — проверить, чтобы у клиники была нужная лицензия.
Психиатра и нарколога по правилам нельзя проходить в частных клиниках. То есть все равно придется ехать в психоневрологический и наркологический диспансеры. Однако на практике частные медцентры нередко выдают справки с подписями всех врачей, включая и психиатра. Это нарушение установленного порядка, поэтому легитимность таких справок под вопросом. Возможно, никаких проблем на практике с ними и не возникнет, но все-таки получать справку таким путем рискованно.
Внутренний экзамен на автодроме
С 1 апреля 2021 года в России изменился порядок проведения экзамена по вождению. Если раньше практический этап состоял из двух испытаний, которые проводились на закрытой площадке и в городе, то теперь «площадка» и «город» сдаются одновременно. Экзаменатор в лице сотрудника Госавтоинспекции объективно оценивает готовность претендента на получение водительского удостоверения исключительно в условиях реального дорожного движения.
Навыки по парковке автомобиля, развороту в ограниченном пространстве и началу движения на подъеме, которые ранее проверялись на закрытой площадке, адаптированы для их проверки в условиях города.
Это вовсе не означает, что автошколы отказались от автодромов — курсанты продолжают оттачивать первоначальные навыки управления транспортным средством на специально оборудованных закрытых площадках.
Чтобы получить зачет на внутреннем экзамене, курсант должен продемонстрировать удачное выполнение всех традиционных упражнений на автодроме, а именно:
«Не учебные маршруты нужно учить, а работать с педалями, рычагом КПП и рулем»
Ведущий рубрики предлагает переместиться в автомобиль. Управлять будет Елена, которая получила права три месяца назад. С содроганием она говорит, как это далось, и немного стесняется, что получилось не сразу: «Я сдавала больше трех раз».
По наблюдениям Юрия Краснова многие курсанты теоретически подготовлены хорошо, назубок знают ПДД, сколько «лошадей» у последней BMW 5-Series, но когда дело доходит до практики…
Это характерно и для более опытных водителей — глубина теоретизирования не соответствует практическим навыкам, что видно по некоторым прошлым выпускам «Разборов…».
Теорию Елена сдала с первого раза, что тоже очень типично: курсанты наизусть помнят названия разметок, требования знаков и последовательность действий при кровотечении. Однако как только выезжают на площадку и тем более в город — начинаются проблемы.
— В первый раз я провалилась на площадке, — продолжает героиня. — У нас была Daewoo Matiz без гидроусилителя руля. Автомобиль заглох при съезде с эстакады. Когда пришла самостоятельно, уже была другая машина и я не смогла выполнить этот элемент.
Четвертая ловушка. Ложное использование поворотников
На перекрестке Железнодорожная — Щорса возникает дилемма, когда включить указатель поворота. Нажмешь на рычаг раньше — дезинформируешь (вдруг задний водитель решит, что ты на встречную поедешь?), а позже — посчитают как незаблаговременный сигнал…
— На экзамене раннее включение поворотника может считаться ошибкой, — вновь делится опытом Елена.
Это может быть сформулировано иначе, но смысл такой: старательный курсант, подъезжая к перекрестку и помня команду совершить поворот, заранее включает указатель. Бац! Ошибка… Оказывается, до нужного съезда была стоянка и задний водитель мог решить, что вы станете там парковаться.
Но позвольте! Тогда, выходит, надо включать поворотник за десять метров до светофора? А что же случится, если предупредишь о маневре раньше?
Какая разница движущемуся следом — станете вы сворачивать сейчас или чуть позже. Для него это означает, что передняя машина скоро начнет снижать скорость.
Снова вспомним немецкий опыт. В Германии за ошибку на экзамене принимают систематическое невключение поворотников. То есть за один-два раза никто экзамен не остановит, лишь сделают замечание.
Из чего состоит обучение в автошколе
Результатом последней образовательной реформы стало увеличение количества часов обучения в автошколе. В общей сложности их будет 190, а разделятся они следующим образом:
На теоретических уроках ученики изучают: устройство транспортных средств, правила дорожного движения, особенности поведения других автомобилистов и пешеходов, основы эксплуатации машины, профильное право, оказание первой медицинской помощи. Практические занятия вначале проходят на автодроме, где отрабатываются упражнения, освоение которых необходимо для безопасного вождения. Затем ученик с инструктором выезжает в город. В условиях интенсивного уличного движения прорабатываются разные маршруты, поведение на перекрестках, железнодорожном переезде и др.
По окончании учебы в автошколе сдаются внутренние экзамены. Преподаватели проверяют знание ПДД и другой теории, а также организуют практическое испытание. После успешной сдачи ученики направляются в ГИБДД.
Теоретическая подготовка
Прежде чем кандидат в водители сядет за руль, он должен освоить азы теории правил дорожного движения. С преподавателем он изучает ПДД, дорожные знаки, разметку, систему штрафов. Поскольку сдача экзамена в ГИБДД проходит по билетам, придется приобрести актуальный сборник вопросов. Их же можно найти на официальном сайте Госавтоинспекции.
Несколько занятий в обязательном порядке посвящено изучению основ оказания первой медпомощи. К сожалению, ДТП и другие происшествия на дорогах – не редкость. Водитель должен знать, как останавливать кровотечение, проводить реанимационные мероприятия.
Также ученики поверхностно знакомятся с устройством автомобиля. Много времени этому не уделяется, но приблизительное представление о силах, заставляющих машину двигаться, нужно иметь.
Четвертый тематический блок программы обучения связан с основами безопасности дорожного движения. Учащиеся на лекции узнают, как держать дистанцию и боковой интервал, реагировать на нестандартные дорожные ситуации, ездить в плохих погодных условиях и другие полезные моменты.
Стандартное занятие в автошколе длится полтора часа, иногда проводят сдвоенные уроки, продолжающиеся три часа. Преподаватель имеет право регулярно проверять, как усваиваются знания, путем небольших тестов. В конце теоретического курса проводят итоговое тестирование. Если ученик заваливает его, придется пересдавать, пока результат не будет удовлетворительным.
Можно переходить к практике. Иногда занятия по вождению начинаются до завершения теоретического курса. Но большинство автошкол допускают учеников до практики только после полного освоения теории.
Что означает внутренний экзамен и зачем он нужен?
Внутренний экзамен в автошколе является репетицией перед сдачей экзамена в ГИБДД. Он проводится сотрудниками автошколы и его результаты не передаются в ГИБДД. При этом не существует единых правил сдачи внутреннего экзамена, т.е. требования к кандидатам в водители определяются самой автошколой.
Внутренний экзамен в первую очередь необходим автошколам для того, чтобы отсеять плохо подготовленных кандидатов в водители. Автошколы можно понять, ведь если бы до экзаменов допускались все плохо подготовленные учащиеся, то очереди на сдачу выросли бы в несколько раз. А они и сейчас достаточно большие.
Что касается самого кандидата в водители, то для него сдача внутреннего экзамена является обязательной, поскольку только после нее он может получить документ о прохождении обучения, который необходим для допуска к экзамену в ГИБДД в 2021 году.
Примечание. С 5 ноября 2013 года экзамен в ГИБДД можно сдать только после обучения в автошколе. Сдача на права экстерном отменена.
Когда вы впервые сядете за руль, то будет казаться, что слишком много всего необходимо держать в голове.
Отчасти это правда: приходится контролировать машину, обращать внимание на светофоры и световые индикаторы приборной панели, следить за дорогой и бдительно наблюдать за потенциальными угрозами повсюду вокруг вас, при всём этом не забывая слушать советы инструктора.
Последнее наиболее важно на первом уроке: инструктор поможет вам узнать неочевидные вещи и заметит, если вы что-то делаете не так. Конечно, без причин вас отвлекать не будут (если с вами завели какой-то повседневный диалог, то скорее всего инструктор заметил, что вы слишком напряжены).
Но чтобы привыкнуть требуется не так и много времени. Вскоре вы заметите, что делаете многие вещи на автомате. Водить просто, главное верить в себя – права есть у 62% населения не просто так.
Кто может получить водительские права
Для реализации целей обеспечить безопасность дорожного движения, ст. 26 ФЗ № 196, действующего в последней редакции от 30.07.2019, определены условия получения удостоверения, подтверждающего право управлять транспортным средством.
Внимание акцентируется, прежде всего, на отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья лиц, которые могут быть допущены к сдаче экзаменов после прохождения профессиональной подготовки водителей.
Вторым критерием допуска к экзаменам является возраст.
Для наглядности приведем таблицу, со скольки лет можно получить права разных категорий:
Минимальный возраст | Категории ТС | Подкатегории ТС |
16 лет | «M» | «A1» |
18 лет | «A», «B», «C» | «B1», «C1» |
19 лет (для лиц, проходящих воинскую службу) | «D» | «D1» |
21 год | «D», «Tm», «Tb» | «D1» |